Слайд 1Искусство, театр и культура на рубеже XIX-XX веков
Работу выполнила: Игнатова Людмила,
ученица
11 класса МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Учитель: Шевчук А.П.
Слайд 2Серебряный век
Русскую художественную культуру конца XIX – начала XX века принято называть «Серебряным
веком» по аналогии с золотым веком пушкинского времени, когда в творчестве торжествовали идеалы светлой гармонии. Серебряный век так же был отмечен подъемом во всех областях культуры – философии, поэзии, театральной деятельности, изобразительном искусстве, но настроение светлой гармонии исчезло. Деятели искусства, чутко улавливая настроения страха перед наступлением века машин, ужасов мировой войны и революций, пытаются обрести новые формы выражения красоты мира. На рубеже веков происходит постепенное преображение реальности с помощью различных художественных систем, постепенное «развеществление» формы.
Слайд 3Живопись
Художники нового поколения стремились к новой живописной культуре, в которой преобладало эстетическое начало.
Форма была провозглашена владычицей живописи. По словам критика С. Маковского, «культ натуры сменился культом стиля, дотошность окололичностей – смелым живописным обобщением или графической остротой, сугубое приверженство к сюжетному содержанию – вольным эклектизмом, с тяготением к украшению, к волшебству, к скурильности исторических воспоминаний».
В. А. Серов "Портрет Мики Морозова"
Слайд 4Валентин Александрович Серов (1865–1911) был тем художником, который объединил на рубеже веков
традиционную реалистическую школу с новыми творческими исканиями. Ему было отпущено всего 45 лет жизни, но он успел сделать необыкновенно много. Серов первым стал искать «отрадного» в русском искусстве, освободил живопись от непременного идейного содержания («Девочка с персиками»), прошел в своих творческих исканиях путь от импрессионизма («Девушка, освещенная солнцем») до стиля модерн («Похищение Европы»). Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению композитора и искусствоведа Б. Асафьева, «магической силой выявления чужой души».
«Девочка с персиками»
Слайд 5«Русским импрессионистом» называют Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). Русский вариант импрессионизма отличается
от западноевропейского большим темпераментом, отсутствием методической рассудочности. Талант Коровина в основном развернулся в театрально-декорационной живописи.
«Бумажные фонари»
«Летом»
Слайд 6Художники начала ХХ века, по выражению Маковского, ищут «возрождения у самых родников», обращаются
к традиции народного примитива. Крупнейшими представителями этого направления были Михаил Федорович Ларионов (1881–1964) и Наталия Сергеевна Гончарова (1881–1962). Их работы наполнены мягким юмором и великолепным, тонко выверенным колористическим совершенством.
Михаил Федорович Ларионов
Наталия Сергеевна Гончарова «Испанские танцовщицы»
Наталия Сергеевна Гончарова
Слайд 7Театр
Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценически е роли .
Чиновники , управляющие «императорскими» театрами , упорно стремились превратить их в места легкого развлечения. Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра .
Для театра 19 века были характерны громкие , полные страсти монологи , эффектны е положения , подготавливающие театральные уходы , то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала . За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья.
Слайд 8В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления
персонажей на героев и злодеев , неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности . В 189 5 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка» . Однако спектакль , поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился . Драматургия требовала новых сценических принципов : Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры.
Слайд 9Новаторское произведение было оценено драматургом , театральным педагогом Немировичем-Данченко. Который вместе
с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Подлинное рождение Художественного театра состоялось в октябре 1898 года при осуществлении постановки чеховского «Царь Федор Иоаннович» . На с цене увидели не актеров , играющих в «публику» , а подлинных живых людей , говорящих между собой самым обыкновенным , не приподнятым тоном , словно у себя дома . Людей свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к зрителю (что казалось особо дерзким). Душевность и простота игры , естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Причем даже те , кто играл выходные и бессловесные роли , не были манекена ми , а создавали свой маленький художественный образ.
Слайд 10В декабре состоялась премьера «Чайки», которая с тех пор является эмблемой
театра. Спектакль был весь построен на настроении , на едва заметных во внешнем выражении душевных движениях , не обычные образы , которые нельзя было показать, изобразить , с ними надо было слиться , их надо было прожить . Постановка « Чайки» содействовала рождению знаменитой формулы: «не играть, а жить на сцене». К спектаклю Станиславский придумал мизансцены, которых никогда в театре не было. Так совместно с Чеховым создавалось то многообразие , которое во многом определило дальнейшие пути развития театра . Это требовало новой техники актерского исполнения. Ведь жить на сцене во много раз труднее, чем представлять.
Слайд 11В начале 20 века появился новый театральный жанр. В 1908 году
в Петербурге В. А. Казанским был открыт первый в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после «Невского фарса» и «Модерна»). Афиша театра пестрила страшными названиями: «Смерть в объятиях», «На могильной плите» и так далее. Критики писали , что в театре занимались антихудожественным , раздражительным делом . Зрители валили валом. У Литейного театра был предшественник - парижский театр «сильных ощущений», во главе которого стоял создатель и автор пьес Андре де Лорд. Ему русский театр подражал от репертуара до специфических средств воздействия на публику. Но дух русской жизни не напоминал атмосферу парижских обывателей. Влечение к ужасном , отталкивающему захватывало различные слои российской публики. Через два месяца интерес к театру увял. Главная причина в том, что театр ужасов не мог состязаться с ужасами русской современности.
Слайд 12Программы театра сильно менялись, через три года за театром закрепилось жанровое
обозначение «Театр миниатюр». Количество театров миниатюр после 1910 года заметно увеличилось. Актеры ради выгоды переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры кое-как сводили концы с концами, а театры миниатюр росли, как грибы после дождя. Несмотря на разные названия и жанровые обозначения вновь возникших театров, характер их представлений был одинаков. Программы строились из одноактных комедий, опер, оперетт, балета. В конце 19 и в начале 20 века страсть к роскошным постановкам , начисто лишенным художественных идей характерна для стиля предреволюционных Большого и Мариинского театров.
Одним из создателей объединения «Мир искусства» С . П . Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909-1911годах. В состав группы вошли М. М. Фокин, А .П. Павлова, В. Ф. Неженский и другие. Фокин был балетмейстером и Художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники А. Бенуа, Н. Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды», Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар- птица» и «Петрушка» и так далее. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.
Слайд 13Культура
Это свидетельствует о дуалистическом восприятии мира, так характерном и для романтизма,
и для нового искусства. Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества. Второй путь был развит эстетствующей интеллигенцией, разорвавшей связь с разночинством.
Особенностью русской культуры этого периода является формирование двоякого пути развития: реализма и декаданса, объединенных на современном этапе понятием культура «серебряного века».
Слайд 14Реализм и декаданс
Декаданс — направление в литературе творческой мысли, самовыражении периода fin
de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом.
Реали́зм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Декаданс в России стал отражением религиозной философии, вобрав в себя эстетику символизма. Западноевропейская культура так же развивалась многопланово, где декаданс и символизм были параллельными течениями в поэзии, философии. В России же оба эти понятия быстро приобретают звучание синонимов. Это приводит к формированию двух школ: Московской и Петербургской, развивавших обе эстетические концепции. Если Петербургская школа стремилась преодолеть индивидуализм на основе мистическорелигиозной философии Соловьева, то Московская школа наиболее полно вобрала в себя европейские традиции. Здесь присутствовал особый интерес к философии Шопенгауэра и Ницше, к синэстетизму французской поэзии.