Презентация, доклад к уроку Анализ рассказа Е.Носова Живое пламя

Содержание

Война – это 27 миллионов жизней советских людей.

Слайд 1Великая Отечественная война
с немецкими захватчиками
1941-1945 годов – великая
страница новейшей

истории
России XX века
Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века

Слайд 2Война – это 27 миллионов жизней советских людей.

Война – это 27 миллионов жизней советских людей.

Слайд 3Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше

70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в

Слайд 4Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125

граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны

Слайд 5Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай,

выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле.

Слайд 6Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до

Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года - 1418 дней.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600

Слайд 7


Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа:

Война.

Горе. Смерть. Подвиг. Маки. Память. Любовь.
Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа: Война. Горе. Смерть. Подвиг. Маки. Память. Любовь.

Слайд 8
Урок-размышление
«Не дать погаснуть живому огню»
(Тема памяти в рассказе Е.И.

Носова
«Живое пламя»)

Никто не забыт, Ничто не забыто. О.Берггольц

Урок-размышление«Не дать погаснуть живому огню» (Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)Никто не забыт, Ничто

Слайд 9
Цели:
Углубить сведения о жизни Е.И.Носова;
Познакомить с творческой манерой писателя;
Углубить

навыки анализа текста, работать над выразительным чтением;
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Цели:Углубить сведения о жизни Е.И.Носова; Познакомить с творческой манерой писателя; Углубить навыки анализа текста, работать над выразительным

Слайд 10Носов Евгений Иванович (1925-2002)

"Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый,

кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен"...
Носов Евгений Иванович   (1925-2002)

Слайд 11 У каждого из них был свой путь в литературе, но

было, пожалуй, главное, что объединяло их, - тема памяти о тех отдаляющихся с каждым годом событиях. Одним из таких писателей был Евгений Носов. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны.

У каждого из них был свой путь в литературе, но было, пожалуй, главное, что объединяло их,

Слайд 12Носов Евгений Иванович , прозаик. Родился 15 января 1925 года в

селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. 
Носов Евгений Иванович , прозаик. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье

Слайд 13Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу,

в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска. 
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить

Слайд 14В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил

в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.  После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. 
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем

Слайд 15В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей

тропе". В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).  Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе. 
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей

Слайд 16Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года.

Похоронен в Курске. 

Евгения Носова можно отнести к представителям

«деревенской прозы»
и к не менее значимой в литературе XX века
«окопной правде».
Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой

Слайд 17О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы

вошли в литературу навсегда. Война мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов «

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война

Слайд 18 Толковый словарь С.И. Ожегова
Память -
1. Способность сохранять и воспроизводить

в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
2. То же, что воспоминание о ком-нибудь, о чём-нибудь. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему).

Толковый словарь С.И. ОжеговаПамять - 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а

Слайд 19 Большой толковый словарь Российской академии наук
Память –
1. Способность запоминать, сохранять,

воспроизводить в сознании прежние впечатления;
2. Воспоминания о ком-либо, о чем-либо;
3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание.
Большой толковый словарь Российской академии наукПамять –1. Способность запоминать, сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления;2. Воспоминания

Слайд 20 Школьный толковый словарь М.С. Лапатухина
Память –
1.Способность сохранять и

воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас впечатлений, который хранится в сознании;
2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо; об умершем.

Школьный толковый словарь М.С. ЛапатухинаПамять – 1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт,

Слайд 21 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
Память


Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души - хранить, помнить сознанье о былом.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля Память – Способность помнить, не забывать прошлого;

Слайд 22Как изображается война в рассказе?
В рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»

также нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Тема войны входит через деталь, причём совершенно мирную – цветущие маки, ставшие в рассказе символом памяти о войне.
Как изображается война в рассказе?В рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» также нет описаний военных событий, и

Слайд 25Познакомимся с описанием клумбы, проанализируем языковые средства, которые использовал автор.

Познакомимся с описанием клумбы, проанализируем языковые средства, которые использовал автор.

Слайд 26Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым

покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.
Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами

Слайд 27Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки

парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.


Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других

Слайд 28

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на

ветру языками пламени.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Слайд 29
Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего

маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!    

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то

Слайд 30  Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с

ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

   Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские

Слайд 31Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг

осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
… Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на

Слайд 32 Что в описании клумбы вызывает грусть. А что радует?
Что нам

известно о рассказчике? Кем он доводится тете Оле?
Почему она разводит цветы, но не любит сажать маки?
Как показана их недолгая красота?
Почему художник изобразил только маки?
Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?
Отчего вдруг как-то сгорбилась тетя Оля?
Чей портрет висит над столом?

Что в описании клумбы вызывает грусть. А что радует?Что нам известно о рассказчике? Кем он доводится

Слайд 33
Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ

« буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?
Как погиб Алексей? Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
Сумел ли автор показать жестокость войны?
Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, об обиде, переполнявшей ее сердце.

Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ  « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего

Слайд 34 О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли,

мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.
О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа.

Слайд 35 - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.

