Презентация, доклад к уроку литературы для 11 кл. на тему В. Распутин. Прощание с Матёрой

Презентация к уроку литературы для 11 кл. на тему В. Распутин. Прощание с Матёрой, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Актуальные и вечные проблемы
в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»


Слайд 2
Текст слайда:

Валентин Григорьевич Распутин —

один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжал традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.


Слайд 3
Текст слайда:

В повести «Прощание с Матёрой» Распутин идёт от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. В повести писатель отразил общие тенденции, опасные прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации.


Слайд 4
Текст слайда:

— Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матёрой»?

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.


Слайд 5
Текст слайда:

— В чём смысл конфликта повести Валентина Распутина?

Конфликт в повести «Прощание с Матёрой» относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?


Слайд 6
Текст слайда:

«Новое в повести поставило цель пополам переломить старое, вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено ещё в годы революции. Революция дала права людям, которые за устремлённостью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. «Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалёкость. По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом, конфликт приобретает социально-исторический смысл.


Слайд 7
Текст слайда:

— Как развивается конфликт в повести? Какие образы противопоставлены?

Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Её дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны.


Слайд 8
Текст слайда:

Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи.
Эти люди — лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом посёлке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несёт ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.


Слайд 9
Текст слайда:

— В чем драматизм конфликта?

Драматизм конфликта в том, что Дарье, её любовному, бережному отношению к Матёре, противопоставлены и её собственные сын и внук — Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.


Слайд 10
Текст слайда:

— В чём видит Дарья причины происходящего?

Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов — «совесть иметь и от совести не терпеть».


Слайд 11
Текст слайда:

— Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

Дарья — воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для неё память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».


Слайд 12
Текст слайда:

— Как показана нравственная красота Дарьи?

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село» (Солженицын. «Матренин двор».)


Слайд 13
Текст слайда:

— Через что раскрывается образ Дарьи?

Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.


Слайд 14
Текст слайда:

— Какова роль речи Дарьи?

Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и её монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.


Слайд 15
Текст слайда:

— Читаем и комментируем ключевые сцены, раскрывающие образ Дарьи: сцена на кладбище, спор с Андреем (глава 14), сцена прощания с избой, с Домом.


Слайд 16
Текст слайда:

«Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого», — так писал о своих героинях Валентин Распутин.
Сила характеров любимых героев писателя — в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.


Слайд 17
Текст слайда:

— Как проявляется философский план конфликта в повести?

Частный конфликт — уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского — противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить её: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков — смеха, песен, стрёкота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъём героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в «тутошней жизни».


Слайд 18
Текст слайда:

— Какие символы помогают понять авторский замысел?

Распутин использует один из традиционных символов жизни — дерево. Старая лиственница — «царский листвень» — является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила — не могут справиться с ним.
В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матёры — ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.


Слайд 19
Текст слайда:

Символичен образ Дома. Он изображён одухотворённым, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой». С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: «Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».


Слайд 20
Текст слайда:

Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матёра» — это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края... хватало... и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».


Слайд 21
Текст слайда:

Заслушиваем сообщения по индивидуальным заданиям: образ огня (пожара) — главы 8, 18, 22; образ «лиственя» — глава 19; образ «Хозяина» — глава 6; образ воды.


Слайд 22
Текст слайда:

— Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в «Прощании с Матёрой»?


Слайд 23
Текст слайда:

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.
Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...»
Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она всё перенесёт и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине...»


Слайд 24
Текст слайда:

Жизнеутверждающим представляется символический образ зерна, прорастающего сквозь мякину, «почерневшую солому». Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «всё нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не «оставило без надежды и будущего» всё «племя» людей. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть