Слайд 1Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — ее место в
литературной борьбе
В творческой мастерской
Слайд 2
Н.В.Гоголь
«Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать,
поэзия поэзии»
«О смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает…»
Слайд 3Цели урока:
Углубить знания о литературной полемике середины XIX века.
Дать понятие о
пародии, способах ее создания.
Познакомить с лучшими стихотворными пародиями середины XIX века и их авторами.
Определить роль стихотворных пародий в литературной борьбе.
Слайд 4 Конец 50-х годов XIX века
На одном полюсе оказалась революционно-демократическая поэзия
и близкие к ней литераторы, объединившиеся вокруг журнала “Современник”, редактируемого Н.Некрасовым. Они стремились принимать активное участие в общественной жизни и в своих произведениях откликались на наиболее важные события своего времени.
Слайд 5Конец 50-х годов XIX века
На другом литературном полюсе – те, кого
принято называть сторонниками “чистого искусства”, которые открыто декларировали свою приверженность к поэзии, заставляющей читателя забыть о волнениях повседневной жизни, уйти в мир “чистого созерцания”. Ведущим журналом этого направления стала некогда основанная Смирдиным и Сенковским “Библиотека для чтения”, выходящая в те годы под редакцией Александра Дружинина.
Слайд 6
Представители школы “чистого” искусства:
Не для житейского волненья, // Не для
корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв.
Поэты-демократы:
И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я свободу // И милость к падшим призывал.
Слайд 7Я. Полонский
“Фет… бывало, говорил мне: “К чему искать сюжеты для стихов;
сюжеты эти на каждом шагу, - брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, - вот тебе и сюжеты”.
Слайд 8Д. Писарев
«Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира:
как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке, что шевельнулось в груди при воспоминании о такой-то минуте, - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Поучитесь-ка, г.г. лирики, почитайте да подумайте! Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований”.
Слайд 9М. Салтыков-Щедрин:
Крестьянину “зимой… предстоят отхожие промыслы, летом – пахота, молотьба, косьба,
бороньба; наконец, во всякое время, то есть и зимой и летом, - заботы об уплате недоимок. Какую роль может играть здесь любовный вопрос?”.
Слайд 10А.Фет:
“Мы… постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей,
в том числе и гражданских”. Задача искусства – запечатлеть “мгновения прозрения”, то есть подлинного познания вещей. Объекты искусства – сущности. Искусство только там, где художник “дерзает на запретный путь”, пытается зачерпнуть хоть каплю “стихии чуждой, запредельной”. Искусство только там, где безумие, где просвет к “солнцу мира”.
Слайд 11Поэты-демократы
(перефразируя Некрасова):
С талантом Вашим
стыдно спать; // Еще стыдней в годину горя // Красу долин, небес и моря // И ласку милой воспевать.
Слайд 12Сатира
В разгоревшейся литературной борьбе все большее значение стала приобретать сатира,
к которой обратились поэты некрасовской школы, высмеивая сторонников “чистого” искусства. Особенно преуспели в этом сотрудники сатирического журнала “Искра” - Василий и Николай Курочкины, Н.Степанов, Дмитрий Минаев, Николай Ломов, Алексей Сниткин и др. Ими использовались различные сатирические жанры: эпиграммы, стихотворные фельетоны, перепевы, пародии.
Слайд 13Пародия
(от греческого parodia – противопеснь) – вид сатирического произведения, целью которого
служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Основное ее средство – ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
Слайд 14Ф.М. Достоевский:
“Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день
лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются, имущество гибнет, всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял – или имение, или семью. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского “Меркурия”. … И вдруг – на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего: Шепот, робкое дыханье, // Трели соловья…
Слайд 15А.Фет “Шепот, робкое дыханье…”
Восстановите последовательность строк в стихотворении
Шепот, робкое дыханье,
Сонного ручья,
Серебро и колыханье,
Трели соловья,
Свет ночной, ночные тени,
Милого лица,
Ряд волшебных изменений
Тени без конца,
В дымных тучках пурпур розы,
И заря, заря! ..
И лобзания, и слезы,
Отблеск янтаря
Слайд 16Н.А. Добролюбов
“Вечер. В комнатке уютной…”
Вечер. В комнатке уютной
Ласки и привет,
И
она, мой гость минутный...
Кроткий полусвет.
Абрис миленькой головки,
Судорожный треск...
Распускаемой шнуровки
Страстных взоров блеск.
Жар и холод нетерпенья...
Сброшенный покров...
Звук от быстрого паденья
На пол башмачков...
И стоящий над кроватью
Месяц золотой...
Сладострастные объятья.
Поцелуй немой, -
Слайд 17
Н. Вормс “Звуки музыки и трели…”
Звуки музыки и трели, –
И она,
и я.
И под липами густыми
Трели соловья,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
И она, и я, и трели,
Небо и луна…
Слайд 18
А. Фет
«Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! ..
Слайд 19Вечер. В комнатке уютной…
Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет.
И она, мой гость
минутный...
Ласки и привет,
Абрис миленькой головки,
Страстных взоров блеск.
Распускаемой шнуровки
Судорожный треск...
Жар и холод нетерпенья...
Сброшенный покров...
Звук от быстрого паденья
На пол башмачков...
Сладострастные объятья.
Поцелуй немой, -
И стоящий над кроватью
Месяц золотой...
Слайд 20“Звуки музыки и трели…”
Звуки музыки и трели, –
Трели соловья,
И под липами
густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
Слайд 21 Таким образом, революционно-демократическая критика видела в стихотворении “Шепот, робкое дыханье…”
не столько миниатюру, посвященную природе и любви, сколько манифест отрешенности поэзии от житейских бурь, от запросов времени
Слайд 22Восхитила любителей поэзии миниатюра Фета “Чудная картина”, почти сразу вошедшая в
школьные хрестоматии и остающаяся там доныне.
А.Фет:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Д. Минаев:
Чудная картина!
Грёзы всюду льнут;
Грезит кустик тмина,
Грезит сонный (труд, пруд, кнут)
Грезит георгина,
Даже, как поэт,
Грезит у (корзины, низины, камина)
Афанасий Фет.
Грезит он, что в руки
Звук поймал – и вот
Он верхом на звуке
В (забытьи, воздухе , темноте) плывет.
Птицы ж щебетали:
«Спой-ка нам куплет
О «звенящей (стали, дали, трели)»,
Афанасий Фет».
Слайд 23Д. Минаев:
Чудная картина!
Грёзы всюду льнут;
Грезит кустик тмина,
Грезит
сонный труд,
Грезит георгина,
Даже, как поэт,
Грезит у камина
Афанасий Фет.
Грезит он, что в руки
Звук поймал – и вот
Он верхом на звуке
В воздухе плывет.
Птицы ж щебетали:
«Спой-ка нам куплет
О «звенящей дали»,
Афанасий Фет».
Слайд 24А.К.Толстой:
«Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения,
где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук, Фет-поэт единственный в своем роде, не имеющий равных себе ни в одной миниатюре»
Слайд 25А.Фет “Уснуло озеро…”
Уснуло озеро; безмолвен лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой,
луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...
Слайд 26Н.Полевой в 1831 г. представил таким образом пушкинское “Посвящение” к “Евгению
Онегину”
Вот сердца горестных замет,
Ума холодных наблюдений
Незрелых и увядших лет,
Бессонниц, легких вдохновений,
Небрежный плод моих забав,
Простонародных, идеальных,
Полусмешных, полупечальных
Прими собранье пестрых глав,
Но так и быть - рукой пристрастной
Высоких дум и простоты;
Поэзии живой и ясной,
Святой исполненной мечты,
Достойнее души прекрасной,
Залог достойнее тебя,
Хотел бы я тебе представить
Вниманье дружбы возлюбя,
Не мысля гордый свет забавить.
Полевой
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть - рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет
Пушкин
Слайд 27Д.Минаев “Пусть травы на воде русалки колыхают…”
Пусть травы на воде
русалки колыхают,
Пускай живая трель ярка у соловья,
Но звуки тишины ночной не прерывают...
Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я.
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой,
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Уснули рыбаки у сонных огоньков.
Скользит и свой двойник на влаге созерцает,
Как лебедь молодой, луна среди небес.
Русалка белая небрежно выплывает;
Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес.
Слайд 28
Литературное произведение представляет собой не сумму, а структуру элементов; в этой
структуре от перестановки слагаемых сумма меняется, и часто очень заметно. Вот такой перестановкой слагаемых, меняющих сумму, и следует считать эксперимент, проделанный Минаевым над стихотворением Фета.
Сравнивая произведения, можно увидеть следующее:
У Фета природа – оживающая и живущая сквозь видимый сон и покой.
У Фета жизнь растворена в природе и из нее сосредотачивается, как бы кристаллизуется в поэтическом “я”. Эта живость, активность, “блеск и сила” природы, в которую вписывается человеческое “я”, - одна из самых постоянных черт идейного мира Фета.
у Минаева природа – засыпающая.
у Минаева жизнь сосредоточена в начальном “я” и затем постепенно ослабевает, выдыхается, распространяясь в природу.
Следует отметить, что после такого количества пародий на него Фет все же не сломался и не примирился с духом времени.
Слайд 29А.Фет:
«Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило
мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они неизменны и плохи”.
(Письмо В.И.Штейну).
Слайд 30Автором многочисленных пародий (которые он, кстати сказать, вовсе не числил пародиями),
был Козьма Прутков
Козьма Прутков – автор вымышленный, литературными его отцами являются поэты А.К.Толстой и его двоюродные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы.
Родился Козьма Петрович Прутков в журнале “Современник” в 1854 году. Друзьями его были Некрасов, Панаев и Добролюбов. Это они вдохновляли его на великие дела и печатали его в своем журнале.
Скорее всего Кузьмой, а впоследствии Козьмой, его назвали, желая читателя подкузьмить. А Прутковым, - вероятно, желая читателя высечь.
Слайд 31
Стихотворение Фета
“Непогода – осень – куришь…”.
Непогода - осень -
куришь,
Куришь - всё как будто мало.
Хоть читал бы, - только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Всё такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...
Козьма Прутков
“Осень”.
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то …….
(жмёт, пьет, рвёт, ждет, жгёт).
И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть ...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы ……………………!
(мне чего-то съесть,
спать куда залезть,
книжку мне прочесть)
Слайд 32Козьма Прутков “Осень”.
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.
И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть ...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!
Слайд 33Язвительными пародиями в начале творческого пути был встречен Константин Константинович Случевский
– один из самых крупных неудачников в русской поэзии.
Дебют Случевского пришелся на самое непоэтическое время – конец 50-х – начала 60-х годов.
Стихи Случевского сразу вызвали литературную полемику, А.Григорьев превознес их, объявил новаторскими, И.С.Тургенев заметил: “вычурно, а la Бенедиктов”, Н.Добролюбов и искровец Н.Ломан (Гнут) в своих пародиях высмеяли самое существо его поэтической позиции – претензию на необычность и глубину видения мира
Слайд 34
Поэзия Случевского стала не причиной, но поводом к полемике: столкнулись не
две оценки стихов, а два полярных взгляда на поэзию вообще. Имя Случевского – новое имя в поэзии – волею случая оказалось в центре литературной борьбы. Такая роль была начинающему поэту не по силам. Критика подействовала на него обескураживающее: на некоторое время он совсем перестал писать и уехал за границу учиться.
Пародии Д.Минаева и Н.Ломана отрицают поэтику Случевского. Не всегда пародистам удавалось превзойти дерзость самого поэта – пародии подчас оказывались слабее, чем оригинал. (Д.Минаев “Подбоченясь ходит месяц…”, К.Случевский “Ходит ветер избочась…”).
Слайд 35К. Случевский
Ходит ветер избочась
Вдоль Невы широкой,
Снегом стелет калачи
Бабы кривобокой.
Д.Минаев:
Подбоченясь ходит месяц
Голубой
лазурной высью,
От востока и на запад
Пробегает плавной рысью.
Слайд 36К.Случевский:
Я лежу себе на гробовой плите,
Я смотрю, как ходят тучи в
высоте,
Как под ними быстро ласточки летят
И на солнце ярко крыльями блестят.
Я смотрю, как в ясном небе надо мной
Обнимается зеленый клен с сосной,
Как рисуется по дымке облаков
Подвижной узор причудливых листов.
Я смотрю, как тени длинные растут,
Как по небу тихо сумерки плывут
Как летают, лбами стукаясь, жуки,
Расставляют в листьях сети пауки…
Н.Ломан «На кладбище»:
Я взобрался на могильную плиту
И внимательно смотрел, как на лету
Два тяжелые, кургузые жука
Колошматили друг друга под бока,
Как в объятиях березу дуб сжимал,
Как под деревом опенок вырастал,
Как паук, среди своих дневных хлопот,
Фантастический выплясывал матлот.
Там на кладбище за жизнью я следил,
И Случевский мне на память приходил;
Вспомнил я, как он на кладбище лежал,
Как под ним мертвец о камень лбом стучал,
Чтобы тот его на время хоть сменил…
Слайд 37“Смех великое дело! -
– восклицал Н.В.Гоголь. – Ничего более не боится
человек так, как смеха”. И хотя Случевский, Фет, Полонский, Бенедиктов и другие были виновны только в том, что их поэзия оказалась несвоевременной, что писали они “не так” и “не о том” и поэтому не могли встретить сочувствия в обстановке 60-х годов, смех и им “связал силы”. Они надолго умолкают и возобновляют свою литературную деятельность лишь в 80-е годы, в эпоху “безвременья”, в условиях реакции, когда стих накал политической и общественной борьбы и оживились идеи “искусства для искусства”.
Слайд 38Подведем итог:
Что нового узнали о о литературной полемике середины XIX века?
Дайте
понятие пародии.
Какие из имен вы слышали сегодня впервые?
Кто из авторов приведенных высказываний знакомы вам с момента изучения в школе литературы?
Каким литературным течениям сочувствовали авторы, какие идеи исповедовали?
Определите роль стихотворных пародий в литературной борьбе.
Почему люди из одного и того же историко-литературного периода (2 пол. 19 века) обладают в настоящее время разной степенью известности?
Слайд 39К середине ХХ века Некрасов и Фет (и вместе с ними
их последователи) перестали восприниматься как антиподы, как поэты, взаимоисключающие друг друга. Теперь они оказались вместе, рядом, одинаково великими и одинаково дорогими. Очень характерно в этом смысле стихотворение современного поэта Владимира Соколова (В.Соколов “Вдали от всех парнасов…”).
Слайд 40Владимир СОКОЛОВ
1928-1997
Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со
мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моем селе глухом.
Они меня врачуют
Классическим стихом.
Звучат, гоня химеры
Пустого баловства,
Прозрачные размеры,
Обычные слова.
И хорошо мне... В долах
Летит морозный пух.
Высокий лунный холод
Захватывает дух.
Слайд 41Блиц-опрос:
Какой вид деятельности вызвал интерес:
последовательности (восстановление порядка строк);
чувство стихосложения (выбор рифмующейся
фразы);
окончания (подбор рифмы из предложенного набора слов)?
С какими стихотворениями было работать интересней: авторскими или пародийными? Почему?
Слайд 42Душа обязана трудиться …
Спасибо за творчество!