Слайд 1МКОУ РАООП Старогородковская специальная ( коррекционная ) школа- интернат им. Заслуженного
учителя Р.Ф.Фурагиной А.В.
«Формирование нравственных ценностей у обучающихся через изучение пословиц и поговорок.»
Автор проекта : учитель русского языка Гайдаржи Г.И.
Слайд 2«Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища
человеческой мысли и опыта» .
Слайд 4Участники проекта :
учитель русского языка Гайдаржи Г.И.
учащиеся 6 «б» класса.
Основными целями проекта являются:
-Воспитывать нравственную личность ,достойного человека ,умеющего быть счастливым ,нести счастье людям ,умеющих отличить истинные ценности от мнимых через приобщение обучающихся к русской национальной культуре .
-Создать иллюстративный альбом –«Пословицы глазами детей».
-Проведение общешкольного конкурса «Знатоки пословиц».
Слайд 5Задачи проекта:
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
-Активизировать
познавательную деятельность и создать мотивационную среду.
-Формировать навыки самообразования.
-Развивать творческие способности учеников;
-Учить применять пословицы в речи, в жизни.
-Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами.
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
-Учить детей видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности.
Слайд 6Тип проекта -практико- ориентированный.
По комплексности- монопроект , классный.
По продолжительности- долгосрочный
Методы реализации проекта.
Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- чтение художественной литературы;
Словесно-образный метод:
- чтение рассказов , сказок и стихотворений детьми
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов.
.Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, составление кроссвордов .
Слайд 7Ожидаемый результат проекта:
обеспечение эмоционального благополучия школьника , создание внутренних предпосылок для
дальнейшего личностного развития;
пробуждение интереса к истории и культуре своего народа.;
формирование чувств национального достоинства;
развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
создание иллюстративного альбома- «Пословицы глазами детей» .
Слайд 8План проекта.
1 этап -погружение в проект. (октябрь)
Основополагающий
вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Зачем нам нужны пословицы?
Дидактические цели проекта:
-Формирование понимания учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице, умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни и наоборот, овладение некоторым запасом пословиц, выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
-Научить кратко излагать свои мысли устно .
Методические задачи:
-Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки?
-Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чему они учат?
- Рассказ учителя ,что такое пословица , поговорка.
-Выдвижение гипотез :
-Мы полагаем , что у пословиц есть ответ на все случаи жизни.
Название детского творческого проекта: «Пословицы глазами детей.»
Слайд 92 этап- организация деятельности
( ноябрь)
-Формирование групп для проведения работ.
-Обсуждение со
школьниками возможных источников информации.
-Заполнение анкеты каждым учащимся:
-Пословицы родителей.
-Пословицы педагогов.
-Вспомнить пословицы ,которые знаешь ты.
-Пословицы друзей .
Слайд 103 этап-осуществление деятельности. октябрь
- март 2019 г.
Работа группами на уроках ,классных часах -2 группы..
Задание 1. «Распределить пословицы по группам Родина ,труд ,ученье ,дружба».
Задание 2.Конкурс. «Составь пословицу».-
Задание3. «Вставь частицу « НЕ» в пословицы ,если надо.»
Задание 4.«Выбери правильный ответ»
Задание 5 « Продолжи пословицу»
Задание 6 «Назови правильно пословицу»
Задание 7. «Найди вторую половинку»
Задание 8. Сделать зарисовки к пословицам.
Слайд 113 этап- осуществление деятельности.
( октябрь - март 2019г.)
Задание 9. Какой пословицей
можно оз2018гаглавить ситуации.
Задание 10. Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки ,пронумеровать.( 10) Объяснить их значение.
Задание 11. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа ,подставь число .
Задание 12. Из деформированного предложения составить пословицу.
Задание 13. Расшифруй пословицу.
Задание 14.Напиши пословицы и поговорки на заданные буквы.
Задание 15.Прочитай пословицы.
Задание16.К иллюстрациям ,картинкам подобрать пословицы.
Слайд 123 этап- осуществление деятельности.
Классный час «Россия-Родина моя. Символика Р.Ф.»-Пословицы о Родине.-октябрь
Классный
час «Моя семья»Пословицы о семье.- декабрь
Классный час.- январь «Ученье и труд- все перетрут»-январь
Классный час «Мои друзья»--Пословицы о дружбе.- февраль
Классный час « Моя мама»- Пословицы о матери.- март
Классный час ««Поговорим о доброте» Пословицы о доброте.- апрель
Викторина « Час пословиц»-октябрь- 2018г
Общешкольное мероприятие Конкурс «Знатоки пословиц»- февраль 2018
Слайд 134 этап-презентация( март 2019г.)
-Защита учащихся своих рисунков к пословицам .Объяснение пословиц.
-Зачитывание
заполненных анкет.
-Выставка выполненных заданий по группам.
-Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
-Создание иллюстративного альбома «Пословицы глазами детей класса»,презентация «Пословицы в рисунках детей».
Общешкольный конкурс «Знаток пословиц»
Слайд 15Учимся жить на пословицах.
Пословица- мудрость народов.
Пословица - всем делам помощница.
Слайд 17Задание 1. Распределить пословицы по группам
Родина, труд , ученье, дружба.
Слайд 18Повторение-мать учения.
Ученье - свет ,а неученье – тьма.
Ученье и труд –все
перетрут.
Ученье- путь к умению.
Для ученья нет старости.
Дружба как стекло: разобьешь- не сложишь.
Для дружбы нет расстояний.
Дружба крепка не лестью ,а правдой и честью.
Дружбой дорожи ,забывать не спеши.
Не имей сто рублей , а имей сто друзей
Слайд 19Старый друг лучше новых двух.
Береги платье снову , а здоровье
смолоду.
В здоровом теле –здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь- его разум дарит.
Чистота- залог здоровья.
Слайд 20Задание 2. Конкурс. «Составь пословицу».
Дело - смело.
Дело - мастер.
Живи - учись.
Труда - пруда.
Слайд 21Задание 3. Вставь частицу « НЕ» в пословицы, если надо.
Семеро одно
ждут.
Дружба крепка лестью, а правдой и честью.
Близок локоток да укусишь.
Из черного пса сделаешь белой собаки.
Имей сто рублей , а имей сто друзей.
Узнавай друга в три дня , узнавай в три года.
Слайд 22Задание 4. Выбери правильный ответ.
Как аукнится , так и…
А)откликнется Б)отзовется В)прокричит
Ложь человека не...
А)красит Б)не рисует В)не пишет
Труд кормит и..
А)одевает Б)раздевает В)покупает
Не имей сто рублей , а имей..
А)два мерседеса Б)сто друзей В)тысячу коней.
Куда иголка, туда …
А)и нитка Б)и портной В)и платье
Слайд 23Задание 5. Продолжи пословицу.
1. Кто много читает…
А. Торопись делом.
2. Не красна изба углами.. Б. Ни одного не поймаешь.
3. Не спеши языком… В. В зубы не смотрят.
4. Дерево смотри в плодах… Г. Небо коптить.
5. Книга книгой.. Д. Так и откликнется.
6. Без дела жить… Е. А красна пирогами.
7. Мягко стелет….. Ж. Да жестко спать.
8. Дареному коню….. З. А своим умом двигай.
9. Как ауктется…… И. А человека в делах.
10. За двумя зайцами погонишься… К. А человека в делах.
Слайд 24Задание 6. Назови правильно пословицу.
Два сапога - тара.
Ус - хорошо,
а два- лучше.
Мы сами с умами.
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Не сиди сложа брюки, не будет и скуки.
Слайд 25Задание 7. Найди вторую половинку.
За Родину-мать не сходи.
С родной земли – умри - сумей постоять.
Кто за Родину -горой, и горести мила.
Своя земля тот истинный герой.
Родина любимая, и весна не красна.
На чужой стороне словно мать родимая.
Где кто родится, Родине служить.
Жить- там и пригодится.
Слайд 26 Задание 8. Подбери пословицу -1.
Слайд 31Задание 9. Узнай пословицу - 1.
Ситуация №1.
Лентяй: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Добросовестный ученик:
Нет, дружочек, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Слайд 32Узнай пословицу - 2.
Ситуация №2.
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.
Это случайно, - оправдывалась она.
Слайд 33Узнай пословицу - 3.
Ситуация №3.
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Сашу, который больше всех качался на них.
Вот ещё, - возмутился Саша, - буду я возиться!
Слайд 34Узнай пословицу - 4.
Ситуация №4.
Стала торопливая Настенька платье к лету кроить
«тяп-ляп».
Всю ткань искромсала – изрезала в лоскутки. И
не то, что платье – платка из этих лоскутков нельзя
сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть
волшебных слов. Каких?
Слайд 35Задание 10. Назови пословицы и поговорки , которые написаны в стихотворении.
Что без
труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто мёдом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать
Слайд 36Задание 11. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа .
……… с сошкой – ……. с ложкой.
……… одного не ждут.
Не имей ……….рублей, а имей ……… рублей.
………. вода на киселе.
……….голов, ……….. умов.
……… по лавкам.
……….раз отмерь, ………. раз отрежь.
………..воин тысячи водит.
Слайд 37Задание 12. Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).
Два ум а
хорошо один лучше.
Что без соловей Родины человек песни что.
Слайд 38Задание 13. В ребусе зашифрована пословица. Расшифруй.
Слайд 39В ребусе зашифрована пословица. Расшифруй.
Слайд 40 Задание 14. Напиши пословицы и поговорки на заданные буквы.
А-
О-
У-
Слайд 41Задание 15. Прочитай пословицы.
Молб тынес не шишеропьб.
Комсав ен сузар
листасорь.
Явось ашно не ятент.
Сестольм огорад брере.
Чеут шокак, ёьч омся алъес.
Слайд 42Задание 16. Подбери пословицу к прочитанному
произведению (рассказу, сказке, стихотворению).
Сделай зарисовки в
классный альбом пословиц.