Презентация, доклад к открытому уроку по теме: Ф.А.Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла: школа, учитель, ученики

Содержание

Разделимся на команды для проведения викторины! (Командир отделения – капитан команды) Победившая команда в полном составе получает «пятерки» за урок. Среди проигравших команд сильнейшие игроки также будут

Слайд 1ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОД русский язык и литература

Тверь 2018

УРОК-ВИКТОРИНА

Гавришев П.А.,
преподаватель литературы

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ      МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОД русский язык и литератураТверь

Слайд 2 Разделимся на команды для проведения викторины! (Командир отделения – капитан команды) Победившая команда

в полном составе получает «пятерки» за урок. Среди проигравших команд сильнейшие игроки также будут оценены в конце урока. За каждое верно выполненное задание команда получает баллы, которые будут указаны на слайде. Если поднявший первым руку суворовец не знает ответа или начинает совещаться с командой, то команда теряет один балл!
Разделимся на команды  для проведения викторины! (Командир отделения –

Слайд 3 1. Факты из биографии Ф. Искандера

1. Факты из биографии Ф. Искандера

Слайд 5Фазиль Искандер 1929 г. (1 балл)

Фазиль Искандер 1929 г. (1 балл)

Слайд 6 Откуда родом писатель?

(0,5 балла)
Откуда родом писатель?       (0,5 балла)

Слайд 7Абхазия
(горное село под Сухуми)

Абхазия (горное село под Сухуми)

Слайд 8 Как и где учился писатель?

(0,5 балла)

Как и где учился писатель?(0,5 балла)

Слайд 9 С золотой медалью окончил школу,
поступил в Московский библиотечный институт,

перевелся в Литературный институт
С золотой медалью окончил школу,поступил в Московский библиотечный институт, перевелся в Литературный институт

Слайд 10 Кем работал писатель?
(0,5 балла)

Кем работал писатель?(0,5 балла)

Слайд 11 Работал журналистом в газетах
Брянска и Курска

Работал журналистом в газетах Брянска и Курска

Слайд 12В каком году выходит
сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла»?



(0,5 балла)

В каком году выходит сборник рассказов «Тринадцатый подвиг Геракла»?(0,5 балла)

Слайд 13В 1966 году выходит
в свет сборник рассказов под названием «Тринадцатый

подвиг Геракла»



В 1966 году выходит в свет сборник рассказов под названием «Тринадцатый подвиг Геракла»

Слайд 14
Какова тема нашего урока?

Какова тема нашего урока?

Слайд 15ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОД русский язык и литература

Тверь 2018



Ф.И. Искандер.
«Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики


ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ      МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОД русский язык и литератураТверь

Слайд 16
Определите цель нашего урока?

Определите цель нашего урока?

Слайд 17определить смысл, заложенный автором в название рассказа
Цель

определить смысл, заложенный автором в название рассказа Цель

Слайд 18Повторить факты из биографии Ф. Искандера.
2. Раскрыть смысл, заложенный в

название рассказа.
3. Определить особенности изображения школьной жизни на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Задачи

Повторить  факты из биографии Ф. Искандера.2. Раскрыть смысл, заложенный в название рассказа.3. Определить особенности изображения школьной

Слайд 19Вопросы для изучения
1. Факты из биографии Ф. Искандера.
2. Смысл, заложенный в

название рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
3. Изображение жизни школы в рассказе Ф. Искандера

Вопросы для изучения1. Факты из биографии Ф. Искандера.2. Смысл, заложенный в название рассказа

Слайд 20 2. Смысл, заложенный

в название рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
2. Смысл, заложенный

Слайд 21
Кто такой Геракл?



(1 балл)

Кто такой Геракл?    (1 балл)

Слайд 23Перечислите все подвиги Геракла!
(записываем подвиги на листах в течение одной минуты,

за каждый подвиг – 0,5 балла)
Перечислите все подвиги Геракла!(записываем подвиги на листах в течение одной минуты, за каждый подвиг – 0,5 балла)

Слайд 24Двенадцать подвигов Геракла
1. Немейский …
2. Лернейская …
3. Стимфалийские …
4. Керинейская …
5.

Эриманфский … и битва с …
6. Авгиевы …
7. Критский …
8. … Диомеда
9. … Ипполиты
10. … Гериона
11. Похищение …
12. Золотые … Гесперид
Двенадцать подвигов Геракла1. Немейский …2. Лернейская …3. Стимфалийские …4. Керинейская …5. Эриманфский … и битва с …6.

Слайд 25Двенадцать подвигов Геракла
1. Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Стимфалийские птицы
4. Керинейская лань
5.

Эриманфский кабан и битва с кентаврами
6. Скотный двор царя Авгия
7. Критский бык
8. Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Коровы Гериона
11. Похищение Цербера
12. Золотые яблоки Гесперид
Двенадцать подвигов Геракла1. Немейский лев2. Лернейская гидра3. Стимфалийские птицы4. Керинейская лань5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами6.

Слайд 26 Что может обозначать название рассказа, если подвигов всего 12?

Что может обозначать название рассказа, если подвигов всего 12?

Слайд 27 Выберите и кратко обоснуйте! 1. Речь идет об одном из подвигов древнегреческого

героя. 2. Рассказывается о подвиге, который подвигом назвать нельзя. 3. Настоящий поступок юного героя описывается с юмором.

(1 балл)

Выберите и кратко обоснуйте!  1. Речь идет об

Слайд 28 1. Речь идет об одном из подвигов древнегреческого героя. 2. Рассказывается о

подвиге, который подвигом назвать нельзя. 3. Настоящий поступок юного героя описывается с юмором.
1. Речь идет об одном из подвигов древнегреческого героя.

Слайд 29 3. Изображение жизни школы в рассказе Ф. Искандера

3. Изображение жизни школы  в рассказе Ф. Искандера

Слайд 30 Учитель Харлампий Диогенович (ответьте на два вопроса, правильный ответ на оба вопроса

– 1 балл, ошибка в одном не приносит никаких баллов)
Учитель  Харлампий Диогенович  (ответьте на два вопроса, правильный

Слайд 32 Каким приемом художественной выразительности пользовался учитель, чтобы пристыдить своих провинившихся учеников?

( верно выполненное задание приносит команде 3 балла, добавляется 1 балл при верном выборе приема)
Каким приемом художественной выразительности пользовался учитель, чтобы пристыдить своих провинившихся

Слайд 33Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
изображение героев в смешном виде; доброжелательный смех
драматическое произведение,

в основе которого лежит юмор

употребление слова или оборота речи
в противоположном значении

драматическое произведение,
в основе которого лежит конфликт

высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни

КомедияИронияТрагедияСатираЮморизображение героев в смешном виде; доброжелательный смехдраматическое произведение,

Слайд 34Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
драматическое произведение,
в основе которого лежит юмор
изображением героев в смешном

виде; доброжелательный смех

употребление слова или оборота речи
в противоположном значении

драматическое произведение,
в основе которого лежит конфликт

высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни

КомедияИронияТрагедияСатираЮмордраматическое произведение, в основе которого лежит юмор изображением героев в смешном виде; доброжелательный смехупотребление слова или оборота

Слайд 35Комедия
Ирония
Трагедия
Сатира
Юмор
драматическое произведение,
в основе которого лежит юмор
драматическое произведение,
в основе

которого лежит конфликт

изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех

высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни

употребление слова или оборота речи
в противоположном значении

КомедияИронияТрагедияСатираЮмордраматическое произведение, в основе которого лежит юмор драматическое произведение, в основе которого лежит конфликтизображением героев в смешном

Слайд 36 Каким же из перечисленных приемов чаще всего пользовался Харлампий Диогенович? Юмор? Сатира?

Ирония? (1 балл)
Каким же из перечисленных приемов чаще всего пользовался Харлампий Диогенович?

Слайд 37 Ирония – (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние


Ирония – (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние

Слайд 38Одноклассники главного героя
Сахаров, Шурик Авдеенко, Алик Комаров

Одноклассники главного герояСахаров, Шурик Авдеенко, Алик Комаров

Слайд 39Определите, какая из характеристик относится к Алику Комарову? (1 балл)


Определите, какая из характеристик относится к Алику Комарову? (1 балл)

Слайд 40Алик Комаров
Сахаров
Шурик Авдеенко. «Черный лебедь»

Алик Комаров СахаровШурик Авдеенко. «Черный лебедь»

Слайд 41 Остроты Харлампия Диогеновича 1. «Бесстрашный малярик» 2. «Принц Уэльский» 3. «Черный лебедь»


Остроты Харлампия Диогеновича  1. «Бесстрашный малярик»  2.

Слайд 42 Придумайте два сложных вопроса соседней команде на знание текста, связанного

с получением школьниками следующих «имен»: «Бесстрашный малярик» - 1 команда; «Принц Уэльский» - 2 команда; «Черный лебедь» - 3 команда (за каждый ответ «экзаменуемая» команда получает 1 балл)
Придумайте два сложных вопроса  соседней команде

Слайд 43 1.«Бесстрашный малярик» - 1 команда (придумывает 2 вопроса на

знание текста для второй команды по эпизоду «Принц Уэльский»).   2. «Принц Уэльский» - 2 команда (придумывает 2 вопроса на знание текста для третьей команды по эпизоду «Черный лебедь»). 3. «Черный лебедь» - 3 команда (придумывает 2 вопроса на знание текста для первой команды по эпизоду «Бесстрашный малярик»). Время на выполнение задания – 2 минуты.

Слайд 44 С какими нарушениям школьного порядка боролся учитель с помощью иронии? (ответить на

вопрос помогут истории с «именами», заработанными «нарушителями») Необходимо назвать все три нарушения, за каждое – по 1 баллу.
С какими

Слайд 45 1. «Бесстрашный малярик» - невыполнение домашнего

задания. 2. «Принц Уэльский» – опоздание на урок. 3. «Черный лебедь» – списывание у соседа по парте
1. «Бесстрашный

Слайд 46 Разминаемся!

Разминаемся!

Слайд 47«Подвиг» главного героя-малярика

«Подвиг» главного героя-малярика

Слайд 48 Изложите историю «подвига» главного героя в виде текста, уместив её

в минимальное количество предложений!
(1 предложение – 5 баллов, 2 предложения – 4б.,
3 предложения – 2б., 4 предложения – 1б.)

Изложите историю «подвига» главного героя в виде текста, уместив её в минимальное количество предложений! (1 предложение

Слайд 49В истории должна отобразиться предыстория, подтолкнувшая героя к «подвигу», и суть

самого «подвига»! В вашем тесте должны быть слова: главный герой, нерешенная задача по математике (домашнее задание), урок, врачи (доктора), одноклассники, уколы и др.

В истории должна отобразиться предыстория, подтолкнувшая героя к «подвигу», и суть самого «подвига»! В вашем тесте должны

Слайд 50 Главный герой, чтобы не быть вызванным

к доске с не решенной дома задачей по математике, обманом пригласил на урок врачей и показал всему классу, что, в отличие от перепуганных товарищей, совсем не боится уколов!

Главный герой, чтобы не быть вызванным

Слайд 51Как главный герой относится к методу воспитания Харлампия Диогеновича?
(1 балл)

Как главный герой относится к методу воспитания Харлампия Диогеновича?(1 балл)

Слайд 52«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял

наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда»  

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал

Слайд 53 Почему учитель назвал поступок ученика тринадцатым подвигом Геракла ? (1

балл)

Почему учитель назвал поступок ученика тринадцатым подвигом Геракла ? (1 балл)

Слайд 54 Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя

от «двойки»! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой - из трусости, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».

Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от «двойки»! Поистине был совершен подвиг,

Слайд 55

Сформулируйте главную идею произведения!       
Вывод

Сформулируйте главную идею произведения!       Вывод

Слайд 56
 
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет

человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
      «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

Вывод

 Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые

Слайд 57 Подведем итоги!
Сосчитаем баллы команд!

Подведем итоги!Сосчитаем баллы команд!

Слайд 58Написать мини-сочинение по теме:
«Основная мысль рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг

Геракла»

Задание на самоподготовку

Написать мини-сочинение по теме: «Основная мысль рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»Задание на самоподготовку

Слайд 59 Подведем итоги!


Подведем итоги!

Слайд 60Учебно-методическое обеспечение: Литература.
5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2

ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012.
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
uchportal.ru

Используемая литература

Учебно-методическое обеспечение: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть