Слайд 1
КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
особыми образовательными потребностями» управления образования ВКО
Учитель русского языка и литературы Мусина Жанна Сагындыковна.
Тема: Образ Емельяна Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цель урока: в ходе урока раскрыть облик главных персонажей повести, оценить поступки Емельяна Пугачёва глазами других героев произведения, автора и учащихся; формировать умение анализировать художественный текст; развивать познавательный интерес, навык связной устной речи, память; воспитывать чувство ответственности за общее дело.
Коррекционная цель: развитие творческих способностей.
Форма урока: урок–представление в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: Видеофрагменты художественного фильма "Емельян Пугачев," режиссёр Алексей Салтыков. Дилогия. 1978 год; видеоролик «Имя победы» Пугачев Е.И.; презентация.
Иллюстрации к повести "Капитанская дочка". Альбом "А.С. Пушкин"
Слайд 2 Урок–представление в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей.
Прежде, чем начать
наш урок, я предлагаю просмотреть видеоролик и сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд №3: видеоролик «Имя победы» Пугачев Е.И)
Слайд 4 Александр Сергеевич Пушкин
«Капитанская дочка»
Образ Емельяна Пугачёва
Слайд 5Учитель: Общеизвестно, что образ Емельяна Пугачёва до Пушкина рассматривался только с
одной стороны: этот человек был представлен как злодей, смутьян, покусившийся на власть. Однако Пушкин впервые изобразил Пугачёва как человека не только жёсткого и жестокого, но и справедливого; человека, думающего и переживающего за судьбу своего народа. Сегодня на уроке мы рассмотрим образ Емельяна Пугачева, но сделаем это не совсем обычно. Представим себе, что мы судим Пугачева, посмотрим на это дело нашими глазами, то есть глазами современных читателей, и вынесем приговор. Свой урок мы проведем в форме ролевой игры, которая называется «Суд присяжных».
Мы с ребятами заранее выбрали судью, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого, секретаря судебного заседания. Все остальные ребята будут выступать в роли присяжных заседателей. Итак,
Секретарь: Встать, суд идет! (учащиеся рассаживаются соответствующим образом: в центре восседает судья, рядом – секретарь судебного заседания, по бокам занимают места прокурор и адвокат, основная масса учеников усаживаются напротив судьи – они присяжные заседатели). Учитель координирует работу групп.
Судья: На нашем судебном заседании рассматривается уголовное дело по обвинению Пугачева Емельяна Ивановича. Позвольте объявить состав. Судья – Пономарёв Денис Валентинович, обвинение представлено в лице прокурора Куприянова Александра Сергеевича, защиту подсудимого осуществляет адвокат Ветрова Нина Юрьевна, секретарь судебного заседания – Крюкова Ольга Сергеевна. Уважаемый секретарь, доложите готовность свидетелей.
Секретарь: Все свидетели ожидают вашего вызова в зале суда, ваша честь!
Судья: Хорошо, присаживайтесь! (к подсудимому): Подсудимый, встаньте, пожалуйста! Назовите свою фамилию, имя, отчество. (Слайд №5)
Слайд 6Емельян Иванович Пугачёв
Подсудимый: Пугачев Емельян Иванович.
Судья: Назовите дату вашего рождения.
Подсудимый: 1742
год
Судья: Назовите адрес вашего проживания и адрес прописки.
Подсудимый: станица Зимовейская
Судья: Где и кем вы работаете?
Подсудимый: Вольный казак.
Судья: Я разъясню вам ваши права. Во время разбирательства вы можете выступать с заявлениями, дополнять и оспаривать мнение моих коллег, свидетелей. Вам понятно?
Подсудимый: Да.
Слайд 7Судья: Присаживайтесь. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Пугачев Емельян Иванович совершил незаконное действие,
назвавшись царем Петром III, собрав вокруг себя группу людей, в основном, из низших слоев общества: казаков, беглых крестьян, представителей других национальностей: башкирцев, татар и т.д., пытался захватить власть насильственным путем. Ему удалось захватить многие районы. В результате столкновений были убиты и казнены сотни людей. В деле имеется видеозапись, прошу разрешения продемонстрировать материал.
Судья: Не возражаю. Уважаемый секретарь, помогите нам просмотреть видеозапись. (секретарь включает видеоаппаратуру.) (Слайд №8: видеоролик-эпизод восстания из художественного фильма "Емельян Пугачев" Дилогия. Режиссер Алексей Салтыков. 1978 года)
Слайд 8Прокурор: Восстание охватило многие районы страны. В декабре 1773 года банда
Пугачева захватила в Оренбургской губернии крепость Белогорскую, комендантом которой был капитан Миронов Иван Кузьмич. Защитники крепости оказали яростное сопротивление бунтовщика, но силы были неравными. Комендант Миронов, гарнизонный поручик, а также супруга Миронова были казнены. Все перечисленные факты, а также показания свидетелей подтверждают мнение обвинения о том, что Пугачев – государственный преступник и должен быть осужден по всей строгости закона. У меня все.
Судья: Слово предоставляется потерпевшей Мироновой Марии Ивановне. (Слайд №10)
Слайд 9Потерпевшая: Я, Миронова Мария Ивановна, мне 18 лет, я единственная дочь
Мироновых Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Моих родителей по приказу Пугачева убили. После гибели родителей я долго болела, потом подверглась унижениям со стороны Швабрина Алексея Ивановича, который принуждал меня выйти за него замуж. И только помощь моего жениха Гринева Петра Андреевича спасла меня от страшной участи. Всем своим несчастьем я обязана этому человеку, Пугачеву. Я хочу, чтобы суд нашел правильное решение и вынес заслуженное наказание убийце моих родителей.
Судья: Спасибо, садитесь. Емельян Иванович, встаньте. Вам понятно, в чем вас обвиняют? Признаете ли вы себя виновным?
Подсудимый: Я хотел сделать свой народ счастливым и избавить его от рабства. Конечно, я виноват, но я ни о чем не жалею.
Судья: Вызывается свидетель Гринев. Назовите свою фамилию, имя, отчество. (Слайд №10)
Мария Ивановна Миронова
Слайд 10Пётр Андреевич Гринёв
Гринев: Петр Андреевич Гринев.
Судья: Где и кем вы работаете?
Гринев:
Я сержант императорской гвардии, находился на службе в Белогорской крепости под Оренбургом в период восстания.
Судья: Вам знаком подсудимый?
Гринев: Да.
Судья: Расскажите о том, что знаете по этому делу. Но я предупреждаю вас, что в суде нужно говорить правду.
Гринев: Да, конечно, я понимаю. С рождения я был зачислен в Семеновский полк сержантом, и, когда мне пошел семнадцатый год, мой отец решил отправить меня на службу в отдаленный район Оренбурга, в Белогорскую крепость в распоряжение капитана Миронова. Меня всюду сопровождал мой дядька Савельич
Слайд 11Встреча в степи
По дороге мы попали в буран, и, наверное,
заблудились бы, если бы не этот человек. Он вывел нас на дорогу, и мы переждали непогоду в одном из постоялых дворов. Я хотел как-то отблагодарить вожатого, но Савельич был против, тогда я подарил заячий тулуп, так как считаю, что на добро нужно отвечать добром. Я не знал тогда, что этот человек еще встретиться на моем пути.
Слайд 12В семье Мироновых
В крепости я начал свою службу. Мне нравились Мироновы,
это добрые, хорошие люди, а дочь капитана Марья Ивановна впоследствии стала моей невестой. Но при каких обстоятельствах!..
Слайд 13Поединок
У меня сложились неприязненные отношения со Швабриным Алексеем Ивановичем, он
всегда нехорошо отзывался о Марье Ивановне и ее семье. Это послужило поводом для дуэли, на которой Швабрин ранил меня. До нашего поединка я успел написать письмо своим родителям, в котором просил благословения на брак с Марьей Ивановной, но отец не дал благословения, в письме он ругал меня за поединок и недостойное поведение на службе, вероятно, ему кто-то донес на меня. Я подозреваю Швабрина.
Судья: Ближе к делу, свидетель!
Слайд 14Гринев: Однажды мы получили извещение от нашего командования, что некто разбойник
Пугачев, собрав банду беглых казаков, учиняет погромы, убивает людей и называет себя именем Петра Федоровича, ныне покойного. Несмотря на наши усилия, крепость была взята.
Слайд 15На моих глаза погибли Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич, а также
Василиса Егоровна… Я был спасен своим верным Савельичем, а в злодее я узнал своего вожатого, того самого, которому подарил заячий тулуп! Он тоже узнал меня, предложил перейти на его сторону, но я отказался, ведь я природный дворянин и присягал государыне императрице. Тогда Пугачев отпустил меня и Савельича в Оренбург.. Я не знаю, почему от оставил меня в живых… Тогда я мало об этом задумывался, Мария Ивановна не выходила у меня из головы, о ней думал я, стоя у виселицы, о ней думал я, когда смотрел на Пугачева и разговаривал с ним! Я не мог помочь ей, тем более взять ее собой… С тяжелым сердцем я покидал крепость… В Оренбурге, спустя некоторое время, я получил письмо от нее и поспешил на выручку. Мне не дали ни роты солдат, ни полсотни казаков, я поехал в Белогорскую крепость один с верным Савельичем.
Слайд 16Мы попали прямо в руки Пугачева, я рассказал ему, что Швабрин
обижает сироту и что она моя невеста, тогда Пугачев лично поехал со мной, чтобы во всем разобраться. Но я не сказал ему, что Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Мы приехали, Швабрин не хотел пускать нас в комнату, где под стражей находилась Марья Ивановна. Но Пугачев настоял, он вышиб дверь, и мы увидели бедную девушку. Не буду вспоминать, в каком она была состоянии… Швабрин доложил Пугачеву, что это дочь Миронова, но когда я объяснил, почему не сказал правду, Пугачев успокоился, он знал, что его люди не пощадили бы девушку. Я попросил его отпустить нас с Марьей Ивановной, ведь он уже миловал меня. И Пугачев, как ни странно, согласился…
Адвокат: Признаете ли вы, что Пугачев вызывал у вас определенные симпатии?
Гринев: Да, действительно, у меня двойственное отношение к нему. Я объясню почему. Этому человеку я обязан своим счастьем, я женился на лучшей девушке в мире. Пугачев был хорошим собеседником, он уважительно относился ко мне, помиловал меня, вспомнив о подарке, который я ему дал. Он предлагал мне перейти на его сторону и служить ему, но я отказался, т.к. считаю, что для дворянина предательство – это позор В Пугачеве есть человеческие качества, ему не чужды благодарность, милосердие, жалость, уважение к противнику, он - человек из народа и душой болеет за народ.
Адвокат: Ваша честь, у нас есть доказательства этим словам (Слайд №18: отрывок «Е.Пугачев». Суд)
Слайд 17Савельев Архип Савельевич
Судья: Еще вопросы? Если вопросов нет, то вызывается свидетель
Савельев. Назовитесь, пожалуйста.
Свидетель: Архип Савельевич Савельев, я являюсь крепостным Гриневых, приставлен с момента рождения моего хозяина Гринева Петра Андреевича в качестве слуги. Всю свою жизнь я служил верой и правдой хозяевам и готов жизнь отдать за моего воспитанника.
Судья: Повторяю вам, что в суде нужно говорить правду и только правду. Расскажите, что вы знаете о Пугачеве Емельяне Ивановиче, приходилось ли вам встречаться с этим человеком и при каких обстоятельствах?
Свидетель: Все, как есть расскажу, ничего не утаю, ваше честь!
Слайд 18Первый раз этого разбойника я встретил, когда ехал со своим хозяином
Гриневым Петром Андреевичем в Белогорскую крепость. По дороге начался сильный буран, и он показал нам дорогу к трактиру. Мой хозяин тогда очень обрадовался и даже подарил разбойнику заячий полушубок, почти новешенький! Второй раз пришлось увидеть Пугачева, когда он, разбойник, собрав орду, пришел войной на нашу крепость. Разбойник узнал нас и даже подарил шубу со своего плеча да отпустил нас восвояси. А на его сторону переходить мы и не собирались, Петр Андреевич твердо ему сказал об этом. В третий раз мне пришлось увидеть Пугачева, когда поехал вызволять Марью Ивановну из плена, тогда чуть не убили меня разбойники проклятые! Но ничего, и на это раз Бог миловал, помог нам душегубец, вызволили Марью Ивановну! А она , голубушка, как увидела убийцу своих родителей, так и обмерла вся! А разбойника этого судить надо самым строгим судом! Я хоть и холоп господский, но я против Пугачева, и все, что он натворил, всячески осуждаю. Мне не нужно воли, мне хорошо с моим хозяином и другой жизни не надобно. Главное для меня – благополучие моего Петра Андреевича и его невесты Марьи Ивановны.
Судья: Хорошо, присаживайтесь, Архип Савельевич!
Слайд 19Прокурор: Ваша честь, я бы хотела выяснить вот какой вопрос, подсудимый
говорил, что хотел избавить народ от рабства, а вот представитель сословия крепостных Архип Савельевич не нуждается в свободе. Видимо, не всем нужна его свобода, напрашивается вывод: Пугачев изначально ошибался, организуя военный мятеж!
Адвокат: Протестую, ваша честь! Обвинение опирается на мнение одного свидетеля, а этого недостаточно для вынесения приговора!
Судья: Протест принимается. Действительно, как можно опираться на мнение одного свидетеля? Приглашается Швабрин Алексей Иванович! Представьтесь, пожалуйста. (Слайд №22)
Слайд 20Свидетель: Швабрин Алексей Иванович, офицер Белогорской крепости.
Судья: Напоминаю вам, что в
суде нужно говорить правду, вы несете ответственность за каждое слово. Расскажите, что вы знаете о Пугачеве Емельяне Ивановиче, где и когда вам приходилось с ним встречаться.
Свидетель: Я проходил службу в Белогорской крепости в чине офицера императорской гвардии.
Судья: Как вы там оказались?
Свидетель: Я был сослан за поединок, повлекший за собой гибель одного из офицеров.
Судья: Продолжайте.
Свидетель: Сначала все складывалось хорошо, я был радушно принят семьей капитана Миронова. Я полюбил Марью Ивановну с первого взгляда, предложил ей руку и сердце, но она отказалась. Потом в крепость прибыл этот Гринев, и все пошло прахом. Я боялся, что молодой офицер понравится Марье Ивановне, поэтому старался помешать. Мне пришлось обговорить дочь капитана, я нелестно выразился о ней в присутствии Гринева, сказав, что Марья Ивановна – совершенная дурочка…
Гринев: Можно вопрос, ваша честь? Ну ты и подлец, Швабрин!
Швабрин: Я не хотел, чтобы вы подружились, поэтому и препятствовал вам.
Судья: Ближе к делу, Швабрин, ваша личная жизнь суду не интересна.
Слайд 21Свидетель: Когда я понял, что между ними взаимная симпатия, я затаил
злобу и решил отомстить Гриневу за унижение, на поединке я ранил Гринева, как я жалею, что не убил его тогда! Но я не сдавался, я слышал, что Пугачев, объявив себя царем, собирается идти войной и захватить власть, это был мой шанс, любой ценой мне хотелось вырвать Марью Ивановну из рук Гринева. Когда начался мятеж и все было кончено, я решился перейти на сторону Пугачева, я был уверен, что Гринева казнят, и радовался этому. Я видел, как жестоки повстанцы, видел ужасную гибель Мироновых. Первая мысль, возникшая у меня в голове, мысль о Марье Ивановне. Я хотел защитить ее и бежать с ней. Молодой Гринев не сумел бы стать ее защитником… Видели бы вы, как от смерти его спасал его же холоп!.. Я вошел в доверие Пугачева, и он назначил меня комендантом крепости. Я хотел уговорить Марью Ивановну выйти за меня замуж, но она не соглашалась.
Слайд 22Тогда я решился применить силу: посадил ее под замок, давал ей
только хлеб и воду, приставил караул. Я хотел сломить ее, чтобы она поняла, что рассчитывать ей больше не на кого. Мне кажется, каким-то способом Марья Ивановна отправила письмо Гриневу, который появился в скором времени вместе с Пугачевым. Вероятно, они были в сговоре. Гринев был шпионом Пугачева! Еще тогда я заметил некоторую странность в их отношениях, они вели себя, как приятели. Ведь не повесил же Пугачев Гринева со всеми офицерами
Слайд 23 Все мои попытки настроить Пугачева против Гринева ни к чему
не привели. Я уверен, что Гринев заодно с Пугачевым. Когда войска Пугачева были разбиты, меня арестовали, я сразу же сказал, что Гринев – предатель…
Судья: Расскажите о Пугачеве, а не о Гриневе!
Свидетель: Пугачев – страшный человек, он делал все, что хотел: мог миловать, мог казнить. Видел, что творили его молодцы по его же приказанию. Я очень боялся, что Пугачев узнает, кто такая Марья Ивановна, и прикажет казнить нас обоих…
Судья: Имеются ли вопросы к этому свидетелю у обвинения?
Прокурор: Да. Вы считаете, что Гринев был шпионом Пугачева и выполнял все его поручения?
Свидетель: Я в этом уверен.
Судья: Вопросы со стороны защиты?
Адвокат: А разве вы не выполняли поручений Пугачева?
Свидетель: Не отрицаю, выполнял, но я раскаялся, к тому же понес заслуженное наказание…
Судья: Садитесь, свидетель. Переходим к прениям сторон! Слово стороне обвинения.
Слайд 24Прокурор: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели! Обвинению удалось привести массу примеров,
подтверждающих виновность Пугачева. Как осмелился беглый казак назваться царем! Сколько пролито крови по его вине! Прежде чем выносить решение, прошу вас продумать окончательный вердикт по этому непростому делу.
Судья: Слово стороне защиты.
Адвокат: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели! Я считаю, обвинению не удалось предъявить доказательства, подтверждающие вину моего подзащитного. Вы все слышали, что это человек достойный, уважающий достойных противников, способный на благородные поступки. Он лишь жертва обстоятельств. Считаю, мой подзащитный засуживает оправдательного приговора.
Учитель: Теперь, ребята, в игру вступают «присяжные заседатели» Каждый из заседателей выскажет свое мнение.
1 заседатель (Загайнова Ольга): Считаю, что Емельян Пугачев виновен. В истории известен факт, что он был неграмотным, не умел читать и писать, а еще захотел стать царем. Разве царь может быть неграмотным, это же лицо державы!
2 заседатель (Васильев Илья): Я думаю, на месте Пугачева мог оказаться любой другой человек того времени. Страна переживала страшный кризис, тяготило крепостное право, крестьянские волнения всколыхнули всю Россию. Правительство, возглавляемое Екатериной II, не могло управлять как следует. Поэтому обвинять Емельяна Пугачева мы не имеем права!
3 заседатель (Баженов Илья): Будучи «мужицким царем» Пугачев издал свои указы, он не виноват в том, что не умел читать и писать, в те годы бедному человеку трудно было получить образование. Если бы у него была возможность, он обязательно бы выучился. Ведь неспроста же он сумел продержать в страхе полтора года всю Россию!
4 заседатель (Гомер Никита): Это был умнейший человек своего времени. Обычный казак или крестьянин не сумел бы поднять народ, заставить взяться его за топоры и вилы.
5 заседатель (Гусев Ришат): В войске Пугачева были люди, которые тянулись к сытой и спокойной жизни, именно эти люди, спасая свои жизни, выдали его за 100000 рублей царским войскам. Я не поддерживаю предателей.
6 заседатель (Татаркин Геннадий): Образом Пугачева автор показал трагедию человека, обманувшегося в своих надеждах, он ошибся в своем движении. Он жертва времени.
В романе А.С.Пушкина есть строки «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Автор этой фразой дает оценку происходящему в России. Мы увидели, что сейчас трудно разобраться, виновен ли Пугачев. Но не все, что он сделал – бессмысленно.
7 заседатель (Саламаха Данил): По моему мнению, современный суд, конечно же, не назначил бы Пугачеву высшую меру наказания, но однозначно наказание все равно было бы вынесено и, я считаю, это было бы пожизненное лишение свободы.
8 заседатель (Бекназарова Наргиз): Мне кажется, образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» - это глубокие философские размышления А.С.Пушкина над исторической личностью. Я думаю, автора волновали вопросы, над которыми сейчас думаем мы. В пропущенной главе «Капитанской дочки» Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну или даже внуку: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»
Слайд 25Учитель: Ребята, вы высказали свои мнения. Это означает, что наш урок
подошел к своему логическому завершению. Слово судье.
Подведение итогов урока
Судья: Наше сегодняшнее судебное заседание объявляется закрытым, а суд над исторической личностью остается открытым.
Каков же вывод нашего урока? (вместе с учащимися делается вывод): Емельян Иванович Пугачев - это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной. Пушкин подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность, волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь. «Злодей», «убийца», «бунтовщик», «враг Отечества» - так называли Пугачёва официальные власти, в народе же он – «красное солнышко», «государь-батюшка», «заступник». В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина – личность одинокая и трагическая. Он осознает тщетность своего предприятия. Понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может.
Домашнее задание: подготовка к сочинению – ответить на вопросы 1-8 стр.275. Русская литература. Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ. 2-е издание, переработанное, дополненное. Алматы. «Мектеп» 2008.
Итог урока.