Слайд 1Тема урока:
Книги нашей жизни
М.И.Цветаева
«Книги в красном переплёте»
Слайд 2Марина Ивановна Цветаева
1892 - 1941
Слайд 3Краткая биография
Марина Ивановна родилась в образованной и обеспеченной семье. Отцом ее
был знаменитый ученый Иван Владимирович Цветаев, который основал музей, находящийся ныне в Москве, на улице Волхонка, неподалеку от Кремля. Его официальное название – Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (ГМИИ). А когда-то он носил имя самого Цветаева.
В зрелые годы Марине Ивановне придется пройти через серьезнейшие испытания. После революции 1917 года и Гражданской войны она уедет в эмиграцию, перенесет множество бед, вернется в Советский Союз и здесь трагически погибнет. Но когда она писала стихотворение «Книги в красном переплете» (между 1908 и 1910-м годами, то есть она была ровесницей сегодняшних одиннадцатиклассников), никто не мог предвидеть такого поворота событий. Тем не менее, Цветаева пишет об утраченном Рае, о невозвратимом счастье. В чем тут дело? И как это стихотворение связано со сквозной темой этого учебного года, - героями в жизни и литературе?
Слайд 4
История создания
Стихотворение «Книги в красном переплете» написано примерно в период 1908-1910
гг. В то время М. Цветаева начала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Произведение вошло в раздел «Детство». Молодой автор чувствовала, что ЕЕ детство уходит в прошлое, впереди ее ждало большое взрослую жизнь. В дальнейший путь она взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства (музыки и литературы), которые полюбила с детства.
Слайд 5
Чтение стихотворения учителем
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие
друзья
В потертом, красном переплёте.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало,
- Уж поздно! - Мама, десять строк!.. -
Но, к счастью, мама забывала
Слайд 6Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я
узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Слайд 7Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже!
Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Слайд 8Прежде чем приступить к анализу стихотворения, проясним некоторые детали. Вы, конечно,
догадались, что автор «книг в красном переплете» - американский писатель Марк Твен. Его приключенческий роман о Томе Сойере мы с вами читали.
Что такое приключенческая литература? Каких еще писателей – авторов приключенческих повестей и романов вы знаете?
Слайд 9Осталось ответить на еще один важный вопрос. А почему же именно
книги и герои Марка Твена связаны для Цветаевой с образом утраченного рая?
Во-первых, потому что она действительно очень любила его романы.
А, во-вторых, обратите внимание на то, что у Марка Твена все герои словно бы выстроены парами: Том и Бэкки. Том и Гекльберри Финн. Принц и Нищий. В мире, центром которого были детские книги, царят дружба и любовь, и они объединяют людей. А в мире, которому теперь принадлежит Цветаева, уже появилась трещина, людей разделяющая. И воспоминание о детском рае, о детских книгах, о героях Марка Твена дает ей новое счастье – счастье воспоминания. Вспоминая об утраченном рае, она хотя бы ненадолго возвращается в него.
Слайд 11Словарная работа
1. Диоген - древнегреческий философ, который по преданию
жил в бочке.
2. Принц и нищий - герои повести Марка Твена «Принц и нищий» - похожи друг на друга английский принц Эдуард Тюдор и маленький нищий Том Кенти, которые волею судьбы поменялись своими ролями; попав в непривычную среду, каждый из них открыл для себя важные истины.
Слайд 12Литература и искусство
В стихотворении М. Цветаевой упоминаются имена великих композиторов XIX
века. - Эдварда Гриґа (Норвегия)» Роберта Шумана (Германия), Цезаря Кюи (Россия). Композиторов объединяет то, что в их произведениях находили воплощение народные образы, сказочные сюжеты, природа родного края. их музыка полна света и радости, в ней нет тревоги И напряжения. Марине Цветаевой очень нравилась мелодия Е. Ґрига -«Утреннее настроение». Вы можете ее прослушать с помощью Интернета.
Слайд 13
Работа с текстом
1. С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем
детстве?
2. В каких цветах автор изображает прошлые годы? Что, по вашему мнению, могут означать эти цвета?
3. Какими вам показались отношения матери и дочери, домашняя атмосфера в стихотворении?
4. Назовите литературные произведения, их авторов и персонажей, которые упоминаются в стихотворении М. Цветаевой.
5. Назовите имена и фамилии композиторов, упомянутых в произведении. Почему именно они, по вашему мнению, были близкими сердцу героини стихотворения?
Слайд 146. Какие эпизоды из книги «Приключения Тома Сойера» вы узнали в
стихотворении М. Цветаевой?
7. Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции, переживания героини.
Найдите эпитеты и метафоры.
Слайд 15«Но, к счастью, мама забывала». Как вы думаете, что имеется в
виду, о чем забывала мама:
- Спросить у дочери уроки;
- Позаниматься с ней музыкой;
- Оторвать её от любимой книги;
Выключить свет.
Слайд 16В стихотворении есть сюжет, но он отличается от сюжета прозаических произведений.
В стихах изображаются события не столько внешней, сколько внутренней жизни - течение настроений, чувств, мыслей, образов. Юная героиня вместе с любимыми персонажами переживает их испытания и чувства. Волнение юной героини передают незавершенные предложения, оклики, вопросы, вставные конструкции, обозначены скобками. Наиболее напряженным моментом стихотворения (своеобравной психологической кульминацией) есть вопрос, который остается без ответа: «Почему же среди красных книг / Заснуть вновь не имею воли?» (рус. «О, почему средь красных книг / Опять за лампой не уснуть бы?»). В этих строках звучит целая гамма чувств - и любовь к чтению, и тоска по детству и родным домом, и глубокая печаль от невозможности возврата в прошлое.
Слайд 17
Однако героиня стихотворения навсегда сохраняет в своей душе «золотые» воспоминания и
имена любимых литературных персонажей - Тома Сойера» Гека Финна, принца и нищенку. В финале (развязке или конечности) стихотворения не случайно названные персонажи Марка Твена, писателя, который научил детей смеяться, радоваться жизни, быть собой. Это свидетельствует о том, что вечные ценности литературы героиня стиха берет в дальнейшую жизнь.
Слайд 18Итог урока
Почему автор назвала книжки друзьями героини стихотворения?
Имеет
ли значение цвет переплета (именно красная, а не черная, не зеленая или другого цвета)?
Эпитеты красный и золотой обозначают здесь
Цвет обложки и букв
Красоту книг
Их значение, величие.
Слайд 19Рефлексия
На уроке я узнал(а)……….
Мне показалось важным……..
Урок был интересным (не очень)
Мне
захотелось…….
Слайд 20Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть
Слайд 21Урок в 6 классе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Мигулинская СОШ
Кухарчук Нина Михайловна