Презентация, доклад к уроку литературы Анализ эпизода Смерть Базарова (по роману И.С.Тургнева Отцы и дети)

Содержание

Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова»Задачи:- раскрыть силу духа главного героя романа, его внутренний мир перед лицом смерти;- формировать навыки анализа текста.

Слайд 1Двенадцатое октября
Тема: Анализ эпизода
«Смерть Базарова»
(По роману И.С.Тургенева
«Отцы и

дети»).

Практическое занятие

Двенадцатое октябряТема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).Практическое занятие

Слайд 2Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова»

Задачи:
- раскрыть силу духа главного героя романа,

его внутренний мир перед лицом смерти;
- формировать навыки анализа текста.
Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова»Задачи:- раскрыть силу духа главного героя романа, его внутренний мир перед лицом смерти;-

Слайд 3Роман - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается

жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия
Роман - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени

Слайд 4«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий

подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс».
(Д. И. Писарев)
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий,

Слайд 5Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Слайд 6- Что такое эпизод?
ЭПИЗОД (от греч. epeisodion) – вставка) – часть

художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно самостоятельное значение.
- Что такое эпизод?ЭПИЗОД (от греч. epeisodion) – вставка) – часть художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно

Слайд 7План анализа эпизода
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие,

лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)?
4. Сформулировать вопрос, проблему, поставленную автором в данном эпизоде.
(Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования).
5. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
6. Выявить наличие художественных деталей: портрет, пейзаж, интерьер; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
7. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
8. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
 
Обратите внимание!  Доказательством ваших рассуждений является художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
План анализа эпизода1. Определить границы эпизода, дать ему название.2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.3. Назвать основных

Слайд 8С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям.

- Как это

проявляется?
С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям. - Как это проявляется?

Слайд 9- Что является кульминацией данного эпизода?

- Что является кульминацией данного эпизода?

Слайд 11Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая

молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.

Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.

- Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.

Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой

Слайд 12- Почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

- Почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

Слайд 13Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и

человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой
Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая

Слайд 14 Василий Перов


«Старики-родители на могиле сына»



1874 год

Василий Перов «Старики-родители на могиле сына» 1874 год

Слайд 15“Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул

кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”
А.П. Чехов.
“Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно,

Слайд 16- Что вы узнали сегодня нового?
Выставление оценок.

- Что вы узнали сегодня нового? Выставление оценок.

Слайд 17Домашнее задание:

1. Прочитать эпилог романа «Отцы и дети»
2. Ответить на вопрос:

Какова роль эпилога в романе?
Домашнее задание:1. Прочитать эпилог романа «Отцы и дети»2. Ответить на вопрос: Какова роль эпилога в романе?

Слайд 19Выполнение практической работы
Инструкционно – технологическая карта
на выполнение практической работы.
Тема: Анализ эпизода

«Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова»
Задачи:
- раскрыть силу духа главного героя романа, его внутренний мир перед лицом смерти;
- формировать у учащихся навыки анализа текста.
Обучающиеся должны знать:
-текст художественного произведения (роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
- определение термина «роман», «эпизод», «проблема», «тема», «идея»
Обучающиеся должны уметь:
- определять  границы эпизода, уметь давать ему название;
- характеризовать событие, лежащее в основе эпизода;
- формулировать вопрос,  проблему, содержащуюся в тексте;
- характеризовать героев - участников эпизода;
- анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения;
 
Время выполнения: 20 мин.
Оборудование: инструкционная карта на выполнение практического занятия, тетради для практических занятий по литературе, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Задание:
Проанализировать эпизод «Смерть Базарова» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»  
Выполнение практической работыИнструкционно – технологическая картана выполнение практической работы.Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева «Отцы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть