Слайд 1Магическое число 7
Над проектом работали обучающиеся 5-Б класса:
Лапенко Александра, Рябчикова Наталья.
Руководители проекта:
Чудакова Н.Н., учитель русского языка и литературы;
Данилова Т.А., учитель математики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Бурова
г. Бежецк, Тверская область
2013 год
Слайд 2Актуальность темы
Все народы мира большое значение придавали числам.
В пословицах, сказках,
загадках числа присутствуют всегда. Случайно ли это?
С чем это связано?
Какие числа считались магическими?
Как это отражено в фольклоре?
Слайд 4Предмет исследования
Частота появления числа 7
в математических задачах, головоломках, в различных
литературных жанрах.
Слайд 5Цель:
Проанализировать число 7 с математической, магической точек зрения.
Раскрыть тайную сущность
числа в произведениях устного народного творчества.
Слайд 6Задачи
познакомиться с произведениями фольклора, в которых события имеют связь с
числами;
найти интересные факты, задачи, связанные с числом 7;
выявить магическое значение числа 7;
проанализировать и обобщить полученные данные.
Слайд 7Методы исследования
описательный;
исследовательский (наблюдение, обобщение);
экспериментальный (решение задач, сканирование, работа в Интернет);
анализа, сравнения,
сопоставления.
Слайд 8Практическая значимость исследования
Данный материал можно использовать:
- на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества ;
- на уроках русского языка при изучении темы
«Имя числительное»;
- на уроках математики при изучении тем «Натуральные числа», «Делимость чисел», «Площадь и ее свойства».
Слайд 9Тайны числа 7
Сочетание трех факторов породило цифру 7 как число, отвечающее
за везение:
лошадь (4 ноги),
пахарь (2 ноги) ,
Бог (ангел, везение, удача, надежда).
Слайд 10Число 7 в житейском аспекте
Интересен факт, что семёрка встречается в семи
возрастах человеческой жизни:
7 Х 1 = 7 лет – младенчество;
7 Х 2 = 14 лет– отрочество;
7 Х 3 = 21 год – юношество;
7 Х 4 = 28 лет – молодость;
7 Х 5 = 35 лет – зрелость и т.д.
Слайд 11семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
семь
нот на нотном стане
( до, ре, ми, фа, соль, ля, си )
семь дней в неделе
Слайд 13Большая медведица
и лунные диски
Слайд 14Число 7 в судьбе человека
и в нашей жизни
Число семь на Руси
считается самым могущественным из всех чисел. Семёрка – это олицетворение славы. У семёрки есть положительные и отрицательные качества. Мы не только нашли их, но и попытались выяснить какую роль в нашей жизни играет число семь.
Слайд 15Головоломки
«ХИТРОУМНЫЙ УЗОР ИЗ СЕМИ ЧАСТЕЙ»
Слайд 16Число 7 в задачах
Части города, по которому протекает река, соединены семью
мостами .
Можно ли пройти по всем этим семи мостам, проходя по каждому из них только один раз?
Слайд 18Числа в русской народной духовной традиции
Число семь символизировало целостность мироздания и
опиралось не только на языческую,
но и на православную символику. Семь- символ- святости,
здоровья, разума.
Слайд 19Магические числа в фольклоре
Семерка-это самое сакральное число у всех народов.
У древних греков семерка считалась магическим числом.
Семь чудес света. «Семь аятов»
(АЯТ- чудо, знак) означает совершенство.
Слайд 20Магические числа в малых жанрах фольклора
Пословицы и поговорки:
Семь раз отмерь -один
отрежь.
Седьмая вода на киселе.
Работать до седьмого пота.
Семь бед- один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Семь пядей во лбу.
За семью печатями.
За семь верст киселя хлебать.
Слайд 21Магические числа в сказках
За основу было взято две русские народные
сказки и литературная сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд 22Сказка «Семь Симеонов»
Число семь встречается уже в названии сказки. Один раз
число 3 имеет негативное значение, поэтому царь дал три дня брату, чтобы он покинул его земли и пять раз положительно повлияло на судьбу братьев.
Слайд 23Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Число семь встречается в названии
сказки.
Семь раз упоминается магическое число.
Слайд 24Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Слайд 25Создание сказки
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из
наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Слайд 26Гипотезы о происхождении сказки
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.
Слайд 27Родожанровые особенности
Сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё,
что невозможно в реальности - чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).
Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале.
Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.
Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последовательности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке - победе доброго начала.
Слайд 29Тематика, проблематика, идея
Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.
В отличие
от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету.
Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство,
отсутствующие в сказке “Белоснежка”.
Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.
Главная мысль произведения – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…
Слайд 31Сюжет и его особенности
Сюжет – событие или система событий, изображенных в
художественном произведении.
Элементы сюжета:
а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.),
б) завязка,
в) развитие действия,
г) кульминация,
д) развязка.
В сюжетном отношении «Сказка о мёртвой царевне» во многом следует народному канону: “беда”, выражающаяся в том, что героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец “тужит” по ней, а жених — королевич Елисей — отправляется в путь. Девица попадает в лесной терем, где живут братья-богатыри. Спаситель ещё не успевает добраться до героини, как вновь повторяется “завязочное вредительство”, в результате которого героиня гибнет (кульминация). В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра. Далее следует волшебное спасение (развязка), возвращение жениха и невесты и гибель “вредителя”.
Слайд 32Сюжет и его особенности
В народной сказке все
внимание сосредоточено на центральном герое.
О других действующих лицах говорится попутно.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин нарушает этот закон однолинейного построения сюжета. Как отмечали исследователи творчества Пушкина, в ней три самостоятельных плана, и каждый из них разработан в той мере, в какой этого требовал замысел сказки.
1.Жизнь царевны у богатырей и ее смерть,
2. Переживания царицы и ее диалоги с волшебным зеркальцем,
3.Поиски невесты королевичем Елисеем.
Обстановка рисуется с реалистической полнотой. В пушкинских сказках главное не в сюжете, не в сцеплении происшествий, а в общем лирическом движении, в характерах и картинах.
Слайд 34Композиция и её особенности
Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными
событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку).
Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутренних монологов и др.).
В композицию входят описания природы: подобно Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям природы - к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах.
Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.
Слайд 35Композиция и ее особенности
Из других законов фольклорной композиции в сказках
Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.
Обобщая и повторяя сказанное, можно сделать вывод,
что сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной волшебной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: голос автора, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая “психологизация” героев, сочетание фантастического и реального, лирики и иронии.
Слайд 37Система образов. Образ лирического героя.
Царевна: Следует обратить особое внимание на строки
“хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит”
(влияние народного представления о женском идеале, в данном случае, между прочим, являющем собой особу царской семьи, и ласковое “хозяюшкой”). Показательны строки “вмиг по речи те спознали, что царевну принимали” или тот факт, что при описании царевны очень часто употребляется лексема “тихая”: “тихомолком расцветая”, “тихо молвила она”, “тихонько улеглась”, “дверь тихонько заперла”, “потихоньку прокусила”, “тиха, недвижна стала”, “тиха, свежа лежала”.
Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).
Слайд 38Система образов. Образ лирического героя.
Перед нами уже не просто сказочная
героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.
В сказке присутствует авторский взгляд — отсутствующий в народной сказке (в ней отражается скорее оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали), неоднократно выраженный в сказке Пушкина. “Злая” как постоянный эпитет к слову“мачеха”,“молодая” в применении к “невесте” вполне возможны в народной сказке, но вряд ли вы встретите там фразу типа “Чёрт ли сладит с бабой гневной” или “Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша”.
Авторская оценка — яркий признак сказок Пушкина.
Слайд 44Заключение
В свей работе мы постарались дать полное представление о числах ,которые
чаще всего встречаются в произведениях фольклора. Это числа семь и три.
Идут века, исчезают царства и целые народы. Но в нашей памяти сохранились поверья, и мы верим в счастливую семёрку и таинственную тройку…
Слайд 45Список литературы
В. И. Алексеенко Нумерология для начинающих.М.2010 г.
В.А.Фирсов Тайная жизнь чисел.М.2004г.
Н.Г.Созонова
Русские народные сказки.М.1997г.
В.И.Аникин Русские народные сказки.М.2002г.
Ю.К. Круглов Русские народные загадки,пословицы,поговорки.Л.1990г.
О. И.Зайцева.Уроки русского языка в школе. Просвещение.2006г.