Презентация, доклад к уроку литературы на тему А.С.Пушкин Борис Годунов

Содержание

Цели:дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы;углубить представление о драматических жанрах;развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное

Слайд 1А. С. Пушкин драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.
Урок литературы в 7

классе

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
А. С. Пушкин.

А. С. Пушкин драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.Урок литературы в 7 классеДва чувства дивно близки

Слайд 2Цели:
дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы;
углубить представление

о драматических жанрах;
развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.
Методические приёмы:
рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста.
Оборудование урока: иллюстрации к драме «Борис Годунов».
Цели:дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы;углубить представление о драматических жанрах;развивать навыки анализа поэтического

Слайд 3В 1584 г. Умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл

его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разорённой опричным террором.
В 1584 г. Умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом,

Слайд 4Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов.

Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов.

Слайд 5После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который

с матерью был отправлен в город Углич на Волге.
После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город

Слайд 6Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана

до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.
Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший

Слайд 7 После того, как Фёдор Иоанович скончался, династия Рюриковичей

пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.
После того, как Фёдор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась.     Годунов,

Слайд 8 В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре

подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек,

Слайд 9Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь

здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.
Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться

Слайд 10 С начала XIX века в России возрос интерес

к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время– период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся с появлением в Польше Самозванца.

Н. М. Карамзин

С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства

Слайд 11Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург».
Ответьте на вопросы:
К какой теме обращается

А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»?
Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»?
Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г.Фридлендер?
Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца?
Кто такой патриарх? (запишите в тетрадь толкование этого слова.

Работа с учебником.

Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург».Ответьте на вопросы:К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»?Почему

Слайд 12Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия

драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.
Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале

Слайд 13Углубление представления о драматических жанрах.
ДРАМА – ( гр. drama - действие)

– один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля).
В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии).

ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре.

ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.


Углубление представления о драматических жанрах.ДРАМА – ( гр. drama - действие) – один из четырёх литературных родов,

Слайд 14Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре»
Словарная работа.
ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ.
ВЕЧЕ

– в Древней Руси собрание горожан.
ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо,
ведущее дела какого-нибудь учреждения.
ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17веков учреждение.
КРОМЕШНИКИ – здесь опричники (по старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад).
ИГУМЕН – настоятель монастыря.
АЛКАТЬ – сильно желать.
ОБЕТ – торжественное обещание,
обязательство.
СХИМА – монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
ЗАНЕ – потому что, так как.
ДНЕСЬ – ныне, сегодня; теперь, в настоящее время.
ПРИСНО – всегда, во все времена.
ОТРОК – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.
ИНОК – православный монах.
КЕЛЬЯ – отдельная комната монаха в монастыре.
Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре»Словарная работа.ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ.ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан.ДЬЯК

Слайд 15Характеристика героев.
Вопросы по образу Пимена:

- С помощью каких средств автор рисует

образ летописца?
- Как характеризуют Пимена его собственные слова?
- Как Пимен относится к своему труду летописца?
- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
- Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?
- Какое событие изменило судьбу Пимена?
- Как Пимен относится к Григорию?
- Как характеризует Пимена отношение к
Григорию?

- Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория?
- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?
- Каковы особенности речи летописца?
- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?
- Чем для вас интересен облик и характер летописца?

Характеристика героев.Вопросы по образу Пимена:- С помощью каких средств автор рисует образ летописца?- Как характеризуют Пимена его

Слайд 16Характеристика героев.
Вопросы по образу Отрепьева.

- Можно ли назвать сон Григория вещим?
-

Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?
- Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия?
- Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений
- Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?
 

Григорий.
Художник В. Фаворский. 1944–1955

Характеристика героев.Вопросы по образу Отрепьева.- Можно ли назвать сон Григория вещим?- Как сон Григория раскрывает его честолюбивые

Слайд 17Беседа по вопросам
Ответим на вопросы 1-4 учебника.
Задание: подтвердите текстом те черты,

которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: «простодушие», «умилительная кротость», мудрость и усердие.
- Какие черты мы замечаем в Григории? Подтвердите текстом.
- Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?
- Как выражается отношение автора к своим героям и самозванству?
- Иллюстрации к каким эпизодам вы видите, прокомментируйте их.
Беседа по вопросамОтветим на вопросы 1-4 учебника.Задание: подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце:

Слайд 18Проверьте себя
Пимен воспринимает свой труд как
«…долг, завещанный от Бога»,
понимает необходимость
сохранения памяти:


«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…».
С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха» – убийства царевича Димитрия, он «мало вникал в дела мирские».

Григорий Отрепьев

Во сне Григорий видит Москву «с высоты»,
людей он воспринимает как обитателей «муравейника».
Кроме честолюбивых помыслов, причиной,
по которой Григорий решил выдать себя за наследника престола, послужили слова Пимена о том, что царевич Димитрий – ровесник Григория.

Проверьте себяПимен воспринимает свой труд как«…долг, завещанный от Бога»,понимает необходимость	сохранения памяти: «Да ведают потомки православных Земли родной

Слайд 19Домашнее задание

приготовить выразительное чтение отрывка сцены в Чудовом монастыре;
ответить

на вопросы и выполнить задания учебника;
написать сочинение-миниатюру по любой иллюстрации к пьесе «Характер Пимена в моём представлении и в представлении художника».

Гравюра С.Галактионова

Домашнее заданиеприготовить выразительное чтение отрывка сцены в Чудовом монастыре; ответить на вопросы и выполнить задания учебника;написать сочинение-миниатюру

Слайд 20Итог урока

Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаев. 1924

«Борис Годунов» - пьеса не только о личной трагедии царя, но и народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.


Итог урокаКелья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаев. 1924   «Борис Годунов» - пьеса не только

Слайд 21Прослушаем музыкальную иллюстрацию – фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Крупным сочинением Модеста Петровича Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина «Борис Годунов».
Эта первая редакция «Бориса Годунова» была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в неё целый «польский» акт и новый финал – народный бунт, а также во многом изменить и другие сцены.
Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881), русский композитор.

Прослушаем музыкальную иллюстрацию – фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов».   Крупным сочинением Модеста Петровича Мусоргского, законченным

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть