Презентация, доклад к уроку литературы на тему Знакомство с романом М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени (9 класс) /по программе под редакцией В. Ф. Чертова/

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И

Слайд 1Печально я гляжу
на наше поколенье…

Печально я гляжу    на наше поколенье…

Слайд 2Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль

темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы…
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови… Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем

Слайд 3Какого романа вы ждёте от автора

«Думы»?

Сложного,
парадоксального,
исповедального…
О судьбе своего поколения,
о духовной разобщённости,
об одиночестве…

"Герой нашего времени" – это грустная дума о нашем времени…
В. Г. Белинский. 

Какого романа вы ждёте от автора

Слайд 4Знакомство с романом…

Знакомство с романом…

Слайд 5

История создания

История замысла и писания «Героя нашего времени» совершенно неизвестна: ни в письмах Лермонтова, ни в воспоминаниях о нем никаких сведений об этом нет.
Ход работы над романом устанавливался на основе анализа текста и по мемуарным свидетельствам людей, близко знавших Лермонтова.
Роман начат осенью 1837 г., а закончен в 1839г.

История

Слайд 6 История создания

Роман начат осенью 1837 г. /была написана повесть «Тамань»/, а закончен в 1839г /включил в него повесть «Тамань»/.

История создания     Роман начат

Слайд 7История публикации романа
Роман «Герой нашего времени»/1838-1839/ - единственное законченное и опубликованное

при жизни М. Лермонтова прозаическое произведение, высшее достижение Лермонтова-прозаика.
Роман опубликован в 1840 году.
В 1841 году, готовя второе издание, Лермонтов написал к нему предисловие – своеобразное объяснение с читателями и критиками. Итак, окончательный вариант

Оглавление
Предисловие
Часть первая
I. Бэла
II. Максим Максимович
Журнал Печорина
Предисловие
I. Тамань
Часть вторая
(Окончание журнала Печорина)
II. Княжна Мери
III. Фаталист

История публикации романаРоман «Герой нашего времени»/1838-1839/ - единственное законченное и опубликованное при жизни М. Лермонтова прозаическое произведение,

Слайд 8

Проблема жанра

“Герой нашего времени” — роман, состоящий из «цепи повестей» /из пяти/.
Циклы повестей были распространены в литературе 30-х годов 19 века: например, “Повести Белкина” А. Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголя и др. Но Лермонтов обновил этот жанр: повести объединяет не рассказчик или автор – личность героя, его внутренняя жизнь становится смысловым центром романа.
«Герой нашего времени» – первый в русской прозе социально-психологический роман, в центре которого личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс.

Роман – это эпическое произведение большой формы с сложным и развитым сюжетом; «эпос частной жизни», т. е. повествование о становлении и развитии отдельной личности…
Повесть – прозаический жанр неустойчивого объёма, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Для того чтобы «собрать» из этих 5 повестей роман, Лермонтов отказался от хронологического принципа.
Попробуйте восстановить «правильную» последовательность частей романа…

Проблема жанра  “Герой нашего

Слайд 9В романе хронология нарушена. В чём секрет

композиции романа?

Фабула – это хронологическая последовательность событий. 

1.«Еду в действующий отряд по казенной надобности» / городишко Тамань/. «Тамань»
2.После военных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск… /…наутро после дуэли получил «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н.»/ «Княжна Мери»
3. Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице». «Фаталист» 
4. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. «Бэла»
5. Последние передвижения Печорина мы прослеживаем, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном Максим Максимычем во Владикавказе. «Максим Максимыч»
6. Известие о смерти Печорина «Предисловие к «Журналу Печорина»


Сюжет – это «художественно построенное распределение событий»

I. «Бэла»
II. «Максим Максимыч»
Предисловие к «Журналу Печорина»
I. «Тамань»
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист» 


В романе хронология нарушена. В чём секрет

Слайд 10 В чём секрет композиции романа?
Лексические

формулы:
Структурная сложность романа
Резкая инверсия /несовпадение последовательности глав с течением печоринской жизни/
Постепенное «приближение» читателя к главному герою (смена повествователей!)
Постепенное проникновение в духовный мир героя /автор освобождает читателя от присутствия рассказчика/
Противоречивость двух «предисловий»

Подчёркнуто разорванная хронологическая последовательность, смена повествователей /рассказчик – Максим Максимыч - Печорин/, многожанровость романа /повесть - рассказ – «дневник»/ не только постепенно открывают героя читателю, но и всё больше оправдывают Печорина…

В чём секрет композиции романа?   Лексические формулы:Структурная сложность романаРезкая инверсия /несовпадение последовательности

Слайд 11 Сопоставьте два «предисловия»…
Ваше впечатление от лермонтовского «предисловия»? Кто

его «адресат»? Есть ли необходимость в таком «предисловии»?
…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина
…Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!

Нужно ли ещё одно «предисловие»?
…Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление…
…мы почти всегда извиняем то, что понимаем.
…Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю.

Ироничность, даже язвительность по отношению к читателю!

Сочувственное отношение к герою…

антитеза

Публика наивна: смешивает художественное произведение с наставлением, с рецептом примерного поведения!

Сопоставьте два «предисловия»… Ваше впечатление от лермонтовского «предисловия»? Кто его «адресат»? Есть ли необходимость в

Слайд 12 Печорин как художественное открытие Лермонтова
Все художественные средства романа

/построение, система образов, ситуации/ подчинены главной задаче - раскрытию внутреннего мира Печорина, героя сложного, загадочного, парадоксального…

1. Ваше слово о Печорине…
2. Каким вам представляется образ его /не дробите на «главы»/?
3. Какие страницы романа поставили вас в тупик, вызвали недоумение?
Лексические формулы
«натура неординарная»
контрасты поступков и состояний души
проницательный ум
завышенные требования к окружающим
эгоизм, индивидуализм героя
духовная неуспокоенность, поразительный интерес к жизни
разочарованность
отчаяние…

Печорин как художественное открытие Лермонтова Все художественные средства романа /построение, система образов, ситуации/ подчинены главной

Слайд 13 «Бэла»
1. Как вы встретили похищение Бэлы и

«роман» Печорина?
2.Почему Лермонтов словно отстраняется от повествования, скрываясь за фигурами рассказчиков?
3. Как вы относитесь к старику штабс-капитану? Как оцениваете его высказывания и поступки?
4.Понимает ли Печорина Максим Максимович?
5. Что сближает Печорина и Казбича?
6. Каким образом Печорину удаётся уговорить Азамата на явное преступление против традиций его народа и его семьи?
7.Как Печорину удалось сломить сопротивление гордой горянки?
8. Какие мотивы, на ваш взгляд, руководят Казбичем, когда он убивает отца Бэлы и позже наносит её смертельную рану? /не забывайте, что повествование от лица Максим Максимыча/
9.Какие чувства испытывает Печорин после смерти Бэлы? Сочувствуете ли вы ему или осуждаете?
10.Как оценивает его реакцию на гибель девушки Максим Максимыч? Согласны ли вы с капитаном?
11. Можете ли вы объяснить жуткий смех Печорина, когда Максим Максимович «хотел утешить его»?
«Бэла»1. Как вы встретили похищение Бэлы и «роман» Печорина?2.Почему Лермонтов словно отстраняется от

Слайд 14 Повесть «Бэла» выводы:
Между читателем

и Печориным - два рассказчика, две «призмы», сквозь которые читатель видит героя.
Точка зрения Максим Максимыча на Печорина в этой повести господствует.
Молодой офицер-повествователь ближе к читателю.
Но оба рассказчика не только помогают понять Печорина, но и в какой-то степени «мешают» читателю: на реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения…

Итак , знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолётным. Он мелькнул, заинтриговал и как будто растворился в толпе….

Повесть «Бэла»      выводы: Между читателем и Печориным - два рассказчика, две

Слайд 15 Повесть «Бэла» выводы:
В «Бэле»

Максим Максимыч – наблюдательный, честный рассказчик (даёт почти «протокольное» описание поведения П.), симпатизирующий столь загадочному для него Печорину. Он говорит о нём с солдатской прямотой, ничего не скрывая и не приукрашивая.
Максим Максимыч увидел в Печорине противоречивость и сложность, но не смог их объяснить. Для него Печорин:


Повесть «Бэла»      выводы: В «Бэле» Максим Максимыч – наблюдательный, честный рассказчик

Слайд 16
Характер капитана

набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней…
Николай Первый 

1. Почему рассказ о второй встрече Печорина и Максима Максимовича Лермонтов доверяет повествователю, странствующему офицеру?
2. Меняется ли характер, жизненный настрой Печорина? Для этого сопоставьте портрет Печорина в «Бэле» и описание его внешнего облика в «Максим Максимовиче».
3.Почему портрет Печорина в «Максим Максимовиче» считается первым психологическим портретом в русской литературе? Какие есть основания для подобного утверждения?
4.Почему Печорин стремится покинуть старика штабс-капитана?
5.Способен ли понять Печорина Максим Максимыч?
6.На кого из них направлено сострадание автора-повествователя? Кому больше сочувствуете вы?






Повесть «Максим Максимович»

Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я

Слайд 17 Повесть «Максим Максимович»

выводы:

Эта повесть, которая «находится» между «Журналом Печорина» (его исповедью!) и протокольным рассказом Максим Максимыча.
Это рассказ повествователя, который, описывая внешность и поведение Печорина, пытается проникнуть в его внутренний мир. Итогом наблюдений является психологический портрет героя.
Этот портрет даёт важную подсказку: «тайну» личности Печорина следует искать в его душе!
И только попытка самого героя «душу рассказать», поможет выяснить, почему не смеялись его глаза, когда он смеялся…

Повесть «Максим Максимович»          выводы:

Слайд 18 Домашнее задание
1. Читаем «Журнал Печорина» - «исповедь» героя»

/ «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»/.
2. Убеждает ли роман, что Печорин «готов был любить весь мир»?
Письменно:
Есть ли в романе признание Печорина, которое объяснило бы его, помогло бы его понять?

Домашнее задание 1. Читаем «Журнал Печорина» - «исповедь» героя»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть