Слайд 1«ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Урок литературы в 11 классе на
тему
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА :
1.
Раскрыть значение искусства в годы Великой Отечественной войны.
2.Воспитывать патриотизм,гордость за свою страну.
ЗАДАЧИ.
1. Познакомить учащихся с героическими
страницами русской поэзии и музыки;
2. Силой слова и музыки воздействовать
на души детей;
3. Развивать творческие способности
учащихся.
Слайд 3
На этом уроке мы познакомимся с поэзией периода Великой Отечественной войны,
многообразием её тем; узнаете,что своё назначение поэты видели в служении Отечеству.
Слайд 4
ЭПИГРАФ К НАШЕМУ УРОКУ: СЛОВО МОЖЕТ УБИТЬ,СЛОВО МОЖЕТ
СПАСТИ,СЛОВО МОЖЕТ ПОЛКИ ЗА СОБОЙ ПОВЕСТИ.
В.Шефнер.
Слайд 5ДОРОГИЕ РЕБЯТА. СВЯЗЬ НАСТОЯЩЕГО С ПРОШЛЫМ НЕРАЗРЫВНА.ХОТЯ ВСЕ ОТДАЛЕННЕЕ ЭХО ГРОЗНЫХ
ЛЕТ,НО НИКОГДА НЕ ИЗГЛАДИТСЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ИЗ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ,ТАК КАК НЕИЗМЕРИМО ВЫСОКОЙ ЦЕНОЙ ДОСТАЛАСЬ ПОБЕДА. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ ,ДЕТИ. МИР СОЗДАН ДЛЯ РАДОСТИ И СЧАСТЬЯ,А НЕ ДЛЯ ПРИТЕСНЕНИЙ И ВОЙНЫ.
Слайд 622 ИЮНЯ 1941 ГОДА...ВОЙНА
Решается судьба страны, народа. Война стала
для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первых дней они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».
Слайд 7
1215 писателей-почти половина всех писателей-ушли воевать с врагом.Более 400 из них
отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашизма.
Слайд 8
ПЕРВЫМИ ПЕСНЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БЫЛИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА», «ПЕСНЯ СМЕЛЫХ»,
«ДО СВИДАНЬЯ, ГОРОДА И ХАТЫ. В НИХ СОЕДИНИЛИСЬ ГОРЕЧЬ И ГОРДОСТЬ, ГЕРОИКА И ЛИРИКА.
Слайд 9
Особый подъем пережила в годы войны поэзия. Именно в стихах, выразилась
необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом.
Слайд 10
Писатели жили одной жизнью с народом: мерзли в окопах, ходили в
атаку, совершали подвиги и … писали.
Слайд 11
Поэзия фронтовиков потрясает читателя, потому что ее создавали люди, пережившие
войну, и сегодня мы расскажем о некоторых из них.
КОМАНДАМИ .
1.’’ ТАЙФУН.’’ 2.’’ ЭКСПРЕСС.’’ 3. ‘’КРЕПОСТЬ.’’
ПРОГРАММА:
1.НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ.
2.ДЕВИЗ КОМАНДЫ.
3.СТЕНГАЗЕТА.
4.СТИХИ ПЕРИОДА ВОЙНЫ 1941- 1945гг.
5.ИСПОЛНЕНИЕ ВОЕННОЙ ПЕСНИ.
Слайд 14
Стихотворение А.Т.Твардовского «Ты помнишь,Алеша».
Слайд 17" ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЁША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ..."
Алхилов Д.и Багужалова А.
Стихотворение
адресовано другу и товарищу по литературной судьбе А.А.Суркову.
Торжественный пафос соединяется с тонким лиризмом.
Нас пули с тобой пока ещё милуют, но трижды поверив, что жизнь уже вся, я всё -таки горд был за самую милую, ЗА русскую землю, где я родился.
Поэтично, с душевной болью воспевает поэт родную природу, деревню.
Чувство надежды, вера и любовь к Отчизне не покидают его.
Слайд 18"ЖДИ МЕНЯ"
СТИХОТВОРЕНИЕ ПРОНИЗАНО ГЛУБОКИМ ЛИРИЗМОМ. ОБРАЩЁННОЕ АВТОРОМ К КОНКРЕТНОЙ ЖЕНЩИНЕ
– АКТРИСЕ В.СЕРОВОЙ, ОНО СТАЛО ИСПОВЕДАЛЬНЫМ ПОСЛАНИЕМ ВСЕХ ЛЮБЯЩИХ КО ВСЕМ ЛЮБИМЫМ. ВОТ ПОЧЕМУ ПОЭТ ЗАКЛИНАЕТ ДОРОГУЮ ДЛЯ НЕГО ЖЕНЩИНУ ЖДАТЬ ЕГО , НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, И ОБЕЩАЕТ ЕЙ ВЕРНУТЬСЯ «ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО»
Слайд 19ПЕРО БЫЛО ПРИРАВНЕНО К ШТЫКУ
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ПАРТИЗАН К СВОЕМУ
КОМАНДОВАНИЮ:
«ПРИШЛИТЕ ПЕСНЮ. ОРУЖИЕ МОЖНО ОТНЯТЬ У ВРАГА. ПЕСНЮ У ВРАГА НЕ ОТНИМЕШЬ. ПРИШЛИТЕ ПЕСНЮ»
Слайд 20
Подлинно народная война породила
прекрасные произведения художественной литературы,вдохновенно запечатлившие бессмертный подвиг советских людей.
Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.
Это произведения К.Симонова,
А.Твардовского,В.Лебедева-Кумача,М.Джалиля,М.Исаковского,А.Сурко-ва и др.
Слайд 23
Р.Рождественский « Реквием»
Помните о тех,кто уже не придет никогда…
Слайд 24
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ ! ВЕЧНАЯ СЛАВА !
Слайд 26 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ- ПОБЕДИТЕЛЯ
И ЛУЧШИХ УЧАСТНИКОВ ГРАМОТАМИ.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Слайд 27 1.КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС ЭТОТ УРОК?
2.КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДНИМАЛИ
ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ ?
3.К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЛИ ПОЭТЫ ТЕХ ГРОЗНЫХ ЛЕТ?
4.ПОЧЕМУ ЖЕ ВОЙНЫ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ?
5.ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ,ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ?
Слайд 28СПАСИБО
Урок литературы
в 11 классе
МКОУ «Тидибская СОШ»Шамильского района РД учителя русского языка и литературы Абдурахмановой А.И.