Слайд 2
Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Слайд 3
Восточное сказание
«Три пальмы»
Слайд 4
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник
между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.
Слайд 5
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью
ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
Слайд 6
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На толь мы родились, чтоб
здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор? …
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Слайд 7
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок
золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Слайд 8
Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки
порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали …
И, стан худошавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
Слайд 9
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И
белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.
Слайд 10
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины
,звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.
Слайд 11
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И
пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Слайд 12
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом
печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Слайд 13
И нынче всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с
гремучим ключом:
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Слайд 14
Есть ли сюжет в стихотворении « Три пальмы»?
Что лежит в его
основе?
Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?
К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?
Слайд 15Дактиль( - - - )
Амфибрахий( - - - )
Анапест( - -
- )
Каким размером написана баллада?
В песчаных\степях а\равийской\ земли
Слайд 16Смежная(АА ББ )
Перекрёстная (АБ АБ )
Кольцевая (А ББ А )
Способы рифмовки
в стихотворении.
Слайд 17
В песчаных степях аравийской земли (А)
Три гордые пальмы высоко росли.
(А)
Родник между ними из почвы бесплодной, (Б)
Журча, пробивался волною холодной, (Б)
Хранимый под сенью зелёных листов, (В)
От знойных лучей и летучих песков. (В)
Определите способ рифмовки в балладе.
Слайд 18Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом .
Сколько
картин вы представили ?
Слайд 22Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
О чём мечтали пальмы до прихода
каравана?
Слайд 23Вывод. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о
пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
Слайд 24
Как отнеслись пальмы к приходу гостей?
Как поступили люди с пальмами?
Слайд 25КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО
КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ
Слайд 26
Аллитерация(звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность.
Найдите в
тексте пример аллитерации.
Для чего она нужна?
Слайд 27СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.
-ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И
КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?
Слайд 28
Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.
Прекрасный оазис в начале произведения
и картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.
Слайд 29
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС :
НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ , ЧТО КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ.
ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХ , КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.
Слайд 30
ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ
РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ.
Слайд 31
Белинский Виссарион Григорьевич
(1811 – 1848 )
Слайд 32«Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок
сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь ещё и ёщё осязать её.
Нечего хвалить такие стихи – они говорят сами за себя и выше всяких похвал …»
В.Г.Белинский «Стихотворения М. Лермонтова»