Слайд 1ПРИМЕТЫ,
СУЕВЕРИЯ, ГАДАНИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА
Выполнила
Данилова Ольга Владимировна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 5»
г. Обнинска
Слайд 2
ЦЕЛЬ:
1.ПРОБУДИТЬ
НОВЫЙ ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ И
ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА.
2. ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ СУЕВЕРИЙ,
ПРИМЕТ НА ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА
Слайд 3 СУЕВЕРИЕ — ПРЕДРАССУДОК, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ВЕРУ В КАКИЕ-ЛИБО ПОТУСТОРОННИЕ СИЛЫ
Образовано
это слово с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту».
Слайд 4В 1834 году Императорская Российская Академия опубликовала книгу врача Поликарпа Пузино
«Взгляд на суеверие и предрассудки».
«В самом деле, кто из нас не слыхал, — пишет автор, — что есть дни счастливые и несчастные? Что встреча с попом или монахом весьма неблагополучная; что не должно стричь ногтей в пятницу; что спустившийся на руку паук предвещает денежный прибыток; что рассыпанная на столе соль означает ссору, и пр.»
«…Суеверие, — утверждает Пузино, — есть мать большей части заблуждений наших. Сим именем называется та слабость ума человеческого, которая и маловажным видам приписывает сверхъестественную силу»
Слайд 5ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ДРУГА ПУШКИНА - ВЛАДИМИРА ДАЛЯ:
«ПУШКИН, Я ДУМАЮ, БЫЛ
ИНОГДА И В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ СУЕВЕРЕН; ОН ГОВАРИВАЛ О ПРИМЕТАХ, КОТОРЫЕ НИКОГДА ЕГО НЕ ОБМАНЫВАЛИ, И, УГАДЫВАЯ ГЛУБОКИМ ЧУВСТВОМ КАКУЮ-ТО ТАИНСТВЕННУЮ, НЕПОСТИЖИМУЮ ДЛЯ УМА СВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗНОРОДНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ, В КОИХ, ПО-ВИДИМОМУ, НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО, УВАЖАЛ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ПРЕДАНИЕ НАРОДА, ДОИСКИВАЛСЯ И В НЕМ СМЫСЛУ, БУДУЧИ УБЕЖДЕН, ЧТО СМЫСЛ В НЕМ ЕСТЬ И БЫТЬ ДОЛЖЕН, ЕСЛИ НЕ ВСЕГДА ЛЕГКО ЕГО РАЗГАДАТЬ».
Слайд 6Обряд венчания с прекрасной Натали сопровождался плохими приметами.
Упали крест и
Евангелие, когда по традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковер, а свеча в руке поэта потухла.
Эти обстоятельства встревожили Пушкина, он произнес: «Tous les mauvais augures!» («Плохие предзнаменования!», франц.).
Слайд 7Вдруг дорогу экипажу поэта перебежал заяц, что считалось очень плохой приметой,
поэтому Пушкин вернулся в имение.
Слайд 8Перстень украшен оранжево-красным камнем с вырезанной на нем ладьей с тремя
амурами
Перстень с сердоликом
Слайд 9— Наташа! — позвал Пушкин странным сдавленным голосом. — Что это
значит?
Я ясно вижу тебя и рядом, — так близко! — стоит мужчина, военный… Но не он, не он! Этого я не знаю, никогда не встречал. Средних лет, генерал, темноволосый, черты неправильны, но недурен, стройный, в свитской форме. С какой любовью он на тебя глядит! Да кто же это может быть? Наташа, погляди!
Слайд 10 Список "несчастливых дней":
В януарии семь: 1,2,6,7,11,12,20;
в февруарии три:
11,17,18;
в березове четыре: 1,14,24,25;
в травине три: 1,17,18;
в маие три: 1,6,26;
в иунии один: 17;
в иулии два: 17,21;
в серпене два: 20,21;
в септемвере два: 10,18;
в октобрии три: 2,6,8;
в ноевембрии два: 6,8;
в декемврии три: 6,11,18"
Слайд 11 Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и
карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Слайд 12«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на
свете всех милее, всех румяней и белее?»
Слайд 13
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт
вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег…
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
Слайд 14
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не
дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отовсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: "Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!"
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет…
Слайд 15Пушкин от природы был суеверен и весьма расположен к объяснению частных
событий таинственными, неведомыми причинами, что, может быть, составляет необходимое условие поэтических, восприимчивых натур.