- А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше

Слайд 36

Как вы понимаете слова тёти Оли?
Да, сгорел... - вздохнула, словно

по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому
Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.
И у людей так бывает...
Как вы понимаете слова тёти Оли?Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. -

Слайд 37 Как у людей… Вот так же ярко и быстро, словно

маки, отгорела жизнь её сына. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика…
Как у людей… Вот так же ярко и быстро, словно маки, отгорела жизнь её сына. Алексей

Слайд 38 Каким вы представляете себе Алексея?
Какого героя он вам напоминает?

О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить?
Что значит смерть сына для матери?

Каким вы представляете себе Алексея? Какого героя он вам напоминает? О каких истинных ценностях из эпизода

Слайд 39
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир

подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Н.А.Некрасов
Средь лицемерных наших делИ всякой пошлости и прозыОдни я в мир подсмотрелСвятые, искренние слезы -То слезы бедных матерей!Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой

Слайд 41Какой прием лежит в основе композиции?
Что противопоставлено в рассказе?
Какова особенность маков?


Что символизируют маки?
Чем стали теперь маки для тети Оли?
Какой прием лежит в основе композиции?Что противопоставлено в рассказе?Какова особенность маков? Что символизируют маки? Чем стали теперь

Слайд 42Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной

силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?







Как вы понимаете конец рассказа? Почему живым назвал автор огонь полыхающих цветов?

Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и

Слайд 43Почему все-таки маки, а не тюльпаны изображает Е.Носов?
О происхождении мака существует

много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа, и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови
Почему все-таки маки, а не тюльпаны изображает Е.Носов?О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение

Слайд 44
В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач

Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)





В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным

Слайд 45Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами

пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.
Считается, что семена мака любят, когда землю

Слайд 46 А в Англии существует национальный праздник – День

Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

Слайд 48Какова же главная мысль рассказа Носова?
Автор хочет, чтобы читатель

увидел и по– настоящему понял красоту жизни, ее истинную ценность.
Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов.
Он напоминает вечный огонь.
Знак вечной памяти и молчания.

Какова же главная мысль рассказа Носова?  Автор хочет, чтобы читатель увидел и по– настоящему понял красоту

Слайд 49Красный мак – символ памяти

Красный мак – символ памяти

Слайд 51Война прошла, минуло много лет, Из памяти стирая эти годы. Но не забудь,

Россия, этих бед, О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле, Горят они в степных просторах, в поле И обжигают сердце всей стране, Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть О тех боях за жизнь и за свободу, О тех, кто смог себя не пощадить, Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле, И пламень тот горит не угасая, Он обжигает сердце всей стране, О горьких годах ей напоминая.

Война прошла, минуло много лет, Из памяти стирая эти годы. Но не забудь, Россия, этих бед, О

Слайд 52И сердце наше память ту хранит, И слёзы скорби на глазах усталых, И

память прошлого в душе земли горит, Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле, Как капли крови, да горячей крови. И обжигают сердце всей стране, Своим огнём до страшной нашей боли. Екатерина Акимова «Маки».

И сердце наше память ту хранит, И слёзы скорби на глазах усталых, И память прошлого в душе

Слайд 53ПАМЯТЬ
Воспоминания
Вера
Надежда
Вечность


МАКИ
Память в войне
Память о павших
Память о подвиге
Скорбь

ПАМЯТЬВоспоминанияВера Надежда ВечностьМАКИПамять в войнеПамять о павшихПамять о подвигеСкорбь

Слайд 54На фотографии в газете нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети
Герои мировой

войны
Они снимались перед боем
В обнимку четверо у рва
И было небо голубое
Была зеленая трава
Никто не знает их фамилий
О них ни песен нет, ни книг
Здесь чей-то сын и чей-то милый
И чей-то первый ученик
Они легли на поле боя
Жить начинавшие едва
И было небо голубое.
Была зеленая трава

На фотографии в газете нечетко изображеныБойцы, еще почти что детиГерои мировой войныОни снимались перед боемВ обнимку четверо

Слайд 55Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли
По всей России

обелиски,
Как души рвутся из земли
Они прикрыли жизнь собою
Жить начинавшие едва,
Что было небо голубое
Была зеленая трава
Римма Казакова
Забыть тот горький год неблизкийМы никогда бы не смоглиПо всей России обелиски,Как души рвутся из землиОни прикрыли

Слайд 56Мчит дорога верста за верстой, Стонут ноги, колеса и траки. Вдоль дороги кресты

и под каждым крестом Распускаются красные маки.
А по небу плывут облака Непроглядной и серой стеною. И глядят облака на кресты свысока Поливая слезой неземною.
Я смотрю на усталых ребят И в душе вспоминаю о Боге, И мечтаю о том, чтобы каждый солдат Красным маком не стал у дороги...
Андрей Черников
Мчит дорога верста за верстой, Стонут ноги, колеса и траки. Вдоль дороги кресты и под каждым крестом

Слайд 58Почему мы должны помнить своих героев?

Почему мы должны помнить своих героев?

Слайд 60Прошло 73года, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до

сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Прошло 73года, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских

Слайд 61

Домашнее задание:
выучить наизусть стихотворение
А. Твардовского о войне

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А. Твардовского о войне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть