Презентация, доклад к уроку литературы в 10 классе по теме Повторение. Философская и любовная лирика А.С.Пушкина

Содержание

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял

Слайд 1И жизнь, и слезы, и любовь…

И жизнь, и слезы, и любовь…

Слайд 2Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой

красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

К ***


Какое настроение рождают строки, повторяющие одни и те же образы: «жизнь», «слезы», «любовь»?

Производит ли впечатление счастливого человека лирический герой стихотворения?

Можно ли во всём отождествлять его с автором – А.С.Пушкиным?




Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.В томленьях грусти

Слайд 3РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 4Был ли счастливым, на ваш взгляд, человек, написавший стихи о любви,

с которыми вы познакомились дома? Что, на ваш взгляд, значило для него это чувство? Созвучно ли его восприятие молодым людям ХХI века?
.
Был ли счастливым, на ваш взгляд, человек, написавший стихи о любви, с которыми вы познакомились дома? Что,

Слайд 5"Признание"
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд

напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Александра
Осипова


Слайд 6"Цветок"

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа

наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Слайд 7"Храни меня, мой талисман"

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во

дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Слайд 8Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго

не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

"Сожженное письмо"

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.Как долго медлил я! как долго не хотелаРука предать огню все радости

Слайд 9Желание

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все

горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, пленённая тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя!
1816

Индивидуальное задание: сопоставьте стихотворение, созданное поэтом в юности, с более поздними стихами о любви. Что изменилось в его лирике?

ЖеланиеМедлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множитВсе горести несчастливой любвиИ все мечты безумия

Слайд 10
Андрей Белый:
«Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны

эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А.Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту».
(Из статьи «Брюсов». 1908.)
Андрей Белый: «Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют

Слайд 11Работа в составе сменных групп

Работа в составе сменных групп

Слайд 12Как , на ваш взгляд, относился к жизни Александр Сергеевич Пушкин?

В чем он видел её смысл? Созвучно ли это понимание молодым людям ХХI века?
Как , на ваш взгляд, относился к жизни Александр Сергеевич Пушкин? В чем он видел её смысл?

Слайд 13Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты

на казнь осуждена?
 
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
 
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?Иль зачем судьбою тайнойТы на казнь осуждена? Кто меня враждебной властьюИз

Слайд 14Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я

не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова*
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…

Из Пиндемонти

Не дорого ценю я громкие права,От коих не одна кружится голова.Я не ропщу о том, что отказали

Слайд 15Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни,

и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —Летят за днями дни, и каждый час уноситЧастичку бытия, а

Слайд 16Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино —

печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем

Слайд 17Рефлексия:
Нужно ли молодому поколению обращение к духовному опыту человека, чья судьба

принадлежит ХIХ столетию?
Обоснуйте свою точку зрения.
Рефлексия:Нужно ли молодому поколению обращение к духовному опыту человека, чья судьба принадлежит ХIХ столетию?Обоснуйте свою точку зрения.

Слайд 18


Константин Бальмонт:
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи

на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков».

(«О русских поэтах. Фрагменты из лекций». 1897.)
Константин Бальмонт: «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть