Слайд 1ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОД русский язык и литература
Тверь 2018
УРОК-ВИКТОРИНА
Гавришев П.А.,
преподаватель литературы
Слайд 2
Разделимся на команды
для проведения викторины!
(Командир отделения – капитан команды)
Победившая команда
в полном составе получает «пятерки» за урок.
Среди проигравших команд сильнейшие игроки также будут оценены в конце урока.
За каждое верно выполненное задание команда получает баллы, которые будут указаны на слайде.
Если поднявший первым руку суворовец не знает ответа или начинает совещаться с командой,
то команда теряет один балл!
Слайд 3
1. Факты из биографии Ф. Искандера
Слайд 5Фазиль Искандер
1929 г.
(1 балл)
Слайд 6 Откуда родом писатель?
(0,5 балла)
Слайд 7Абхазия
(горное село под Сухуми)
Слайд 8 Как и где учился писатель?
(0,5 балла)
Слайд 9 С золотой медалью окончил школу,
поступил в Московский библиотечный институт,
перевелся в Литературный институт
Слайд 10 Кем работал писатель?
(0,5 балла)
Слайд 11 Работал журналистом в газетах
Брянска и Курска
Слайд 12В каком году выходит
сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла»?
(0,5 балла)
Слайд 13В 1966 году выходит
в свет сборник рассказов под названием «Тринадцатый
подвиг Геракла»
Слайд 15ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОД русский язык и литература
Тверь 2018
Ф.И. Искандер.
«Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики
Слайд 17определить смысл, заложенный автором в название рассказа
Цель
Слайд 18Повторить факты из биографии Ф. Искандера.
2. Раскрыть смысл, заложенный в
название рассказа.
3. Определить особенности изображения школьной жизни на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Задачи
Слайд 19Вопросы для изучения
1. Факты из биографии Ф. Искандера.
2. Смысл, заложенный в
название рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
3. Изображение жизни школы в рассказе Ф. Искандера
Слайд 20
2. Смысл, заложенный
в название рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Слайд 23Перечислите все подвиги Геракла!
(записываем подвиги на листах в течение одной минуты,
за каждый подвиг – 0,5 балла)
Слайд 24Двенадцать подвигов Геракла
1. Немейский …
2. Лернейская …
3. Стимфалийские …
4. Керинейская …
5.
Эриманфский … и битва с …
6. Авгиевы …
7. Критский …
8. … Диомеда
9. … Ипполиты
10. … Гериона
11. Похищение …
12. Золотые … Гесперид
Слайд 25Двенадцать подвигов Геракла
1. Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Стимфалийские птицы
4. Керинейская лань
5.
Эриманфский кабан и битва с кентаврами
6. Скотный двор царя Авгия
7. Критский бык
8. Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Коровы Гериона
11. Похищение Цербера
12. Золотые яблоки Гесперид
Слайд 26 Что может обозначать название рассказа, если подвигов всего 12?
Слайд 27
Выберите и кратко обоснуйте!
1. Речь идет об одном из подвигов древнегреческого
героя.
2. Рассказывается о подвиге, который подвигом назвать нельзя.
3. Настоящий поступок юного героя описывается с юмором.
(1 балл)
Слайд 28
1. Речь идет об одном из подвигов древнегреческого героя.
2. Рассказывается о
подвиге, который подвигом назвать нельзя.
3. Настоящий поступок юного героя описывается с юмором.
Слайд 29
3. Изображение жизни школы
в рассказе Ф. Искандера
Слайд 30
Учитель
Харлампий Диогенович
(ответьте на два вопроса, правильный ответ на оба вопроса
– 1 балл, ошибка в одном не приносит никаких баллов)
Слайд 32
Каким приемом художественной выразительности пользовался учитель, чтобы пристыдить своих провинившихся учеников?
( верно выполненное задание приносит команде 3 балла, добавляется 1 балл при верном выборе приема)
Слайд 33Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
изображение героев в смешном виде; доброжелательный смех
драматическое произведение,
в основе которого лежит юмор
употребление слова или оборота речи
в противоположном значении
драматическое произведение,
в основе которого лежит конфликт
высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни
Слайд 34Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
драматическое произведение,
в основе которого лежит юмор
изображением героев в смешном
виде; доброжелательный смех
употребление слова или оборота речи
в противоположном значении
драматическое произведение,
в основе которого лежит конфликт
высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни
Слайд 35Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
драматическое произведение,
в основе которого лежит юмор
драматическое произведение,
в основе
которого лежит конфликт
изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех
высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни
употребление слова или оборота речи
в противоположном значении
Слайд 36
Каким же из перечисленных приемов чаще всего пользовался Харлампий Диогенович?
Юмор? Сатира?
Ирония?
(1 балл)
Слайд 37
Ирония – (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние
Слайд 38Одноклассники главного героя
Сахаров, Шурик Авдеенко, Алик Комаров
Слайд 39Определите, какая из характеристик относится к Алику Комарову? (1 балл)
Слайд 40Алик Комаров
Сахаров
Шурик Авдеенко. «Черный лебедь»
Слайд 41
Остроты Харлампия Диогеновича
1. «Бесстрашный малярик»
2. «Принц Уэльский»
3. «Черный лебедь»
Слайд 42
Придумайте два сложных вопроса соседней команде на знание текста, связанного
с получением школьниками следующих «имен»:
«Бесстрашный малярик» - 1 команда;
«Принц Уэльский» - 2 команда;
«Черный лебедь» - 3 команда
(за каждый ответ «экзаменуемая» команда получает 1 балл)
Слайд 43
1.«Бесстрашный малярик» - 1 команда
(придумывает 2 вопроса на
знание текста для второй команды по эпизоду «Принц Уэльский»).
2. «Принц Уэльский» - 2 команда
(придумывает 2 вопроса на знание текста для третьей команды по эпизоду «Черный лебедь»).
3. «Черный лебедь» - 3 команда
(придумывает 2 вопроса на знание текста для первой команды по эпизоду «Бесстрашный малярик»).
Время на выполнение задания – 2 минуты.
Слайд 44
С какими нарушениям школьного порядка боролся учитель
с помощью иронии?
(ответить на
вопрос помогут истории с «именами», заработанными «нарушителями»)
Необходимо назвать все три нарушения, за каждое – по 1 баллу.
Слайд 45
1. «Бесстрашный малярик» - невыполнение домашнего
задания.
2. «Принц Уэльский» – опоздание на урок.
3. «Черный лебедь» – списывание у соседа по парте
Слайд 47«Подвиг» главного героя-малярика
Слайд 48 Изложите историю «подвига» главного героя в виде текста, уместив её
в минимальное количество предложений!
(1 предложение – 5 баллов, 2 предложения – 4б.,
3 предложения – 2б., 4 предложения – 1б.)
Слайд 49В истории должна отобразиться предыстория, подтолкнувшая героя к «подвигу», и суть
самого «подвига»! В вашем тесте должны быть слова: главный герой, нерешенная задача по математике (домашнее задание), урок, врачи (доктора), одноклассники, уколы и др.
Слайд 50 Главный герой, чтобы не быть вызванным
к доске с не решенной дома задачей по математике, обманом пригласил на урок врачей и показал всему классу, что, в отличие от перепуганных товарищей, совсем не боится уколов!
Слайд 51Как главный герой относится к методу воспитания Харлампия Диогеновича?
(1 балл)
Слайд 52«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял
наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда»
Слайд 53 Почему учитель назвал поступок ученика тринадцатым подвигом Геракла ? (1
балл)
Слайд 54 Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя
от «двойки»! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой - из трусости, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».
Слайд 55
Сформулируйте главную идею произведения!
Вывод
Слайд 56
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет
человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Вывод
Слайд 57 Подведем итоги!
Сосчитаем баллы команд!
Слайд 58Написать мини-сочинение по теме:
«Основная мысль рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла»
Задание на самоподготовку
Слайд 60Учебно-методическое обеспечение: Литература.
5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2
ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012.
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
uchportal.ru
Используемая литература