Презентация, доклад к первому уроку литературы в 10 классе Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе.

Содержание

Век девятнадцатый, железный,Воистину жестокий век! А. Блок

Слайд 1


Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в

литературе.
Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе.

Слайд 2Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!


А. Блок

Век девятнадцатый, железный,Воистину жестокий век!

Слайд 3Основные события XIX века
С 1825 года – 30 лет молчания (до

1855 года)
Основные события XIX века С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года)

Слайд 4Основные события XIX века

Основные события XIX века

Слайд 5Основные события XIX века

Основные события XIX века

Слайд 6До безумной радости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией XIX

века, но и поражающее разнообразие их.
М. Горький.
До безумной радости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией XIX века, но и поражающее разнообразие их.

Слайд 7Периодизация русской литературы XIX века
1 период – литература 1-й четверти (1801—1825)


2 период – литература 30-х годов (1826—1842)
3 период – литература 40—50-х годов (1842—1855)
4 период – литература 60-х годов (1855—1868)
5 период – литература 70-х годов (1869—1881)
6 период – литература 80-х годов (1882—1895)
7 период – литература 90-х годов (1895—1904)

Периодизация русской литературы XIX века1 период – литература 1-й четверти (1801—1825) 2 период – литература 30-х годов

Слайд 8Общая характеристика 1 периода

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм.
Борьба литературных

направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм.
Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма.
Ведущий художественный метод — романтизм.
Общая характеристика 1 периода Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм,

Слайд 9Общая характеристика 2 периода

Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция.
Верность идеям

декабризма в творчестве  Пушкина.
Расцвет революционного романтизма  Лермонтова.
Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя.
Усиление демократических тенденций.
Ведущее направление – реализм.


Общая характеристика 2 периодаУглубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве  Пушкина. Расцвет революционного романтизма

Слайд 10Общая характеристика 3 периода
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций.
Развитие

идей революции и утопического социализма.
Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики.
Идейная борьба славянофилов и западников.
Расцвет «натуральной школы».
Развитие темы «маленького человека».
Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.
Общая характеристика 3 периодаУсиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма.Рост влияния на общественную

Слайд 11Общая характеристика 4 периода

Подъем демократического движения.
Противоборство либералов и демократов.
Кризис самодержавия, пропаганда

идей крестьянской революции.
Расцвет демократической журналистики.
Новые темы, проблемы в литературе: герои-рабочие, разночинцы, крестьянство.
«Почвенничество».
Реализм и правдивость в изображении жизни у Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова.
Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев, А. Майков и другие)


Общая характеристика 4 периодаПодъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия, пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики.Новые

Слайд 12Общая характеристика 5 периода
Развитие капитализма в России.
Демократические идеи народничества, их утопический социализм.
Активизация

тайных революционных организаций.
Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников.
Ведущая роль журнала «Отечественные записки».
Реалистические тенденции в творчестве Н. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского.
Общая характеристика 5 периодаРазвитие капитализма в России.Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций.Идеализация крестьянской жизни в литературе

Слайд 13Общая характеристика 6 периода
Усиление реакционной политики царизма.
Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма.
Запрет

на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики.
Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко.
Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента .
Обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.
Общая характеристика 6 периодаУсиление реакционной политики царизма.Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма.Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики.

Слайд 14Общая характеристика 7 периода
Развитие капитализма в России.
Рост марксистских идей.
Противостояние реалистической

и декадентской литературы.
Зарождение пролетарской литературы (М. Горький).
Развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.
Общая характеристика 7 периодаРазвитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький).Развитие

Слайд 15Развитие основных литературных жанров
1 период – баллада, лироэпическая поэма, элегия,

психологическая повесть.
2 период – прозаические жанры: романтические повести, исторические романы, критические статьи; драматургия, лирика.
3 период – основные жанры «натуральной школы»: поэма, физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман; пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика.
4 период – демократическая повесть, роман. литературная критика, журналистика, лирические жанры.
Развитие основных литературных жанров 1 период – баллада, лироэпическая поэма, элегия, психологическая повесть.2 период – прозаические жанры:

Слайд 16Развитие основных литературных жанров
5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.

6

период – рассказ, повесть, роман; романтические жанры в поэзии; социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев.

7 период – рассказ, повесть, роман, публицистиче- ские жанры; жанры в традициях революционной поэзии; драматические жанры.


Развитие основных литературных жанров5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.6 период – рассказ, повесть, роман; романтические

Слайд 17Социально-политическая борьба во второй половине XIX века
Выступали против
любых общественных перемен;

сопротивлялись
всему новому;
хотели сохранить
крепостнические порядки

консерваторы

Ф. В. Булгарин

Социально-политическая борьба во второй половине XIX векаВыступали противлюбых общественных перемен;      сопротивлялись

Слайд 18Социально-политическая борьба во второй половине XIX века
либералы
Западники
Стремились:
к освобождению крестьян;
к введению

республики;
к европейскому образу жизни

М. Н. Катков

Славянофилы

Отстаивали:
верность принципам самодержавия;
русские традиции

К. С. Аксаков

Радикалы-
просветители

Выступали:
против крепостного права;
против самодержавия

И. С. Тургенев

страх перед народной революцией

Социально-политическая борьба во второй половине XIX векалибералыЗападникиСтремились:к освобождению крестьян; к введению республики;к европейскому образу жизниМ. Н. КатковСлавянофилыОтстаивали:верность

Слайд 19Социально-политическая борьба во второй половине XIX века
Выступали против
самодержавия и крепостничества;

мечтали о
необходимости ломки старых
устоев в интересах народа

революционеры - демократы

Н. Г. Чернышевский
Н. А. Некрасов
Н. А. Добролюбов

Социально-политическая борьба во второй половине XIX векаВыступали противсамодержавия и крепостничества;

Слайд 20Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?
Революционеры

- демократы

Либералы

Революционеры - демократы

Либералы

Спасение России только в революции

России необходимы реформы сверху, без революции



Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях»  Как их проводить?   Революционеры -

Слайд 21Социально-политическая борьба во второй половине XIX века
Почвенники
Считали, что
«русское общество должно соединиться

с народною почвой»

Ф. М. Достоевский
А. Григорьев
Н. Страхов

Народники

Развивали
идеи крестьянской революции

М. Бакунин

Религиозные
философы

Призвание человека в достижении богоподобного могущества

Н. Ф. Фёдоров

Социально-политическая борьба во второй половине XIX векаПочвенникиСчитали, что«русское общество должно соединиться с народною почвой»Ф. М. ДостоевскийА. ГригорьевН.

Слайд 22Критический реализм,
«натуральная школа»
«Чистое искусство»
«Период с 1856 года по 1880 год –

время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)

Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»

Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»


Социально-политическая борьба в литературе XIX века

Критический реализм,«натуральная школа»«Чистое искусство»«Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма

Слайд 23 Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:

И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Представители критического реализма

Группа сотрудников журнала

Слайд 24Представители «чистого искусства»
Ф. И. Тютчев
А. А. Фет
А. К. Толстой

Представители «чистого искусства» Ф. И. ТютчевА. А. ФетА. К. Толстой

Слайд 25Основные проблемы в литературе XIX века (готовимся к ЕГЭ)
добро и зло;
вина

и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;
мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.


ВНИМАНИЕ!
Именно в таком ключе
были представлены темы
итогового сочинения
по литературе в 2017 году

Основные проблемы в литературе XIX века (готовимся к ЕГЭ)добро и зло; вина и наказание; мир и война;

Слайд 26Литературные направления
XIX века

Литературные направленияXIX века

Слайд 27Основатели русского классицизма
А. Кантемир
В. Тредиаковский
М. Ломоносов

Основатели русского классицизмаА. КантемирВ. ТредиаковскийМ. Ломоносов

Слайд 28Классицизм - художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве

XVII—нач. XIX веков. Название образовано от латинского «classicus» — образцовый.
Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы — А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
В конце XVIII — нач. XIX века русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.

Классицизм - художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII—нач. XIX веков. Название образовано от

Слайд 29Характерные особенности русского классицизма:
а) Сатирическая направленность — важное место занимают

такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;  б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);  в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);  г) Общий патриотический пафос русского классицизма.

Характерные особенности русского классицизма:  а) Сатирическая направленность — важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия,

Слайд 30 Представители классицизма
Д. И. Фонвизин
Г. Р. Державин

Представители классицизмаД. И. ФонвизинГ. Р. Державин

Слайд 31Сентиментализм (от английского sentimental — «чувствительный») — течение в европейской литературе

и искусстве XVIII века. Это направление было подготовлено кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.
В России представителями сентиментализма являлись:
М. Н. Муравьев
Н. М. Карамзин
И. И. Дмитриев,
В. В. Капнист
Н. А. Львов
В. А. Жуковский.

Сентиментализм (от английского sentimental — «чувствительный») — течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Это направление

Слайд 32Характерные особенности русского сентиментализма:

а) Достаточно четко выражены

рационалистические тенденции;  б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;  в) Просветительские тенденции;  г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов— элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Характерные особенности русского сентиментализма:   а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;  б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка; 

Слайд 33Сэмюэл
Ричардсон
Англия

Лоренс
Стерн
Англия

Жан Жак
Руссо
Франция

Основатели сентиментализма
Николай
Карамзин
Россия

Сэмюэл РичардсонАнглияЛоренс СтернАнглияЖан Жак РуссоФранцияОснователи сентиментализмаНиколайКарамзинРоссия

Слайд 34Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе

конца XVIII—первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление.
Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни — общенациональным подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (напр., К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII—первой половины XIX века, получившее

Слайд 35Характерные особенности романтизма в России:
а) Форсированность развития литературы в России

в начале XIX века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).
б) Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Напр., поэзия декабристов, произведения М. Ю. Лермонтова.

Характерные особенности романтизма в России:  а) Форсированность развития литературы в России в начале XIX века обусловило «набегание»

Слайд 36Основатели романтизма
Людвиг Тик
Германия
Шеллинг
Гемания
Братья
Шлегели
Германия

Василий
Жуковский
Россия

Основатели романтизмаЛюдвиг ТикГерманияШеллингГеманияБратья ШлегелиГерманияВасилийЖуковский Россия

Слайд 37Представители реализма

Представители реализма

Слайд 38
Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

В России основы реализма были заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), А. С. Грибоедова («Горе от ума») И. А. Крылова (басни). Этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое направление.
Реализм второй половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью. В России основы реализма были заложены

Слайд 39 Основные черты реализма
Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой

жизни.
Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.


Основные черты реализма  Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.Литература в реализме

Слайд 40Подумай и ответь на вопросы

Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом?

Оцените их по пятибалльной системе.
Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

Подумай и ответь  на вопросыКакие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.Какие вопросы, поставленные

Слайд 41Домашнее задание
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.
Тема поэта и поэзии в

лирике А. С. Пушкина.
Домашнее заданиеА. С. Пушкин. Жизнь и творчество.Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Слайд 42Домашнее задание
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.
Тема поэта и поэзии в

лирике А. С. Пушкина.
Домашнее заданиеА. С. Пушкин. Жизнь и творчество.Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Слайд 43Основные темы русской литературы XIX века
1825 – 1855 – основной вопрос:

«Кто мы? Что с нами происходит?»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»
И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»
Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»
Основные темы русской литературы XIX века1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть