Презентация, доклад к уроку литературы Фольклор

Содержание

Фольклор - (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная

Слайд 1Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор

Слайд 2Фольклор -
(англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное;

художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Термин «фольклор» впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом как совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны.
Фольклор - (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая

Слайд 3Фольклор в жизни людей
Устное народное творчество – былины и песни, пословицы

и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отразило представление русских людей о своем прошлом, окружающем мире.
Литература не была лишь плодом народного досуга. Она являлась достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор в жизни людейУстное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая

Слайд 4Обряд
был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение

столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.
Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах

Слайд 5Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние,

весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли, и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным

Слайд 6Годовой цикл сельско-хозяйственных праздников

Годовой  цикл  сельско-хозяйственных праздников

Слайд 7Колядки
песенки, исполнявшиеся в обряде колядования. Исполнялись группами колядовщиков под окнами домов

во время святок (в честь рождения и крещения Христа)и заключали величание хозяина и его близких и пожелания урожая, благополучия, здоровья. Композиция колядок: колядовщики ищут двор хозяина, затем этот двор описывается (он весь из золота и серебра и т. п.), потом следует требование вознаграждения, сопровождаемое угрозами ("Не дадите пирога, Мы корову за рога"). Со временем колядки, как и обряд колядования, утратили магическое назначение и приобрели характер праздничных песен.
Колядкипесенки, исполнявшиеся в обряде колядования. Исполнялись группами колядовщиков под окнами домов во время святок (в честь рождения

Слайд 8Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте

сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Ходит коляда по святым вечерам,Заходит коляда во Павлы-село.Собирайся, селяне,Будем с колядой!Открывайте сундучок,Доставайте пятачок!Открывайте, коробейники,Доставайте копейки!Подходи, не робей,Сейчас

Слайд 12Веснянки
Это «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.

Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы.
ВеснянкиЭто «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения

Слайд 13Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби

ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
Стало ясно солнышко припекать, припекать,Землю словно золотом заливать, заливать.Громче стали голуби ворковать, ворковать,Журавли вернулися к нам опять,

Слайд 17Масленица
- народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён.

Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Масленица - народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и

Слайд 18Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай,

Масленица!

А мы Масляницу дожидали,
Дожидали, душе, дожидали!
Сыром, маслом гору укладали,
Укладали, душе, укладали!
А мы Масляницу устречали,
Устречали, душе, устречали!
Ой ты, Масляница, растянися,
Растянися, душе, растянися!
А мы Масляницу дожидали...

Ой, ты, Масленица, обманщица!Обманула, провела,Нагуляться не дала!Уходи, Зима, ко сну,Присылай Весну!Прощай, Масленица!А мы Масляницу дожидали,Дожидали, душе, дожидали!Сыром,

Слайд 21Летние и осенние обрядовые песни

Летние и осенние обрядовые песни

Слайд 22 В день Аграфены Купальницы (23 июня) ходят вечером в лес

и рвут травы, приносят домой, ввязывают в веники и приговаривают:
Приехала купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почести!

Приступая к сенокосу, при начале косьбы, натачивают косу, говорят:
Коси, коса, гладко,
Люби, коса, лопатку,
Лопатка – песок,
Косец– пирожок.
В день Аграфены Купальницы (23 июня) ходят вечером в лес и рвут травы, приносят домой, ввязывают

Слайд 24Пословицы - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Пословицы - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Слайд 25Пословицы
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без

друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг.
Был я у друга, пил воду: слаще меду.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
ПословицыБез беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго. Без друга, который потерян, плохо, но плохо

Слайд 26Поговорки
словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров

фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Поговоркисловосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Слайд 27Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то

ли будет, то ли нет.
Бедность — не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
Губа не дура, язык не лопата.
Два сапога пара, оба левые.
За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

Восстановленные поговорки.

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.Бедность —

Слайд 28Старинные народные загадки

2. Гуляет в поле,
Да не конь,
Летает на воле,
Да не птица.
3. Не мед, а ко всему льнет.
4. Сама нагая, а рубашка за пазухой.
6. Месяц-новец днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
8. Птица юрится (торопится),
На ветер глядит,
Крыльями машет,
Сама ни с места.
Старинные народные загадки            2. Гуляет в

Слайд 2910. Зубасты, а не кусаются.

11. Среди поля копытом.
12. Ревнул вол
За сто сел,
За сто речек.
13. Белые мухи на поле сели.
14. Сани бегут, оглобли стоят.

Ответы: 2. qvǝɯǝw 3. оʚоvɔ 4. ʁнqvиɯǝʚɔ и ɐҺǝʚɔ 6. udǝɔ 8.ɐǹинqvǝw ʁɐнʁdɯǝʚ 10. иvƍɐdɹ 11. ɐнʎv ,ǹʁɔǝw 12. wоdɹ 13. ɹǝнɔ 14. ɐɹǝdǝƍ и ɐʞǝd
10. Зубасты, а не кусаются.

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть