Слайд 1Учитель: Жиркова Ольга Петровна.
Урок по рассказу К. А. Паустовского «Телеграмма».
Тема урока:
«Зарубки на сердце»
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К. Г. Паустовский
Слайд 3За добро плати добром,
не будь пустельгой.
К. Г. Паустовский
Слайд 4Цели урока:
Обучающая: обучение работе с эпическим текстом.
Развивающая: развитие навыков и умений
выделять главное.
Воспитывающая: формирование человечного отношения к близким людям.
Слайд 5Как построен рассказ?
Сколько частей в нём можно выделить?
Слайд 6Октябрь был на редкость
холодный, ненастный.
Слайд 8Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не
мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Слайд 9Над лугами тащились из-за реки,
цепляясь за облетевшие вётлы
рыхлые тучи.
Их них назойливо сыпался дождь.
Слайд 10По дорогам уже нельзя было
ни пройти, ни проехать,
и пастухи
перестали гонять в
луга стадо.
Слайд 11Автору важно было, как говорил И. Бунин,
«найти звук», «ибо проза
обладает
такой же внутренней мелодией,
как стихи и музыка».
Слайд 16На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, —
сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.
Слайд 18 Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную,
мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
Слайд 19«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не
переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Слайд 21 - Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала.
— Разве отсюда вырвешься!
Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.
Слайд 22Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо
все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
"Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!"
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
"Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама".
Слайд 23Пустельга –
Хищная птица семейства соколиных;
2. Легкомысленный, пустой человек ( разг.,
неодобрит.)
Слайд 24Чти отца и мать твою, да благо ти будет, и долголетен
будеши на земле.
Пятая заповедь Божия.
Слайд 25Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин
Любили тебя без особых причин
За
то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется верной опорой твоей.
Слайд 26Настя (греч.) – воскрешающая.
Воскресить – 3. Перен., кого- что. Восстановить, возродить
что-нибудь утраченное, забытое.
Слайд 28Виктор Астафьев в общей беседе с украинским писателем дал характеристику "некоторой
части нашей молодежи".
Печально всё это. Находятся «детки», что даже не вспомнят о своих родителей, хоронить-то и то не приезжают родную мать. Один из наших деревенских за много лет прислал матери из Норильска пятьдесят рублей. Я ему как саданул их обратно. На почте у меня текст телеграммы проверили: « Чё ты, Петрович, написал-то?» – говорит. А ему написал: «Подавись, зараза! Твои односельчане». «Нехорошо, - говорят мне. - Соберем мы эти 50 рублей». Я им говорю, что сам буду этой матери ежемесячно посылать пятьдесят рублей. И ни слуху ни духу от "сыночка" после этого. Умерла мать вскоре, схоронили ее всем селом. А "наследник" уже после появился, пробовал избу продать, да так и не продал... Вот какие бывают людишки, а ведь и в школе нашей учились, и великую русскую литературу им, вроде бы, преподавали... А из таких вот "детишек" потом карьеристы, горлохваты всяческих мастей формируются...»
Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 1986. - №4. – С. 62.
Слайд 29
«Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна
на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»
Материнские руки.
А.А.Фадеев
Из романа «Молодая гвардия».
Слайд 30Домашнее задание:
Расскажите о способах характеристики Насти( письменно).
Подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу
одного из эпизодов текста.
Нарисуйте словесно обложку к рассказу «Телеграмма».
Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ.
Написать сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю».