Слайд 1Индивидуальный проект по литературе
«Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»
Автор учащаяся
9А класса
Орешнева Алиса Викторовна
Руководитель Глашкина Елизавета Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве
отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Именно этому посвящена поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Во время изучения этого произведения мы знакомимся с историей создания, рассматриваем главы, рассказывающие о посещении Чичикова помещиков. Образам помещиков уделяется основное внимание автора, он представляет галерею героев, мёртвых душой. И образ лишь одного помещика показан не статично, а в нравственном разложении. Поэтому особенно интересно и важно понять, что послужило этому разложению, и есть ли надежда на нравственное возрождение.
Слайд 3Объект: поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Предмет: образ помещика Плюшкина.
Гипотеза: душа помещика
Плюшкина не является «мёртвой», она способна к нравственному возрождению.
Слайд 4Цель: проанализировав поэму «Мёртвые души», критическую литературу по изучаемой проблеме, определить,
«жива» или «мертва» душа помещика Плюшкина.
Слайд 5Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Определить глубокий замысел Н.В.
Гоголя.
Охарактеризовать образ помещика Плюшкина, определить степень «живости»/ «мёртвости» его души.
Сделать соответствующие выводы.
Слайд 6Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:
теоретико-научное исследование;
аналитическое чтение;
работа с
критической литературой.
Слайд 7В первой главе нашего исследования мы показываем глубокий замысел писателя в
работе над поэмой, историю создания произведения.
Вторая глава посвящена образу помещика Плюшкина, средствам его создания.
В заключении представлены выводы и доказательство гипотезы.
Слайд 8Над созданием поэмы автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет.
История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.
Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги.
Слайд 9Весной 1842 года поэма была напечатана, «это событие вызвало ожесточённые споры
в литературной среде» .
Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.
Слайд 10Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой
части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.
К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.
Слайд 11Анализируя образ Плюшкина мы пришли к следующим выводам
1. Первое впечатление о
Плюшкина ужаснуло не только Чичикова, но и читателей.
Слайд 122. Усадьба героя находится в бедственном положении, Плюшкин потерял связь с
реальным миром, он не понимает ценности тех вещей, которые хранит.
Слайд 13 3. Плюшкин отличается от других помещиков; он стоит последним в галерее помещичьих
образов не только потому, что он дошел «до такой ничтожности, мелочности, гадости», но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж поэмы. Герой не родился мертвым, к такой жизни его толкнула душевная трагедия.
Слайд 14И в заключении отметим, что
образ помещика Плюшкина – самый сложный
и неоднозначный в поэме.
Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он... был женат и
семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать.. . навстречу выходили две
миловидные дочки... выбегал сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке...
Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”.
Слайд 15Душа Плюшкина еще не совсем умерла, в ней осталось еще что-то
человеческое. В описании образа героя внешняя разруха сочетается с «живыми» глазами, еще не потухшими, «бегавшими из-под высоко
выросших бровей, как мыши», поэтому можно сделать вывод, что гипотеза доказана: душа Плюшкина способна к возрождению.