Слайд 1Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
Слайд 2ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
ШИНЕЛЬ
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
ПОРТРЕТ
НОС
Слайд 3Цели: расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путём знакомства с произведениями
из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внёс писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.
Слайд 4В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями
по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.
Слайд 5Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определённой писателем
как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства.
На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями».
(Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)
Слайд 6Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе
не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».
Слайд 7Беседа по повести «Невский проспект» (1835).
А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал
“Арабески”, где находится его “Невский проспект”, самое полное из его произведений… Гоголь идёт… вперёд».
В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».
Слайд 8Вопросы:
1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью
которых определяется положение человека в обществе.
Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…». Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.
Слайд 92. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»?
«Боже, какие
есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»
«О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…». За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.
Слайд 103. Расскажите о судьбах художника Пискарёва и поручика Пирогова. Какие чувства
вызывают эти герои?
Перед восторженным мечтателем Пискарёвым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»
Слайд 114. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарёва и Пирогова? Не представляет
ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?
Слайд 12Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.
Петербург.
В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарёв страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести “Невский проспект”»
Слайд 13Замысел «Шинели».
Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за
границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.
Слайд 14Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то
проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, леёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».
Слайд 15Беседа по повести «Шинель» (1842).
В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из
глубочайших созданий Гоголя».
Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из “Шинели” Гоголя».
Слайд 16Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии.
Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
«Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…»
Слайд 172. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин?
«Оставьте меня, зачем
вы меня обижаете?»
Слайд 183. С какой целью Гоголь ввёл в повествование молодого человека, недавно
поступившего в канцелярию?
«Я брат твой…». Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.
Слайд 194. Расскажите о мечте Башмачкина;
о работе портного Петровича, ещё одного
«маленького человека».
5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина.
Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.
Слайд 206. Почему Акакий Акакиевич не нашёл помощи у частного пристава, у
«значительного лица»?
Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.
Слайд 217. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?
8. Кто же
такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?
Слайд 22Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор
призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина.
Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.
Слайд 23Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по литературе первой половины 19 века.