Сложного,
парадоксального,
исповедального…
О судьбе своего поколения,
о духовной разобщённости,
об одиночестве…
"Герой нашего времени" – это грустная дума о нашем времени…
В. Г. Белинский.
История замысла и писания «Героя нашего времени» совершенно неизвестна: ни в письмах Лермонтова, ни в воспоминаниях о нем никаких сведений об этом нет.
Ход работы над романом устанавливался на основе анализа текста и по мемуарным свидетельствам людей, близко знавших Лермонтова.
Роман начат осенью 1837 г., а закончен в 1839г.
Оглавление
Предисловие
Часть первая
I. Бэла
II. Максим Максимович
Журнал Печорина
Предисловие
I. Тамань
Часть вторая
(Окончание журнала Печорина)
II. Княжна Мери
III. Фаталист
“Герой нашего времени” — роман, состоящий из «цепи повестей» /из пяти/.
Циклы повестей были распространены в литературе 30-х годов 19 века: например, “Повести Белкина” А. Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголя и др. Но Лермонтов обновил этот жанр: повести объединяет не рассказчик или автор – личность героя, его внутренняя жизнь становится смысловым центром романа.
«Герой нашего времени» – первый в русской прозе социально-психологический роман, в центре которого личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс.
Роман – это эпическое произведение большой формы с сложным и развитым сюжетом; «эпос частной жизни», т. е. повествование о становлении и развитии отдельной личности…
Повесть – прозаический жанр неустойчивого объёма, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Для того чтобы «собрать» из этих 5 повестей роман, Лермонтов отказался от хронологического принципа.
Попробуйте восстановить «правильную» последовательность частей романа…
Фабула – это хронологическая последовательность событий.
1.«Еду в действующий отряд по казенной надобности» / городишко Тамань/. «Тамань»
2.После военных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск… /…наутро после дуэли получил «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н.»/ «Княжна Мери»
3. Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице». «Фаталист»
4. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. «Бэла»
5. Последние передвижения Печорина мы прослеживаем, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном Максим Максимычем во Владикавказе. «Максим Максимыч»
6. Известие о смерти Печорина «Предисловие к «Журналу Печорина»
Сюжет – это «художественно построенное распределение событий»
I. «Бэла»
II. «Максим Максимыч»
Предисловие к «Журналу Печорина»
I. «Тамань»
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист»
Подчёркнуто разорванная хронологическая последовательность, смена повествователей /рассказчик – Максим Максимыч - Печорин/, многожанровость романа /повесть - рассказ – «дневник»/ не только постепенно открывают героя читателю, но и всё больше оправдывают Печорина…
Нужно ли ещё одно «предисловие»?
…Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление…
…мы почти всегда извиняем то, что понимаем.
…Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю.
Ироничность, даже язвительность по отношению к читателю!
Сочувственное отношение к герою…
антитеза
Публика наивна: смешивает художественное произведение с наставлением, с рецептом примерного поведения!
1. Ваше слово о Печорине…
2. Каким вам представляется образ его /не дробите на «главы»/?
3. Какие страницы романа поставили вас в тупик, вызвали недоумение?
Лексические формулы
«натура неординарная»
контрасты поступков и состояний души
проницательный ум
завышенные требования к окружающим
эгоизм, индивидуализм героя
духовная неуспокоенность, поразительный интерес к жизни
разочарованность
отчаяние…
Итак , знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолётным. Он мелькнул, заинтриговал и как будто растворился в толпе….
Повесть «Максим Максимович»
Эта повесть, которая «находится» между «Журналом Печорина» (его исповедью!) и протокольным рассказом Максим Максимыча.
Это рассказ повествователя, который, описывая внешность и поведение Печорина, пытается проникнуть в его внутренний мир. Итогом наблюдений является психологический портрет героя.
Этот портрет даёт важную подсказку: «тайну» личности Печорина следует искать в его душе!
И только попытка самого героя «душу рассказать», поможет выяснить, почему не смеялись его глаза, когда он смеялся…
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть