Слайд 1Урок литературы в 8 классе Художественная идея поэмы
Цель урока:
выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в полноте жизни и достигаемой в борьбе.
А ваша цель?
Закрепить… Познакомиться… Научиться…
Слайд 3Проверка домашнего задания
Творческая история создания поэмы «Мцыри»
Генерал А.П. Ермолов, 1843 год
Слайд 4А.С. Пушкин: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!..»
М.Ю.
Лермонтов: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Слайд 5Жанровое своеобразие
Поэма –
лиро-эпическое произведение:
отражение чувств и переживаний автора,
изображение с исторической широтой народной жизни.
Исповедь – художественное произведение, где рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира
Слайд 6Романтизм – направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в
ярких образах высокое назначение человека.
- Действие – на фоне природы.
- Герой – человек исключительной силы и отваги.
- Герой умирает, но смерть его прекрасна.
Слайд 7 Эпиграф: «Вкушая, вкусил мало меда, и вот я умираю»
Мед (метафора) – сладость свободы
Слайд 8Монастырь - тюрьма
- Уход от людей, отказ от собственной личности. - - Условия жизни – послушание. -- Невозможность возвращения к жизни.
Слайд 9 Цель побега: «…Я цель одну – пройти в
родную сторону – имел в душе».
Представление Мцыри о свободе – мечта о возвращении на родину.
Слайд 10
Гордый и дикий, с
«могучим духом его отцов».
Пугливый и хрупкий, как «в тюрьме воспитанный цветок».
Образ Мцыри
Слайд 11Природа в поэме
Мцыри не отступает от своей путеводной идеи, борется
и перед смертью продолжает думать о своей родине.
Слайд 12Художественная идея поэмы
Полнота жизни, достигаемая в борьбе, утверждение идеалов
свободы даже в трагических условиях поражения.
Слайд 13Итоги урока
Составление синквейна
Сущ. – тема
Прил. прил. – описание темы
Гл. гл. гл. – действия, раскрывающие тему
Фраза – отношение к теме
Сущ. – вывод (итог, резюме)
Слайд 20Задания
И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев,
зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса. На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову. Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у неё день рождения.
— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но всё-таки лучше было спросить.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Почему Кира на общей линейке призналась, что именно она сорвала огурец?»
1) Кира на самом деле сорвала огурец для Лёки в день её рождения.
2) Кира вместе с Лёкой съела огурец и считала правильным защитить маленькую девочку от позора.
3) Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя.
4) Кира не знала, кто «украл» долгожданный огурец, но, так как была для младших «мамой», посчитала верным защитить любого из них.
Слайд 21Задания
Но летать продолжал с тем же холодным азартом. Самолёт, на котором
летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. Даже командир полка, опытный лётчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
... Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию.
– Это кто? Жена? – осторожно спросил Лёвушкин.
– Нет, сын, – тихо ответил Яровой.
– А можно посмотреть?
Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию.– Он что, у вас, в Ленинграде? – спросил Лёвушкин, откуда-то знавший, что Ленинград – родина Ярового.
– А теперь его нет, – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.
– Вы помните сообщение о первом крупном налёте «юнкерсов» на Ленинград? Фашистская фугаска попала тогда в дом. Сын и жена...
Голос его оборвался...Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза... И каждый подумал в ту минуту, что, очевидно, такими они бывают, когда Яровой идёт на цель на своём самолёте и жмёт на гашетки, обрушивая на врага снаряды и бомбы...
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Яровой так отчаянно рвался в полеты?»
1) (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
2) (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистую.
3) (37)Фашистская фугаска попала тогда в дом. (39)Сын и жена...