Презентация, доклад к уроку литературы

Содержание

Роман Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»Соня МармеладоваРодион РаскольниковПуть Раскольникова к преступлениюЛужин и СвидригайловПетербургДостоевскогоЭпилог

Слайд 1
«Их воскресила любовь…»
Роман Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»

«Их воскресила любовь…» Роман Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»

Слайд 2





Роман Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Соня Мармеладова
Родион Раскольников
Путь Раскольникова


к преступлению

Лужин и Свидригайлов

Петербург
Достоевского

Эпилог

Роман Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»Соня МармеладоваРодион РаскольниковПуть Раскольникова   к преступлениюЛужин и СвидригайловПетербургДостоевскогоЭпилог

Слайд 3Н.Крамской. Портрет
М.Е.Салтыкова - Щедрина
Император Франции Наполеон
Личность Наполеона в России всегда

вызывала острый общественный интерес. Так часть молодых людей начала ХIХ века находила в нём героя, пример личности, поднявшейся из низов на борьбу с деспотизмом, что нашло отражение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В 60 – годы в России идеи бонапартизма получили особое распространение: в 1865 году на русский язык была переведена
книга французского императора Наполеона III «История Юлия Цезаря», где развивались идеи об особом предназначении личности и её неподсудности общим законам, утверждалась идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Журнал «Современник» подверг книгу
острой критике, усматривая в ней политику обоснования войн.

1860 - е годы в России - переходная эпоха. В этот период начался спад общественного движения, поднялась волна правительственной реакции. Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 1860-х годов в связи с половинчатой крестьянской реформой 1861года
не только не сгладились, но еще более обострились..

Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? - Старые идеалы сваливаются с своих пьедесталов, а новые не нарождаются... Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит.
М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Куда идти? Чего искать?»

1860 - е годы в России

Н.Крамской. ПортретМ.Е.Салтыкова - ЩедринаИмператор Франции Наполеон Личность Наполеона в России всегда вызывала острый общественный интерес. Так часть

Слайд 4Н. Ярошенко. Студент
В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я

тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения
Ф.М.Достоевский. Из письма брату Михаилу. 1859

«Преступление и наказание». История создания

Это психологический процесс преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Ф.М.Достоевский. Из письма к М.Н.Каткову

Но после убийства «неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тот­час же по совершении преступления, замучило его.
Из письма к М.Н.Каткову

Задуманный ещё в 1859 году роман «Преступление и наказание» был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 году. Это один из самых известных и сложных романов Ф.М.Достоевского,,

В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

Н. Ярошенко. СтудентВ декабре я начну роман... Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь -

Слайд 5 Жанровое своеобразие романа
«Преступление и наказание»



Н. Н. Страхов:
идеологический роман

Вячеслав Иванов:
роман - трагедия

М. Бахтин:
полифонический роман


Ф. М. Достоевский:
роман - исповедь

По мнению Н. Н. Страхова романы Достоевского следует считать идеологическими, потому что в них писатель исследует родовую черту русских людей - «чрезвычайную серьезность, как бы религиозность, с которою они предаются своим идеям».

«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я тебе говорил
про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге,
лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»

Подобно Шекспиру, Достоевский изображает «общее трагическое состояние мира». Трагическую коллизию, в которую попадает главный герой - Родион Раскольников, Достоевский удваивает и утраивает. В «раскольниковской» ситуации оказываются Мармеладов, его дочь Сонечка,
его жена Катерина Ивановна, сестра Раскольникова Дуня,

По аналогии с музыкальной полифонией — параллельной диалогической разработкой двух и более музыкальных тем (фуги Баха).. Писатель предпочитает ни в чем не сковывать свободу героев. Художественное целое формируется как напряженный диалог между ними, в котором авторский -оценочный и завершающий - голос отсутствует


Все определения жанровой природы романа «Преступление и наказание»
не противоречат друг другу, а лишь выявляют разные грани сложной
художественной структуры данного произведения.

Жанровое своеобразие романа   «Преступление и наказание»   Н. Н. Страхов: идеологический роман

Слайд 6Композиция

ЕГЭ
ЕГЭ

КомпозицияЕГЭ ЕГЭ

Слайд 7
Двучастная композиция романа
«Преступление и наказание»





Часть первая
Часть

третья

Часть пятая

Часть шестая


Часть вторая


Часть четвертая






Часть I - преступление

Часть II - наказание

Главы внутри каждой части располагаются по степени
напряженности страданий (Ю. В. Лебедев). Композиция
постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

Двучастная композиция романа «Преступление и наказание»  Часть  перваяЧасть третьяЧасть пятая Часть шестаяЧасть  вторая

Слайд 8Двор. Иллюстрация И.Глазунова
На улице жара стояла страшная, к тому же духота,

толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особен­ная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека
«Преступление и наказание». Ч.1. гл.I

Петербург Достоевского

«Преступление и наказание» Достоевского - тот роман, где вне образа города невозможно постижение трагедии героев произведения.
Н. М. Свирина


Двор. Иллюстрация И.ГлазуноваНа улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль

Слайд 9
Петербург Раскольникова

Петербург Раскольникова

Слайд 10Схема маршрута Раскольникова

1. Дом Шиля (дом № 9 по улице

Пржевальского).
2. Дом Алонкина (дом № 14 по улице Пржевальского).
3. Дом графа А. Г. Кушелева-Безбородко *
(дом № 13 по улице Пржевальского).
4. Дом Семенова
(дом № 62 по набережной канала Грибоедова).
5. Дом № 24 по (дом М 24 по переулку Гривцова).
Конному переулку
6. «Малинник» (дом М 3 на площади Мира).
7. Гауптвахта (дом № 37 по Садовой улице).
8. Церковь Успения (снесена).
9. «Обуховскии дом»
(дом № 4 по Московскому Проспекту).
10 Таиров переулок (переулок Бринько).
11. Дом де-Роберти (дом № 4 по переулку Бринько).
12. Дом Шеффера (дом № 49 по Садовой улице).
13. Дом Куканова (дом № 51 по Садовой улице).
14. Гостиница «Пале-де-Кристаль»
(дом № 56 по Садовой улице).
15. Дом Соболевской
(дом № 49 по проспекту Майорова).
16. Церковь Вознесения Господня (снесена).
17. Вознесенский мост.
18. Спуск на набережной Екатерининского канала
(спуск на набережной канала Грибоедова).
18. Дом № 67 на набережной Екатерининского канала
(дом № 67 на набережной канала Грибоедова).
19. Дом № 67 на набережной Екатерининского канала
(дом № 67 на набережной канала Грибоедова).

Исторические адреса объектов
(в скобках — современные адреса)

Историко-биографический альманах серии «ЖЗЛ». Том 11
Прометей А.Бурмистров. Петербург в романе
«Преступление и наказание»

Схема маршрута  Раскольникова1. Дом Шиля (дом № 9 по улице Пржевальского).2. Дом Алонкина (дом № 14

Слайд 11Спуск на канал Грибоедова
По маршруту Раскольникова
Мост через канал Грибоедоаа
Казначейская улица

рядом с Сенной площадью
Спуск на канал ГрибоедоваПо маршруту  РаскольниковаМост через канал ГрибоедоааКазначейская улица рядом с Сенной площадью

Слайд 12Юсупов сад

Юсупов сад

Слайд 13Вид набережной и Мраморного дворца
Акварель Василия Семёновича Садовникова.

Вид набережной и Мраморного дворцаАкварель Василия Семёновича Садовникова.

Слайд 14Вид Аничкова моста. Акварель Василия Семёновича Садовникова. 1862

Вид Аничкова моста. Акварель Василия Семёновича Садовникова. 1862

Слайд 15Перро Фердинанд – Виктор. Вид Сенной площади
Было около девяти часов, когда

он проходил по Сенной. Все торговцы па столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил
эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Ч.1 гл.V
Перро Фердинанд – Виктор. Вид Сенной площадиБыло около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы

Слайд 16Вид Сенной площади с церковью. Акварель А. П. Беггрова с литографии

А. П. Брюллова.1820 - гг.
Вид Сенной площади с церковью. Акварель А. П. Беггрова с литографии А. П. Брюллова.1820 - гг.

Слайд 17
«Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом

немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
«Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для

Слайд 18В.Г.Перов, «Утопленница», 1867г.
В романе «Преступление и наказание» есть такая картина: Раскольников

в глубокой задумчивости, стоя на мосту, видит женщину «с желтым продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду и слышатся крики: «удавиться тоже хотела,
с веревки сняли». Перед нами жизнь, полная безысходного горя.

Как связан текст романа с картиной
В.Г.Перова «Утопленница»?

?

В.Г.Перов, «Утопленница», 1867г.В романе «Преступление и наказание» есть такая картина: Раскольников в глубокой задумчивости, стоя на мосту,

Слайд 19Родион Раскольников.
Иллюстрация Д. Шмаринова
Петербургские дворы - колодцы
О контрастах Петербурга писали Пушкин,

Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.

Душа героя рвется ввысь, но узкий колодец двора, в котором расположен дом, где живет Раскольников, словно бы утягивает его вниз. При этом до земли с ее сырым, живительным духом герою так же далеко, как до холодного неба; каменный, жестокий Петербург отсекает человека от всего естественного.
А.Н.Архангельский

Петербург в романе «Преступление и наказание» – «мёртвый», «самый фантастический», наделённый мрачной мистической силой, каменный, жестокий город, отсекающий человека от всего естественного. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной, городом, где «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Петербург у Достоевского город, без которого трагедии главных героев не имели бы такого накала.

Город – соучастник убийства

«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»

Родион Раскольников.Иллюстрация Д. ШмариноваПетербургские дворы - колодцыО контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти

Слайд 20На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного

весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.
- И за дело!
- Выжига какая-нибудь.
- Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.
- Тем промышляют, почтенный, тем промышляют...
Но в ту минуту, как он стоял у перил и все еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. "Прими, батюшка, ради Христа". Он взял и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.
Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к …………. (1), по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на ……….. (2) так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и ……………. (3) забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все... Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Часть 2. гл II

Часть 1. Анализ отрывка из эпического произведения

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

Петербург Достоевского

На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его

Слайд 21В1. Вставьте в именительном падеже вместо пропусков (1) и (2) название

реки, о которой идет речь в отрывке.
Ответ……………………………. Нева
В.2. Вставьте вместо пропуска (3) фамилию героя, о котором идет речь в отрывке.
Ответ……………………………. Раскольников
В3. Какое событие отделило героя от «прежнего прошлого»? (ответьте одним словом)
Ответ……………………………. убийство
В4. Как называется описание внешнего по отношению к герою незамкнутого пространства: природы, города и т.п.?
Ответ……………………………. пейзаж
В5. Установите соответствие между тремя персонажами романа и их «взаимоотношениями» с Петербургом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр (например: А1, Б2, В3).
А) Мармеладов 1) имеет свежий, не петербургский цвет лица
Б) Лужин 2) будет задавлен каретой на улицах Петербурга
В) Свидригайлов 3) имеет собственную квартиру в Петербурге
4) рассматривает Петербург как место, где можно сделать хорошую карьеру
Ответ……………………………. А2,Б4,В1
В6. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся в таких фрагментах: «даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли», «в какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое... казалось, он улетал куда-то вверх»?
Ответ……………………………. антитеза
В7. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений, на котором строится последнее
предложение отрывка?
Ответ……………………………. сравнение
С1 Что характерно для Петербурга Достоевского?
С2. В каких произведениях русской классики Петербург становится предметом художественного изображения?
Вывод: Петербург в романе «Преступление и наказание» – «мёртвый», «самый фантастический», наделённый мрачной мистической силой, каменный, жестокий город, отсекающий человека от всего естественного.
Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной, городом, где «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Петербург у Достоевского город, без которого трагедии главных героев не имели бы такого накала.
В произведениях русской классики есть Петербург Пушкина, «полночных стран краса и диво», Петербург Некрасова, в котором «начинается день безобразный -// Мутный, ветреный, темный и грязный». Достоевскому наиболее близок Петербург Гоголя – мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

?

В1. Вставьте в именительном падеже вместо пропусков (1) и (2) название реки, о которой идет речь в

Слайд 22Р. Раскольникова - В. Кошевой.
«Дом Раскольникова»
в Петербурге
Главный герой романа

«Преступление и
наказание» - бедный студент Родион Раскольников.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С—м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К—ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице.
Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире
«Преступление и наказание». Ч.1. гл.I

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше сродного, топок и строен (Ч.1. гл.I)

Главный герой романа - студент Петербургского университета Родион Раскольников, одинокий
юноша - разночинец, бросивший учебу из – за нехватки денег - погружен в болезненное состояние,
порабощен философской идеей-страстью, допускающей «кровь по совести».


Есть два толкования фамилии Раскольникова: первое – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение; другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова, которого «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – утверждает исследователь Н. С. Прокурова

Р. Раскольникова - В. Кошевой.«Дом Раскольникова» в Петербурге Главный герой романа «Преступление и наказание» - бедный студент

Слайд 23„Периодическая печать“


Свою теорию Раскольников изложил в статье
«О преступлении» в

газете «Периодическая печать»,
где утверждал, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, - «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» - Ликург, Наполеон - не останавливаются перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Убийство старухи процентщицы — это самопроверка героя.
«Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного...»


«…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово… Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь…»

«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

«… Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»

Арифметика Раскольникова

Раскольникова увлекла идея
«сверхчеловека», которому «все позволено». Идея противоречит
христианской религии.

Возникновение идеи

«...мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею...»?

Теория Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею...»?

„Периодическая печать“ Свою теорию Раскольников изложил в статье «О преступлении» в газете «Периодическая печать»,где утверждал, что исторический

Слайд 24 Путь Раскольникова к преступлению
О боже! как это все

отвратительно! И неужели, неужели я...
нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно.
- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц...
Ч. 1, гл. I.

«Дом старухи-процентщицы». Петербург

«Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…»

*Процентщик (ростовщик) — человек, дающий
деньги в долг и получающий за это проценты
от своих должников.

Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная сухая старушонка, дет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая, белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.- Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.
Ч. 1, гл. I.

Кадр из телефильма
«Преступление и наказание».

Раскольников
идет
«делать пробу»

Чьими глазами мы видим
старуху – процентщицу?

?

Путь Раскольникова к преступлению О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет,

Слайд 25Мармеладов титулярный советник, отец Сони – Е. Лебедев
Кадр из к/ф «Преступление

и наказание». 1969

С чего начинается падение Мармеладова?
Как понимает слова Мармеладова «некуда идти» Раскольников?
В чем причины несчастья семьи видит сам Мармеладов и в чем видит их Раскольников?
Как погибает Мармеладов? Что вообще, по-вашему, стало причиной его гибели?

?

Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом й с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность,— пожалуй, был и смысл и ум,— но в то же время мелькало как будто и безумие.
Ч.1 гл. II

«Пусть, пусть я подлец, она же сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена. А между тем... о, если она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели! А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая...»

Мармеладов - опустившийся нищий чиновник - тоже хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали... Но помощи ждать неоткуда. Выхода из тупика нет. Под колесами щегольской коляски погибает Мармеладов, смертью заезженной клячи умирает его жена, страшная участь грозит ее детям, и только случай спасает их.

Путь Раскольникова к преступлению. Встреча с Мармеладовым.





«Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»

?


К/ф «Преступление
и наказание» 1969
Реж. Л.Кулиджанов

Нажмите

на пленку

Мармеладов титулярный советник, отец Сони – Е. ЛебедевКадр из к/ф «Преступление и наказание». 1969  С чего

Слайд 26 Как Катерину Ивановну характеризуют слова:
«Пол сама

моет и на чёрном хлебе сидит, а
неуважения к себе не допустит»?
Укрепилось ли намерение Раскольникова совершить
преступление после встречи с семьёй Мармеладовых?

Екатерина Ивановна Мармеладова
мать Сони - Майя Булгакова

Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками.
…Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее...
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Катерина Ивановна

В.Маковский. Посещение бедных.

Пропил! всё, всё пропил! - кричала в отчаянии бедная женщина,— и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей) О, треклятая жизнь
… Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной рубля, и неприметно положил на окошко.
Ч.1 гл. Ч.1 гл. II

Ну, а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть, человеческий, то значит, что остальное все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!.. (Ч.1 гл. II)

?



Как Катерину Ивановну характеризуют слова:   «Пол сама моет и на чёрном хлебе сидит,

Слайд 27«Ну что это за вздор атакой я сделал,- подумал он,- тут

у них Соня есть, а мне самому надо». Но, рассудив, что взять назад уже невозможно и что все-таки он и без того бы не взял, он махнул рукой и пошел на свою квартиру, «Соне помадки ведь тоже нужно, - продолжал он, шагая по улице, и язвительно усмехнулся,- денег стоит сия чистота...
Гм! А ведь Сонечка-то, пожалуй, сегодня и сама обанкрутится, потому тот же риск, охота по красному зверю... золотопромышленность... вот они все, стало быть, и на бобах завтра без моих-то»денег... Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! и привыкли. Поплакали, и привыкли.
Ко всему-то подлец человек привыкает!»
«Преступление и наказание» Ч.1 гл. «Преступление и наказание» Ч.1 гл. II

Соня. Иллюстрация к роману

«Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ре(!ятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда... ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней та­кой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж? Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» А уж Дарья Францовна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась. «А что ж,— отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку,— чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...
И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... (Ч.1 гл. II)

«Ко всему-то подлец человек привыкает!»

Соня Мармеладова

«Ну что это за вздор атакой я сделал,- подумал он,- тут у них Соня есть, а мне

Слайд 28Дуня - В.Федорова. Кадр из к/ф
«Преступление и наказание».
Реж: Л.

Кулиджанов. 1969

Письмо матери

Раскольников понимает, что сестра готова выйти замуж за ничтожного дельца Дюжина, лишь бы помочь брату и обеспечить матери старость.

Милый мой Родя, - писала мать,- вот уже два месяца с лишним , как я не беседо -
вала с тобой письменно. Отчего сам страдаю и даже иную ночь не спала думая.
<…> Петр Петрович Лужин ….Человек он деловой и занятый и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. Разумеется, мы сначала были очень поражены, так как все это произошло слишком скоро и неожиданно. Соображали и раздумывали мы вместе весь тот день. Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный (Ч.1 гл. III)

Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет… Например, при втором визите,- уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и
непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил, он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля
Ч.1 гл. III

Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез; но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам…
<…> Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нём не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове, и решена окончательно:
«Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина! » (Ч.1 гл. IV)

П.И. Шляхтенков. Иловна. 1807  

Укрепилось ли намерение Раскольникова совершить
преступление после получения письма от матери?

?

«Нет, мамаша, нет, Дуня,
не обмануть меня вам!»


Дуня - В.Федорова. Кадр из к/ф «Преступление и наказание». Реж: Л. Кулиджанов. 1969Письмо материРаскольников понимает, что сестра

Слайд 29Вглядевшись в нее, он тот­час же догадался, что она совсем была

пьяна. Странно й дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним было чрезвычайно молодень­кое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати,-- маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но все разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице.
Раскольников не сел и уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. Этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же, во втором часу и в такой зной, никого почти не было. И, однако ж, в стороне, шагах в пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому, по всему видно было, очень бы хотелось тоже подойти к девочке с какими-то целями. Он тоже, вероятно, увидел ее издали и догонял, но ему помешал Раскольников. Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо обкидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет. Дело было понятное. Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками и очень щеголевато одетый. Раскольников ужасно разозлился; ему вдруг захотелось как-нибудь оскорбить этого жирного франта. Он на минуту оставил девочку и подошел к господину Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо?
Ч. I гл. IV

Встреча с бедной
девочкой на бульваре

Раскольников вступается за пьяную девушку, преследуемую «плотным, жирным» господином, а по сути спасает пьяную девочку от поругания. Но тут же сомневается: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать».

А.Г. Венецианов. Девушка в платке.

Вглядевшись в нее, он тот­час же догадался, что она совсем была пьяна. Странно й дико было смотреть

Слайд 30Иллюстрация к парижскому изданию романа
«Преступление и наказание» . 1900 –

е годы

Час пробил…

Р. Раскольникова - В. Кошевой.

Но вот преступление совершено; причем, вопреки «плану», убита и невинная сестра мерзкой старухи-процентщицы, беззащитная и больная Лизавета Ивановна... Темный замысел выполнен, но результат его куда страшнее, чем предполагалось. Теория Раскольникова столкнулась с практикой жизни.
А.Н.Архангельский

Оказывается, цена будущего величия может оказаться непомерной, в жертву приходится приносить не только ужасную старуху-процентщицу, но и невинную приживалку. Мало того, смерть Лизаветы Ивановны отбрасывает свой свет и на гибель процентщицы. Да, старуха ужасна, от нее людям только горе, однако в ней тоже заключена тайна жизни. И Раскольников, опуская топор на голову Алены Ивановны, вольно или невольно покушается на эту тайну.
А.Н.Архангельский

Преступление

Одно преступление влечёт за
собой другое
Ф.М.Достоевский

Иллюстрация к парижскому изданию романа «Преступление и наказание» . 1900 – е годы  Час пробил…Р. Раскольникова

Слайд 31
Первое знакомство с Аленой
Ивановной вызвало в нем «непреодолимое отвращение»
1.Идея убийства
Идея

убийства возникла у Раскольникова после написания статьи «О преступлении». Совершенно случайно он узнает адрес старухи – процентщицы Алены Ивановны.

3. Разговор
в трактире

Случайно услышал разговор в трактире студента и офицера. Мысли, которые были нечеткими и пугающими, только
«наклевывались в его голове» совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в «коморке, похожей на шкаф»; когда
вопрос об убийстве «замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

Раскольников идет «делать пробу». После второй встречи у Раскольникова наступает отвращение к старухе и « предприятию». « И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»


Рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо матери измучило его : «Ведь тут надо теперь же что - нибудь делать,- чувствует Раскольников

Встреча с бедной девочкой на бульваре
возвращает Раскольникова к мысли об
униженных и несчастных. Он с ужасом
спрашивает: «Да разве то будет?»


7. Встреча с бедной
девочкой на бульваре


8. Сон, в котором соединилось
все вселенское горе

«Он… узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна»
Встреча с Лизаветой воспринимается
как знамение сверху – час пробил

2

4

5

6


9. Встреча с Лизаветой
на Сенной площади

Отвращение к убийству.
" Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! « " Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " .


Путь Раскольникова к преступлению


Первое знакомство с Аленой Ивановной вызвало в нем «непреодолимое отвращение»1.Идея убийстваИдея убийства возникла у Раскольникова после написания

Слайд 32Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста

и выполните задания В1-В7; С1-С2.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился.
Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем пе­рестал и не хотел заниматься.
Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его са­мого поразил по выходе на улицу.
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков бо­юсь! — подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...».
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

ЕГЭ

ЕГЭ

Читаем начало романа «Преступление и наказание

Часть 1     Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.	В начале

Слайд 33В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Ответ…………………………….. роман .
В2. В каком городе происходят события?
Ответ ………………………. Петербург
ВЗ. Установите соответствие между художественными приемами, использованными в данном фрагменте, и их названиями (терминами). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.





















В5. Каким элементом сюжета является приведенный фрагмент?
Ответ……………………………………экспозиция
В6. «На какое дело хочу покуситься...» - о каком деле рассуждает Раскольников?
Ответ……………………………………..убийство
В7. Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой
разворачивается действие: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
Ответ…………………………………. Пейзаж
(По книге «ЕГЭ - 2013. 10 типовых вариантов Ерохина Е..Л.»)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ
А). «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру».
Б). «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой...»
В). «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Ответ…………………….312

В4. Установите соответствие между изобразительными средствами и примерами из текста. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
А) эпитет
Б) градация
В) сравнение

1) «...лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть...»
2) «болезненное и трусливое ощущение»
3) «... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит ...»
4) «...при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж...»

Ответ ………………………241.

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Слайд 34С1. Сформулируйте главную тему данного отрывка и кратко

прокомментируйте слова исследователя: «одной из
основных отличительных черт романа является то, что его
герой – человек идеи»
С2. Каковы основные особенности психологизма
Достоевского и кого из русских писателей ХIX века
можно назвать писателями – психологами?
Вывод:

ЕГЭ

В роли Р. Раскольникова - В. Кошевой.
Кадр из телефильма
«Преступление и наказание».
Режиссер: Д. Светозаров. 2007


Раскольников не просто убийца, убийца – мыслитель. Он приходит к мысли, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет страданий, жертв и даже крови, что человечество извечно подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, — «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» — Ликург, Наполеон — не останавливаются перед жертвами ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания «тварей дрожащих» наполеонами. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
Убийство старухи процентщицы - это самопроверка героя.
Психологизм у Достоевского – это подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций),где особую роль играют изменения внутренней жизни героя. Можно вспомнить и творчество Л.Н. Толстого, его знаменитую «диалектику человеческой души», тончайшее изображение «едва уловимых явлений... внутренней жизни»

С1. Сформулируйте главную тему данного отрывка и кратко   прокомментируйте слова исследователя: «одной из

Слайд 35Крушение теории
Теория Раскольникова рождалась в тесной и темной комнате, в

одиночестве. Начиналось все с размышлений о несправедливом устройстве общества, которые привели к раздумью об исторической обусловленности деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Потом пришло озарение: «необыкновенные» могут переступить, если им необходимо, через кровь «обыкновенных». Далее последовал вопрос: «А кто же я? К какому разряду я отношусь?» И — «проба». Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

«Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто,— старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается... Принцип? За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастием» занимаются... (Ч.3 гл.6)

Кадр из к/ф л.Кулиджанова. 1969

«…Переступить-то не переступил,
на этой стороне остался…

Крушение теории Теория Раскольникова рождалась в тесной и темной комнате, в одиночестве. Начиналось все с размышлений о

Слайд 36Свидригайлов – Е. Копелян Кадры
из к/ф «Преступление и наказание».

«Возлюби прежде всех одного себя»

П.П.Лужин – В.Басов

Петербург в романе Достоевского не только город «униженных и оскорбленных», но и город людей сытых, «деловых», владык жизни — мелких и крупных хищников. Образы их постоянно появляются на страницах «Преступления и наказания». Мы видим мелких «промышленников»,, занимающихся темными делами. Это мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин (он и краденое прячет); купец Юшин, который сдает дешевые номера -«грязь, вонь, да и подозрительное место», Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами. Достоевский вложил в уста негодяя Лужина теорию «разумного эгоизма», но до того искаженную, что она превратилась в свою противоположность — в теорию личного обогащения: «Возлюби прежде всех одного, себя»

Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Автор рисует этого немолодого господина, «чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией», который «состоит на линии жениха» и «думает прежде всего только
о себе, своем интересе» Это Чичиков эпохи 60-х годов, способный на любое злодеяние.

Совесть Свидригайлова отягощена тяжелым грехом: он совратил и фактически убил невинную девочку Матрешу. И потому Свидригайлов
уверяет Раскольникова, что у них есть «точка общая» (имея в виду, конечно, не само преступление, а некую «бездну» в душе); им надо держаться вместе. Раскольников отвергает его предложение, но не может отрицать, что «точка общая» все-таки есть. Роднит их прежде всего болезнь души, Судьба Свидригайлова - итог того пути, по которому пошёл Раскольников

Где реальный, а где искусственный Лужин?
Кто Свидригайлов — «изверг или жертва?»
Есть ли сходство жизненных взглядов Лужина и
Свидригайлова с теорией Раскольников?




?

?


Двойники Раскольникова

Свидригайлов – Е. Копелян Кадры из к/ф «Преступление и наказание».     «Возлюби прежде всех

Слайд 37— Нашли, что ли, его? — робко спросила она.
— Нет, не

нашли.
— Так как же вы про это знаете? — опять чуть слышно спросила она, и опять почти после минутного молчания.
Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее.
— Угадай,— проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.
Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.
— Да вы... меня... что же вы меня так... пугаете? — проговорила она, улыбаясь, как ребенок.
— Стало быть, я с ним приятель большой... коли знаю, - продолжал, Раскольников неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз,— он Лизавету эту убить не хотел... Он ее... убил нечаянно... Он старуху убить хотел... когда она была одна... и пришел... А тут вошла Лизавета... Он тут... и ее убил.
Ч.5 гл.4

Кульминация романа - признание Раскольникова

Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник И. Глазунов

— Нашли, что ли, его? — робко спросила она.— Нет, не нашли.— Так как же вы про

Слайд 38Кадр из к/ф «Преступление
и наказание» Соня – Т. Бедова
Раскольникова и Соня
Р.

Раскольников - В. Кошевой.

По мнению Раскольникова, они одинаково преступили, нарушили главные Божьи заповеди («не убий» и «не прелюбодействуй»). А значит, погубили себя. И потому «мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Он пытается внушить девушке, что ее жертва была напрасна — ведь ее младшие сестры наверняка по той же дороге пойдут. «Нет, — робко, но твердо отвечает Соня, — Бог этого не допустит». По просьбе Раскольникова Соня читает ему главу из Евангелия от Иоанна — как раз ту, в которой рассказывается о воскрешении Лазаря (Раскольников приходит к Соне на четвертый день после своего преступления). Недаром героиню зовут Соня, Софья, София — премудрость.
А.Н.Архангельский

Соня, робкая молоденькая девушка, нигде не учившаяся, не знающая ни о каких философских теориях и почти ничего, кроме Евангелия, не читавшая, становится главным ниспровергателем изощренных умственных построений Раскольникова


«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»

«Ты тоже переступила, ты загубила
жизнь свою»,- говорит Раскольников
Соне, понимая, однако, что ее прегрешение, во-первых, невольное, а во-вторых, оно искупается страданием, раскаянием и верой.

Кадр из к/ф «Преступлениеи наказание» Соня – Т. БедоваРаскольникова и СоняР. Раскольников - В. Кошевой.По мнению Раскольникова,

Слайд 39Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и

пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!"» Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как сто­ял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.
Ч.6 гл.8

«Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь;
ненависть его исчезла, как призрак»

«Тут была любовь»

Р. Раскольникова - В. Кошевой.
Кадры из фильма

— Ох, это не то, не то,— в тоске восклицала Соня,— и разве можно так... нет, это не так, не так!
— Сама видишь, что не так!.. А я ведь искренно рассказал, правду!
— Да какая ж это правда! О господи!
— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь и я знаю, что не вошь,— ответил он, странно смотря на нее
.— А впрочем, я вру, Соня,— прибавил он, - давно уже вру... Это все не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!.. Я давно ни с кем не говорил, Соня... Голова у меня теперь очень болит.
Ч.5 гл.4

Раскольников и Соня. Кадр из телефильма Режиссер: Д. Светозаров. 2007

Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему

Слайд 40Прошло минут пять. Он все ходил взад и вперед, молча и

не взглядывая на нее. Наконец, подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел, как совсем сумасшедший.
- Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился,— как-то дико произнес он и отошел к окну.
Ч.4 гл. IV

М. Добужинский. Раскольников у Сони (ч.4 гл.IV)

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.
— Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе!
И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь,- покажи - ка? так на ней он был... в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть... (Ч. 6 гл. 8)

«Я всему страданию
человеческому поклонился…»

Кадр из к/ф Л.Кулиджанова

Прошло минут пять. Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец, подошел

Слайд 41«Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то... он у

меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице - то! Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. И все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно - с, хе-хе-хе! Вы не верите?»
Ч.4. гл.V

Пристав следственных дел Порфирий Петрович - Иннокентий Смоктуновский

Кадры из к/ф «Преступление и наказание».
Режиссер: Л. Кулиджанов. 1969

В роли Раскольникова – Г. Тараторкин

«Кто ж у нас на Руси
Наполеоном себя не считает?»

Раскольников и Порфирий Петрович:
встречи - поединки

«Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то... он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково

Слайд 42Раскольников и мещанин,
назвавший его убийцей.
Худ. В. И. Порфирьев.1881
Порфирий Петрович и Родион

Раскольников
Сцена из спектакля «Преступление и наказание» Саратовского драмтеатра.

Порфирий Петрович постоянно загоняет Раскольникова в угол, ставит его в тупик. И не только для того, чтобы тот попался и выдал себя с головой. Этот странный следователь вынуждает убийцу внутренне, морально признать свое поражение. Для чего? Чтобы потешить собственное самолюбие? Нет. Порфирий Петрович играет в романе совершенно особую роль - он похож на светского священника, который силой доказательств приводит грешника к покаянию. Именно ради этого он подсылает к Раскольникову мещанина, восклицающего: «Убивец!»; именно поэтому всячески тянет с арестом, буквально уговаривая героя донести на себя; именно поэтому во время финального диалога раскрывает перед ним все карты.
А.Н.Архангельский

- А ведь я к вам уже заходил третьего дня вечером; вы и не знаете? - продолжал Порфирий Петрович, осматривая комнату, в комнату, в эту самую, входил. Тоже, как и сегодня, прохожу мимо - дай, думаю, визитик - то ему отдам. Зашел, а комната настежь; осмотрелся, подождал, да и служанке вашей не доложился вышел. Не запираете? Лицо Раскольникова омрачалось более и более. Порфирий точно угадал его мысли. - Объясниться пришел, голубчик Родион Романович, объясниться – с!
Ч.6. гл. I


Светский
священник

Раскольников и мещанин,назвавший его убийцей.Худ. В. И. Порфирьев.1881Порфирий Петрович и Родион РаскольниковСцена из спектакля «Преступление и наказание»

Слайд 43В первой части «Преступления и наказания» раскрывается внутренняя борьба Раскольникова с

самим собой, шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается первая часть незабываемо страшной сценой убийства. Остальные пять частей повествуют о том, что произошло после этого центрального события. Таким образом, главное место в романе занимает рассказ о наказании преступника. Наказание же его не сводится к судебному приговору — оно заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, нежели тюрьма и каторга.

«Разве я старушонку убил? Я себя убил»

Кадры из кинофильма
«Преступление и наказание».
Режиссер Лев Кулиджанов 1970

В смятении думает о своем сыне мать: «И как это у него все хорошо выходит... И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и:., заплакала, -а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?..» Недоумевает наблюдательная, чуткая Дунечка: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирился, и прощения просит, точно службу служит или урок затвердил». Все участники этой сцены страдают. Но больше всех страдает сам Раскольников. Авторские ремарки, сопровождающие его слова, обнажают то невыносимое состояние, в котором он находится, говоря, казалось бы, самые обыкновенные вещи: «продолжал он будто заученный с утра урок», «как бы проснулся»; «прибавил он с досадой и за­молчал, кусая себе ногти и вновь задумываясь». Выразительна и мимика Раскольникова. Он не улыбается, а «кривит рот в улыбку»; «лицо его перекосилось как бы от судороги». Нравственное
наказание невыносимым бременем легло на душу преступника.

В чем состоит наказание Родиона Раскольникова?

?

Наказание преступника

В письме М. Н. Каткову, в журнале которого («Русский вестник») печатался романа «Преступление и наказание», автор написал, что Раскольников предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством... замучило его».

Дуня – В.Федорова

В первой части «Преступления и наказания» раскрывается внутренняя борьба Раскольникова с самим собой, шаг за шагом прослеживается

Слайд 44 «Лестница Раскольникова» - символ «ступени» восхождения героя на «Голгофу» человеческих

страданий и «ступени» возвращения его в мир «униженных и оскорбленных».

Символика в романе
«Преступление и наказание»

Символ - (от древнегреч. symbolon - знак, примета) - многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.
Знаковый образ, смысл которого выходит
за пределы предметного значения. 

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

Иллюстрация Д. Шмаринова

«Лестница Раскольникова» - символ «ступени» восхождения героя на «Голгофу» человеческих страданий и «ступени» возвращения его в

Слайд 45…Явка с повинною, в то самое время, когда дело необыкновенно запуталось

вследствие ложного показания на себя упавшего духом изувера (Николая) и, кроме того, когда на настоящего преступника не только ясных улик, но даже и подозрений почти не имелось (Порфирий Петрович вполне сдержал слово), все это окончательно способствовало смягчению участи обвиненного.
… Преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет, во уважение явки с повинною…
Эпилог

Эпилог: ссылка в Сибирь

Каторжане в Сибири. Фотодокументы из архива
Алексея Кирилловича Кузнецова – народника

День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки... в облитой солнцем необозримой степи чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.
Эпилог

Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльнокаторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года…
Эпилог

…Явка с повинною, в то самое время, когда дело необыкновенно запуталось вследствие ложного показания на себя упавшего

Слайд 46Объявились, кроме того, совершенно неожиданно и другие обстоятельства, сильно благоприятствовавшие подсудимому.

Бывший студент Разумихин откопал откуда-то сведения и представил доказательства, что преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища (который содержал и кормил своего отца своими трудами чуть не с тринадцатилетнего возраста), поместил наконец этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его. Все эти сведения имели некоторое благоприятное влияние на решение судьбы Раскольникова. Сама бывшая хозяйка его, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына, засвидетельствовала тоже, что, когда они еще жили в другом доме, у Пяти углов, Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен. Этот факт был тщательно расследован и довольно хорошо засвидетельствован многими свидетелями. Одним словом, кончилось тем, что преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет, во уважение явки с повинною и некоторых облегчающих вину обстоятельств.
Эпилог

На пути к выздоровлению

Р. Раскольников - В. Кошевой

Достоевский создал
роман - предостережение, роман - предупреждение

Под подушкой его лежало Евангелие . Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелие и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелие Оп сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал. (Эпилог)

Евангелие от Иоанна

Объявились, кроме того, совершенно неожиданно и другие обстоятельства, сильно благоприятствовавшие подсудимому. Бывший студент Разумихин откопал откуда-то сведения

Слайд 47 Иллюстрация к роману «Преступление
и наказание». Художник И.Глазунов
В глазах её

светилось бесконечное счастье; она поняла и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её, и что настала же, наконец. эта минута…Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах.
Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!
Эпилог

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его
Эпилог

«Их воскресила любовь…»


Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник И.ГлазуновВ глазах её светилось бесконечное счастье; она поняла и

Слайд 48










Развязка
Кульминация
Развитие
действия
Завязка
Экспозиция






Часть
первая
Часть

вторая

Часть
третья

Часть
четвертая

Часть
пятая

Часть
шестая

Эпилог

Болезнь раскольниковской
души, знакомство
с двойниками.


Признание Раскольникова
Поединки с Порф. Петровичем
Испытание. Наказание.

Знакомство с Раскольниковым,
его идеей убийства, рассказ об
Алене Ивановне, Раскольников
идет «делать пробу»

Встреча с Мармеладовым,
письмо матери, Раскольников
узнал, что «завтра в семь часов вечера,
старуха останется дома одна»;
преступление - двойное убийство

Исцеление: Сибирь, любовь, Евангелие

Сюжет романа
«Преступление и наказание»

Развязка Кульминация Развитие действияЗавязка Экспозиция Часть первая Часть вторая Часть третья  Частьчетвертая Часть пятая

Слайд 49



Действие в «Преступлении и наказании»… предельно уплотнено, сжато; основные события, от

экспозиции до развязки, умещаются в две недели, а самые главные «происшествия» — в несколько дней. При этом художественное время, то есть время действия событий литературного произведения, в романе течет крайне неравномерно, оно то растягивается бесконечно, то вдруг убыстряется, приобретает лихорадочный темп. Незаметно, исподволь и читатель понимает, что течение художественного времени романа «Преступление и наказание» напрямую зависит от душевного состояния главного героя.
А.Н.Архангельский

Реальное время романа (без эпилога) охватывает события четырнадцати дней, романное же время сокращено до 8 дней
Первые три дня: весь путь Раскольникова к преступлению (см. слайд 27) и двойное убийство

4 день: Раскольникова вызывают в контору,
в этот же день он встречается с Разумихиным

5, 6,7 дни: Раскольников в беспамятстве

8, 9, 10 дни: Раскольников встречается с Разумихиным, Зосимовым, Лужиным, Заметовым, матерью с сестрой, с Соней, Порфирием Петровичем, Свидригайловым

14 день: последний разговор с Порфирием Петровичем, встречи со Свидригайловым и с Соней,
и заканчивается день признанием Раскольникова.

Художественное время в романе «Преступление и наказание»

Действие в «Преступлении и наказании»… предельно уплотнено, сжато; основные события, от экспозиции до развязки, умещаются в две

Слайд 50



Реальное пространство, попав в «рамку» литературного произведения, меняет свои очертания. В

романе «Преступление и наказание» фантастическому герою соответствует образ фантастического города. Сразу вспоминается Гоголь, его «Невский проспект», в целом цикл «петербургских повестей»; это не случайно. Именно Достоевскому принадлежат слова, что все литературное поколение, к которому он причислял и себя, вышло из гоголевской «Шинели»…
Образ Петербурга развернут в романе не только по горизонтали, но и по вертикали: от подвалов, в которых устроены распивочные, до холодной красоты Исаакиевского собора, устремленного в небо.
А.Н.Архангельский

Художественное пространство в романе «Преступление и наказание»

Реальное пространство, попав в «рамку» литературного произведения, меняет свои очертания. В романе «Преступление и наказание» фантастическому герою

Слайд 51Сверхчеловек (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении

«Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека…

Фридрих Ницше

Адольф Гитлер

Арийцы или арийская раса - термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами. Адольф Гитлер был одержим расистскими идеями «расовой чистоты» и превосходства «немецкой расы»

Роман «Преступление и наказание» имел большой успех у читателей и критиков, хотя вряд ли кто-либо в полной мере мог предвидеть тогда, какие будущие трагедии предсказаны в этом романе. Ведь раскольни- ковская «арифметика» станет основой и оправданием для множества революций и фашистских переворотов XX века - если считать, что допустимо убийство одного или двух ради счастья десяти, то допустимо и убийство десяти для счастья сотен, сотни - для счастья тысяч и т. д. Но пролитая кровь, как показал Достоевский на примере судьбы Раскольникова, неизбежно приводит к еще большим кровопролитиям и страданиям.
А.Н.Архангельский

Преступление как наказание.
Идейный смысл романа.

Сверхчеловек (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть