Презентация, доклад к уроку литературы в 5 классе на тему:М.И.Цветаева Книги в красном переплёте

Содержание

Марина Ивановна Цветаева 1892 - 1941

Слайд 1Тема урока:
Книги нашей жизни
М.И.Цветаева
«Книги в красном переплёте»


Тема урока:Книги нашей жизниМ.И.Цветаева«Книги в красном переплёте»

Слайд 2Марина Ивановна Цветаева 1892 - 1941

Марина Ивановна Цветаева  1892 - 1941

Слайд 3Краткая биография
Марина Ивановна родилась в образованной и обеспеченной семье. Отцом ее

был знаменитый ученый Иван Владимирович Цветаев, который основал музей, находящийся ныне в Москве, на улице Волхонка, неподалеку от Кремля. Его официальное название – Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (ГМИИ). А когда-то он носил имя самого Цветаева.
В зрелые годы Марине Ивановне придется пройти через серьезнейшие испытания. После революции 1917 года и Гражданской войны она уедет в эмиграцию, перенесет множество бед, вернется в Советский Союз и здесь трагически погибнет. Но когда она писала стихотворение «Книги в красном переплете» (между 1908 и 1910-м годами, то есть она была ровесницей сегодняшних одиннадцатиклассников), никто не мог предвидеть такого поворота событий. Тем не менее, Цветаева пишет об утраченном Рае, о невозвратимом счастье. В чем тут дело? И как это стихотворение связано со сквозной темой этого учебного года, - героями в жизни и литературе?

Краткая биографияМарина Ивановна родилась в образованной и обеспеченной семье. Отцом ее был знаменитый ученый Иван Владимирович Цветаев,

Слайд 4 История создания  
Стихотворение «Книги в красном переплете» написано примерно в период 1908-1910

гг. В то время М. Цветаева начала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Произведение вошло в раздел «Детство». Молодой автор чувствовала, что ЕЕ детство уходит в прошлое, впереди ее ждало большое взрослую жизнь. В дальнейший путь она взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства (музыки и литературы), которые полюбила с детства.

История создания    Стихотворение «Книги в красном переплете» написано примерно в период 1908-1910

Слайд 5 Чтение стихотворения учителем
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие

друзья
В потертом, красном переплёте.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало,
- Уж поздно! - Мама, десять строк!.. -
Но, к счастью, мама забывала
Чтение стихотворения учителем  Из рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзьяВ потертом, красном переплёте.Чуть

Слайд 6Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я

узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.

Дрожат на люстрах огоньки...Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома.Темнеет, в воздухе свежо...Том

Слайд 7Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже!

Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Светлее солнца тронный зал,Над стройным мальчиком - корона...Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:«Позвольте, я наследник трона!»Ушел во

Слайд 8Прежде чем приступить к анализу стихотворения, проясним некоторые детали. Вы, конечно,

догадались, что автор «книг в красном переплете» - американский писатель Марк Твен. Его приключенческий роман о Томе Сойере мы с вами читали.
Что такое приключенческая литература? Каких еще писателей – авторов приключенческих повестей и романов вы знаете?
Прежде чем приступить к анализу стихотворения, проясним некоторые детали. Вы, конечно, догадались, что автор «книг в красном

Слайд 9Осталось ответить на еще один важный вопрос. А почему же именно

книги и герои Марка Твена связаны для Цветаевой с образом утраченного рая?
Во-первых, потому что она действительно очень любила его романы.
А, во-вторых, обратите внимание на то, что у Марка Твена все герои словно бы выстроены парами: Том и Бэкки. Том и Гекльберри Финн. Принц и Нищий. В мире, центром которого были детские книги, царят дружба и любовь, и они объединяют людей. А в мире, которому теперь принадлежит Цветаева, уже появилась трещина, людей разделяющая. И воспоминание о детском рае, о детских книгах, о героях Марка Твена дает ей новое счастье – счастье воспоминания. Вспоминая об утраченном рае, она хотя бы ненадолго возвращается в него.
Осталось ответить на еще один важный вопрос. А почему же именно книги и герои Марка Твена связаны

Слайд 11Словарная работа

1. Диоген - древнегреческий философ, который по преданию

жил в бочке.
2. Принц и нищий - герои повести Марка Твена «Принц и нищий» - похожи друг на друга английский принц Эдуард Тюдор и маленький нищий Том Кенти, которые волею судьбы поменялись своими ролями; попав в непривычную среду, каждый из них открыл для себя важные истины.

Словарная работа  1. Диоген - древнегреческий философ, который по преданию жил в бочке.2. Принц и нищий

Слайд 12Литература и искусство
В стихотворении М. Цветаевой упоминаются имена великих композиторов XIX

века. - Эдварда Гриґа (Норвегия)» Роберта Шумана (Германия), Цезаря Кюи (Россия). Композиторов объединяет то, что в их произведениях находили воплощение народные образы, сказочные сюжеты, природа родного края. их музыка полна света и радости, в ней нет тревоги И напряжения. Марине Цветаевой очень нравилась мелодия Е. Ґрига -«Утреннее настроение». Вы можете ее прослушать с помощью Интернета.

Литература и искусство В стихотворении М. Цветаевой упоминаются имена великих композиторов XIX века. - Эдварда Гриґа (Норвегия)»

Слайд 13 Работа с текстом
1. С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем

детстве?
2. В каких цветах автор изображает прошлые годы? Что, по вашему мнению, могут означать эти цвета?
3. Какими вам показались отношения матери и дочери, домашняя атмосфера в стихотворении?
4. Назовите литературные произведения, их авторов и персонажей, которые упоминаются в стихотворении М. Цветаевой.
5. Назовите имена и фамилии композиторов, упомянутых в произведении. Почему именно они, по вашему мнению, были близкими сердцу героини стихотворения?

Работа с текстом 1. С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?2. В каких цветах

Слайд 146. Какие эпизоды из книги «Приключения Тома Сойера» вы узнали в

стихотворении М. Цветаевой?
7. Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции, переживания героини.
Найдите эпитеты и метафоры.

 

6. Какие эпизоды из книги «Приключения Тома Сойера» вы узнали в стихотворении М. Цветаевой?7. Определите в тексте

Слайд 15«Но, к счастью, мама забывала». Как вы думаете, что имеется в

виду, о чем забывала мама:
- Спросить у дочери уроки;  
 - Позаниматься с ней музыкой;    - Оторвать её от любимой книги;
Выключить свет.     

«Но, к счастью, мама забывала». Как вы думаете, что имеется в виду, о чем забывала мама:- Спросить у

Слайд 16В стихотворении есть сюжет, но он отличается от сюжета прозаических произведений.

В стихах изображаются события не столько внешней, сколько внутренней жизни - течение настроений, чувств, мыслей, образов. Юная героиня вместе с любимыми персонажами переживает их испытания и чувства. Волнение юной героини передают незавершенные предложения, оклики, вопросы, вставные конструкции, обозначены скобками. Наиболее напряженным моментом стихотворения (своеобравной психологической кульминацией) есть вопрос, который остается без ответа: «Почему же среди красных книг / Заснуть вновь не имею воли?» (рус. «О, почему средь красных книг / Опять за лампой не уснуть бы?»). В этих строках звучит целая гамма чувств - и любовь к чтению, и тоска по детству и родным домом, и глубокая печаль от невозможности возврата в прошлое.

В стихотворении есть сюжет, но он отличается от сюжета прозаических произведений. В стихах изображаются события не столько

Слайд 17
Однако героиня стихотворения навсегда сохраняет в своей душе «золотые» воспоминания и

имена любимых литературных персонажей - Тома Сойера» Гека Финна, принца и нищенку. В финале (развязке или конечности) стихотворения не случайно названные персонажи Марка Твена, писателя, который научил детей смеяться, радоваться жизни, быть собой. Это свидетельствует о том, что вечные ценности литературы героиня стиха берет в дальнейшую жизнь.
Однако героиня стихотворения навсегда сохраняет в своей душе «золотые» воспоминания и имена любимых литературных персонажей - Тома

Слайд 18Итог урока
Почему автор назвала книжки друзьями героини стихотворения?
Имеет

ли значение цвет переплета (именно красная, а не черная, не зеленая или другого цвета)?
Эпитеты красный и золотой обозначают здесь
Цвет обложки и букв
Красоту книг
Их значение, величие.
Итог урока Почему автор назвала книжки друзьями героини стихотворения? Имеет ли значение цвет переплета (именно красная, а

Слайд 19Рефлексия
На уроке я узнал(а)……….
Мне показалось важным……..
Урок был интересным (не очень)
Мне

захотелось…….
РефлексияНа уроке я узнал(а)……….Мне показалось важным……..Урок был интересным (не очень) Мне захотелось…….

Слайд 20Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть

Домашнее заданиеВыучить стихотворение наизусть

Слайд 21Урок в 6 классе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой



Подготовила и провела:
учитель русского языка

и литературы
МБОУ Мигулинская СОШ
Кухарчук Нина Михайловна

Урок в 6 классе по учебнику Т.Ф.КурдюмовойПодготовила и провела:учитель русского языка и литературы МБОУ Мигулинская СОШКухарчук Нина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть