Лужин и Свидригайлов
Петербург
Достоевского
Эпилог
1860 - е годы в России - переходная эпоха. В этот период начался спад общественного движения, поднялась волна правительственной реакции. Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 1860-х годов в связи с половинчатой крестьянской реформой 1861года
не только не сгладились, но еще более обострились..
Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? - Старые идеалы сваливаются с своих пьедесталов, а новые не нарождаются... Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Куда идти? Чего искать?»
1860 - е годы в России
«Преступление и наказание». История создания
Это психологический процесс преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Ф.М.Достоевский. Из письма к М.Н.Каткову
Но после убийства «неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.
Из письма к М.Н.Каткову
Задуманный ещё в 1859 году роман «Преступление и наказание» был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 году. Это один из самых известных и сложных романов Ф.М.Достоевского,,
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».
Вячеслав Иванов:
роман - трагедия
М. Бахтин:
полифонический роман
Ф. М. Достоевский:
роман - исповедь
По мнению Н. Н. Страхова романы Достоевского следует считать идеологическими, потому что в них писатель исследует родовую черту русских людей - «чрезвычайную серьезность, как бы религиозность, с которою они предаются своим идеям».
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я тебе говорил
про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге,
лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»
Подобно Шекспиру, Достоевский изображает «общее трагическое состояние мира». Трагическую коллизию, в которую попадает главный герой - Родион Раскольников, Достоевский удваивает и утраивает. В «раскольниковской» ситуации оказываются Мармеладов, его дочь Сонечка,
его жена Катерина Ивановна, сестра Раскольникова Дуня,
По аналогии с музыкальной полифонией — параллельной диалогической разработкой двух и более музыкальных тем (фуги Баха).. Писатель предпочитает ни в чем не сковывать свободу героев. Художественное целое формируется как напряженный диалог между ними, в котором авторский -оценочный и завершающий - голос отсутствует
Все определения жанровой природы романа «Преступление и наказание»
не противоречат друг другу, а лишь выявляют разные грани сложной
художественной структуры данного произведения.
Часть пятая
Часть шестая
Часть вторая
Часть четвертая
Часть I - преступление
Часть II - наказание
Главы внутри каждой части располагаются по степени
напряженности страданий (Ю. В. Лебедев). Композиция
постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.
Петербург Достоевского
«Преступление и наказание» Достоевского - тот роман, где вне образа города невозможно постижение трагедии героев произведения.
Н. М. Свирина
Исторические адреса объектов
(в скобках — современные адреса)
Историко-биографический альманах серии «ЖЗЛ». Том 11
Прометей А.Бурмистров. Петербург в романе
«Преступление и наказание»
Как связан текст романа с картиной
В.Г.Перова «Утопленница»?
?
Душа героя рвется ввысь, но узкий колодец двора, в котором расположен дом, где живет Раскольников, словно бы утягивает его вниз. При этом до земли с ее сырым, живительным духом герою так же далеко, как до холодного неба; каменный, жестокий Петербург отсекает человека от всего естественного.
А.Н.Архангельский
Петербург в романе «Преступление и наказание» – «мёртвый», «самый фантастический», наделённый мрачной мистической силой, каменный, жестокий город, отсекающий человека от всего естественного. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной, городом, где «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Петербург у Достоевского город, без которого трагедии главных героев не имели бы такого накала.
Город – соучастник убийства
«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»
Часть 1. Анализ отрывка из эпического произведения
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
Петербург Достоевского
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
?
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С—м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К—ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице.
Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире
«Преступление и наказание». Ч.1. гл.I
Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше сродного, топок и строен (Ч.1. гл.I)
Главный герой романа - студент Петербургского университета Родион Раскольников, одинокий
юноша - разночинец, бросивший учебу из – за нехватки денег - погружен в болезненное состояние,
порабощен философской идеей-страстью, допускающей «кровь по совести».
Есть два толкования фамилии Раскольникова: первое – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение; другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова, которого «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – утверждает исследователь Н. С. Прокурова
«…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово… Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь…»
«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
«… Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»
Арифметика Раскольникова
Раскольникова увлекла идея
«сверхчеловека», которому «все позволено». Идея противоречит
христианской религии.
Возникновение идеи
«...мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею...»?
Теория Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею...»?
«Дом старухи-процентщицы». Петербург
«Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…»
*Процентщик (ростовщик) — человек, дающий
деньги в долг и получающий за это проценты
от своих должников.
Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная сухая старушонка, дет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая, белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.- Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.
Ч. 1, гл. I.
Кадр из телефильма
«Преступление и наказание».
Раскольников
идет
«делать пробу»
Чьими глазами мы видим
старуху – процентщицу?
?
С чего начинается падение Мармеладова?
Как понимает слова Мармеладова «некуда идти» Раскольников?
В чем причины несчастья семьи видит сам Мармеладов и в чем видит их Раскольников?
Как погибает Мармеладов? Что вообще, по-вашему, стало причиной его гибели?
?
Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом й с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность,— пожалуй, был и смысл и ум,— но в то же время мелькало как будто и безумие.
Ч.1 гл. II
«Пусть, пусть я подлец, она же сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена. А между тем... о, если она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели! А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая...»
Мармеладов - опустившийся нищий чиновник - тоже хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали... Но помощи ждать неоткуда. Выхода из тупика нет. Под колесами щегольской коляски погибает Мармеладов, смертью заезженной клячи умирает его жена, страшная участь грозит ее детям, и только случай спасает их.
Путь Раскольникова к преступлению. Встреча с Мармеладовым.
«Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»
?
К/ф «Преступление
и наказание» 1969
Реж. Л.Кулиджанов
Нажмите
на пленку
Екатерина Ивановна Мармеладова
мать Сони - Майя Булгакова
Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками.
…Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее...
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Катерина Ивановна
В.Маковский. Посещение бедных.
Пропил! всё, всё пропил! - кричала в отчаянии бедная женщина,— и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей) О, треклятая жизнь
… Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной рубля, и неприметно положил на окошко.
Ч.1 гл. Ч.1 гл. II
Ну, а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть, человеческий, то значит, что остальное все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!.. (Ч.1 гл. II)
?
Соня. Иллюстрация к роману
«Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ре(!ятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда... ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж? Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» А уж Дарья Францовна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась. «А что ж,— отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку,— чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...
И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... (Ч.1 гл. II)
«Ко всему-то подлец человек привыкает!»
Соня Мармеладова
Письмо матери
Раскольников понимает, что сестра готова выйти замуж за ничтожного дельца Дюжина, лишь бы помочь брату и обеспечить матери старость.
Милый мой Родя, - писала мать,- вот уже два месяца с лишним , как я не беседо -
вала с тобой письменно. Отчего сам страдаю и даже иную ночь не спала думая.
<…> Петр Петрович Лужин ….Человек он деловой и занятый и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. Разумеется, мы сначала были очень поражены, так как все это произошло слишком скоро и неожиданно. Соображали и раздумывали мы вместе весь тот день. Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный (Ч.1 гл. III)
Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет… Например, при втором визите,- уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и
непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил, он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля
Ч.1 гл. III
Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез; но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам…
<…> Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нём не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове, и решена окончательно:
«Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина! » (Ч.1 гл. IV)
П.И. Шляхтенков. Иловна. 1807
Укрепилось ли намерение Раскольникова совершить
преступление после получения письма от матери?
?
«Нет, мамаша, нет, Дуня,
не обмануть меня вам!»
Встреча с бедной
девочкой на бульваре
Раскольников вступается за пьяную девушку, преследуемую «плотным, жирным» господином, а по сути спасает пьяную девочку от поругания. Но тут же сомневается: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать».
А.Г. Венецианов. Девушка в платке.
Час пробил…
Р. Раскольникова - В. Кошевой.
Но вот преступление совершено; причем, вопреки «плану», убита и невинная сестра мерзкой старухи-процентщицы, беззащитная и больная Лизавета Ивановна... Темный замысел выполнен, но результат его куда страшнее, чем предполагалось. Теория Раскольникова столкнулась с практикой жизни.
А.Н.Архангельский
Оказывается, цена будущего величия может оказаться непомерной, в жертву приходится приносить не только ужасную старуху-процентщицу, но и невинную приживалку. Мало того, смерть Лизаветы Ивановны отбрасывает свой свет и на гибель процентщицы. Да, старуха ужасна, от нее людям только горе, однако в ней тоже заключена тайна жизни. И Раскольников, опуская топор на голову Алены Ивановны, вольно или невольно покушается на эту тайну.
А.Н.Архангельский
Преступление
Одно преступление влечёт за
собой другое
Ф.М.Достоевский
3. Разговор
в трактире
Случайно услышал разговор в трактире студента и офицера. Мысли, которые были нечеткими и пугающими, только
«наклевывались в его голове» совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в «коморке, похожей на шкаф»; когда
вопрос об убийстве «замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Раскольников идет «делать пробу». После второй встречи у Раскольникова наступает отвращение к старухе и « предприятию». « И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо матери измучило его : «Ведь тут надо теперь же что - нибудь делать,- чувствует Раскольников
Встреча с бедной девочкой на бульваре
возвращает Раскольникова к мысли об
униженных и несчастных. Он с ужасом
спрашивает: «Да разве то будет?»
7. Встреча с бедной
девочкой на бульваре
8. Сон, в котором соединилось
все вселенское горе
«Он… узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна»
Встреча с Лизаветой воспринимается
как знамение сверху – час пробил
2
4
5
6
9. Встреча с Лизаветой
на Сенной площади
Отвращение к убийству.
" Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! « " Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " .
Путь Раскольникова к преступлению
ЕГЭ
ЕГЭ
Читаем начало романа «Преступление и наказание
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ
А). «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру».
Б). «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой...»
В). «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Ответ…………………….312
В4. Установите соответствие между изобразительными средствами и примерами из текста. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
А) эпитет
Б) градация
В) сравнение
1) «...лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть...»
2) «болезненное и трусливое ощущение»
3) «... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит ...»
4) «...при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж...»
Ответ ………………………241.
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
В роли Р. Раскольникова - В. Кошевой.
Кадр из телефильма
«Преступление и наказание».
Режиссер: Д. Светозаров. 2007
Раскольников не просто убийца, убийца – мыслитель. Он приходит к мысли, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, — «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» — Ликург, Наполеон — не останавливаются перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
Убийство старухи процентщицы - это самопроверка героя.
Психологизм у Достоевского – это подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций),где особую роль играют изменения внутренней жизни героя. Можно вспомнить и творчество Л.Н. Толстого, его знаменитую «диалектику человеческой души», тончайшее изображение «едва уловимых явлений... внутренней жизни»
«Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто,— старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается... Принцип? За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастием» занимаются... (Ч.3 гл.6)
Кадр из к/ф л.Кулиджанова. 1969
«…Переступить-то не переступил,
на этой стороне остался…
П.П.Лужин – В.Басов
Петербург в романе Достоевского не только город «униженных и оскорбленных», но и город людей сытых, «деловых», владык жизни — мелких и крупных хищников. Образы их постоянно появляются на страницах «Преступления и наказания». Мы видим мелких «промышленников»,, занимающихся темными делами. Это мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин (он и краденое прячет); купец Юшин, который сдает дешевые номера -«грязь, вонь, да и подозрительное место», Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами. Достоевский вложил в уста негодяя Лужина теорию «разумного эгоизма», но до того искаженную, что она превратилась в свою противоположность — в теорию личного обогащения: «Возлюби прежде всех одного, себя»
Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Автор рисует этого немолодого господина, «чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией», который «состоит на линии жениха» и «думает прежде всего только
о себе, своем интересе» Это Чичиков эпохи 60-х годов, способный на любое злодеяние.
Совесть Свидригайлова отягощена тяжелым грехом: он совратил и фактически убил невинную девочку Матрешу. И потому Свидригайлов
уверяет Раскольникова, что у них есть «точка общая» (имея в виду, конечно, не само преступление, а некую «бездну» в душе); им надо держаться вместе. Раскольников отвергает его предложение, но не может отрицать, что «точка общая» все-таки есть. Роднит их прежде всего болезнь души, Судьба Свидригайлова - итог того пути, по которому пошёл Раскольников
Где реальный, а где искусственный Лужин?
Кто Свидригайлов — «изверг или жертва?»
Есть ли сходство жизненных взглядов Лужина и
Свидригайлова с теорией Раскольников?
?
?
Двойники Раскольникова
Кульминация романа - признание Раскольникова
Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник И. Глазунов
По мнению Раскольникова, они одинаково преступили, нарушили главные Божьи заповеди («не убий» и «не прелюбодействуй»). А значит, погубили себя. И потому «мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Он пытается внушить девушке, что ее жертва была напрасна — ведь ее младшие сестры наверняка по той же дороге пойдут. «Нет, — робко, но твердо отвечает Соня, — Бог этого не допустит». По просьбе Раскольникова Соня читает ему главу из Евангелия от Иоанна — как раз ту, в которой рассказывается о воскрешении Лазаря (Раскольников приходит к Соне на четвертый день после своего преступления). Недаром героиню зовут Соня, Софья, София — премудрость.
А.Н.Архангельский
Соня, робкая молоденькая девушка, нигде не учившаяся, не знающая ни о каких философских теориях и почти ничего, кроме Евангелия, не читавшая, становится главным ниспровергателем изощренных умственных построений Раскольникова
«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
«Ты тоже переступила, ты загубила
жизнь свою»,- говорит Раскольников
Соне, понимая, однако, что ее прегрешение, во-первых, невольное, а во-вторых, оно искупается страданием, раскаянием и верой.
«Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь;
ненависть его исчезла, как призрак»
«Тут была любовь»
Р. Раскольникова - В. Кошевой.
Кадры из фильма
— Ох, это не то, не то,— в тоске восклицала Соня,— и разве можно так... нет, это не так, не так!
— Сама видишь, что не так!.. А я ведь искренно рассказал, правду!
— Да какая ж это правда! О господи!
— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь и я знаю, что не вошь,— ответил он, странно смотря на нее
.— А впрочем, я вру, Соня,— прибавил он, - давно уже вру... Это все не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!.. Я давно ни с кем не говорил, Соня... Голова у меня теперь очень болит.
Ч.5 гл.4
Раскольников и Соня. Кадр из телефильма Режиссер: Д. Светозаров. 2007
М. Добужинский. Раскольников у Сони (ч.4 гл.IV)
Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.
— Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе!
И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь,- покажи - ка? так на ней он был... в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть... (Ч. 6 гл. 8)
«Я всему страданию
человеческому поклонился…»
Кадр из к/ф Л.Кулиджанова
Пристав следственных дел Порфирий Петрович - Иннокентий Смоктуновский
Кадры из к/ф «Преступление и наказание».
Режиссер: Л. Кулиджанов. 1969
В роли Раскольникова – Г. Тараторкин
«Кто ж у нас на Руси
Наполеоном себя не считает?»
Раскольников и Порфирий Петрович:
встречи - поединки
Порфирий Петрович постоянно загоняет Раскольникова в угол, ставит его в тупик. И не только для того, чтобы тот попался и выдал себя с головой. Этот странный следователь вынуждает убийцу внутренне, морально признать свое поражение. Для чего? Чтобы потешить собственное самолюбие? Нет. Порфирий Петрович играет в романе совершенно особую роль - он похож на светского священника, который силой доказательств приводит грешника к покаянию. Именно ради этого он подсылает к Раскольникову мещанина, восклицающего: «Убивец!»; именно поэтому всячески тянет с арестом, буквально уговаривая героя донести на себя; именно поэтому во время финального диалога раскрывает перед ним все карты.
А.Н.Архангельский
- А ведь я к вам уже заходил третьего дня вечером; вы и не знаете? - продолжал Порфирий Петрович, осматривая комнату, в комнату, в эту самую, входил. Тоже, как и сегодня, прохожу мимо - дай, думаю, визитик - то ему отдам. Зашел, а комната настежь; осмотрелся, подождал, да и служанке вашей не доложился вышел. Не запираете? Лицо Раскольникова омрачалось более и более. Порфирий точно угадал его мысли. - Объясниться пришел, голубчик Родион Романович, объясниться – с!
Ч.6. гл. I
Светский
священник
«Разве я старушонку убил? Я себя убил»
Кадры из кинофильма
«Преступление и наказание».
Режиссер Лев Кулиджанов 1970
В смятении думает о своем сыне мать: «И как это у него все хорошо выходит... И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и:., заплакала, -а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?..» Недоумевает наблюдательная, чуткая Дунечка: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирился, и прощения просит, точно службу служит или урок затвердил». Все участники этой сцены страдают. Но больше всех страдает сам Раскольников. Авторские ремарки, сопровождающие его слова, обнажают то невыносимое состояние, в котором он находится, говоря, казалось бы, самые обыкновенные вещи: «продолжал он будто заученный с утра урок», «как бы проснулся»; «прибавил он с досадой и замолчал, кусая себе ногти и вновь задумываясь». Выразительна и мимика Раскольникова. Он не улыбается, а «кривит рот в улыбку»; «лицо его перекосилось как бы от судороги». Нравственное
наказание невыносимым бременем легло на душу преступника.
В чем состоит наказание Родиона Раскольникова?
?
Наказание преступника
В письме М. Н. Каткову, в журнале которого («Русский вестник») печатался романа «Преступление и наказание», автор написал, что Раскольников предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством... замучило его».
Дуня – В.Федорова
Символика в романе
«Преступление и наказание»
Символ - (от древнегреч. symbolon - знак, примета) - многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.
Знаковый образ, смысл которого выходит
за пределы предметного значения.
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
Иллюстрация Д. Шмаринова
Эпилог: ссылка в Сибирь
Каторжане в Сибири. Фотодокументы из архива
Алексея Кирилловича Кузнецова – народника
День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки... в облитой солнцем необозримой степи чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.
Эпилог
Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльнокаторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года…
Эпилог
На пути к выздоровлению
Р. Раскольников - В. Кошевой
Достоевский создал
роман - предостережение, роман - предупреждение
Под подушкой его лежало Евангелие . Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелие и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелие Оп сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал. (Эпилог)
Евангелие от Иоанна
Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его
Эпилог
«Их воскресила любовь…»
Часть
третья
Часть
четвертая
Часть
пятая
Часть
шестая
Эпилог
Болезнь раскольниковской
души, знакомство
с двойниками.
Признание Раскольникова
Поединки с Порф. Петровичем
Испытание. Наказание.
Знакомство с Раскольниковым,
его идеей убийства, рассказ об
Алене Ивановне, Раскольников
идет «делать пробу»
Встреча с Мармеладовым,
письмо матери, Раскольников
узнал, что «завтра в семь часов вечера,
старуха останется дома одна»;
преступление - двойное убийство
Исцеление: Сибирь, любовь, Евангелие
Сюжет романа
«Преступление и наказание»
Реальное время романа (без эпилога) охватывает события четырнадцати дней, романное же время сокращено до 8 дней
Первые три дня: весь путь Раскольникова к преступлению (см. слайд 27) и двойное убийство
4 день: Раскольникова вызывают в контору,
в этот же день он встречается с Разумихиным
5, 6,7 дни: Раскольников в беспамятстве
8, 9, 10 дни: Раскольников встречается с Разумихиным, Зосимовым, Лужиным, Заметовым, матерью с сестрой, с Соней, Порфирием Петровичем, Свидригайловым
14 день: последний разговор с Порфирием Петровичем, встречи со Свидригайловым и с Соней,
и заканчивается день признанием Раскольникова.
Художественное время в романе «Преступление и наказание»
Художественное пространство в романе «Преступление и наказание»
Фридрих Ницше
Адольф Гитлер
Арийцы или арийская раса - термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами. Адольф Гитлер был одержим расистскими идеями «расовой чистоты» и превосходства «немецкой расы»
Роман «Преступление и наказание» имел большой успех у читателей и критиков, хотя вряд ли кто-либо в полной мере мог предвидеть тогда, какие будущие трагедии предсказаны в этом романе. Ведь раскольни- ковская «арифметика» станет основой и оправданием для множества революций и фашистских переворотов XX века - если считать, что допустимо убийство одного или двух ради счастья десяти, то допустимо и убийство десяти для счастья сотен, сотни - для счастья тысяч и т. д. Но пролитая кровь, как показал Достоевский на примере судьбы Раскольникова, неизбежно приводит к еще большим кровопролитиям и страданиям.
А.Н.Архангельский
Преступление как наказание.
Идейный смысл романа.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть