Презентация, доклад к мастер-классу на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературыФормирование характера Петра Гринёва по I гл. повести А.С. Пушкина Капитанская дочка (8 кл.)

Содержание

Цель мастер-класса:На примере урока литературыпоказать работуразличных технологическихприёмов развития критическогомышления на стадияхурока «вызов», «осмысление» и «рефлексия»

Слайд 1Мастер-класс на тему:
Технология развития критического мышления на уроке литературы
«Формирование характера
Петра

Гринева»
по I гл. повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему:Технология развития критического мышления на уроке литературы«Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина

Слайд 2Цель мастер-класса:

На примере урока литературы
показать работу
различных технологических
приёмов развития критического
мышления на стадиях
урока

«вызов», «осмысление»
и «рефлексия»
Цель мастер-класса:На примере урока литературыпоказать работуразличных технологическихприёмов развития критическогомышления на стадияхурока «вызов», «осмысление» и «рефлексия»

Слайд 3 Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму

– последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии «вызова» стоит задача не только активизировать, заинтересовать и мотивировать учащихся на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу.
Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя

Слайд 4Стадия «Вызов»
Обращение к личному опыту
- Скажите, ребята, какими эпитетами можно

конкретизировать слово «характер»?
- Вы можете сказать, какой у вас характер?

Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер

Стадия «Вызов»Обращение к личному опыту - Скажите, ребята, какими эпитетами можно конкретизировать  слово «характер»?- Вы можете

Слайд 5 характер
отец
мать
друзья
окружение
Создание кластера
- Как вы считаете, кто и

что может повлиять на формирование характера человека?
- Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.
Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.

Стадия «Вызов»

характер  отецматьдрузьяокружениеСоздание кластера - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера

Слайд 6Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего

урока?

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Формирование характера главного героя

Высказывают свои варианты:
1.) прочитать 1 главу;
2.) осмыслить содержание;
3.) постараться рассмотреть, как формировался характер главного героя

Стадия «Вызов»

Создание проблемной ситуации- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?- Какие учебные задачи вы поставите

Слайд 7Эпиграфы
Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных

конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе.
- Как вы думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения.

Создание проблемной ситуации

Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения.
(о службе, о характере героя, об отце главного героя)

Эпиграфы Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их

Слайд 8Стадия «Осмысление»
На стадии «осмысления» идёт непосредственная работа с текстом. Приёмы

и методы, применяемые на данном этапе, позволяют сохранить активность учащихся.

Приём «Чтение с остановками»

В процессе работы над 1 главой повести на стадии «осмысления» было сделано 5 остановок. После каждой остановки анализировалась новая и непонятная учащимся информация после маркировки текста. А также звучали ответы на проблемные вопросы, например, после первой остановки были заданы вопросы:

- От чьего имени ведется повествование?
Кто такой Андрей Петрович Гринев?
- Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?

Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве.
Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.

Стадия «Осмысление» На стадии «осмысления» идёт непосредственная работа с текстом. Приёмы и методы, применяемые на данном этапе,

Слайд 9Вторая остановка
- Как вы можете охарактеризовать рассказчика?
 - В каких условиях воспитывался

Петруша?
-Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию?
- Что мы узнаем о семействе Гриневых?

Третья остановка

-Каковы представления Петра о военной службе?

- Каковы представления отца Петра Гринева о военной службе?

- Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал Петр?
 

Вторая остановка- Как вы можете охарактеризовать рассказчика? - В каких условиях воспитывался Петруша? -Почему крепостной дядька Савельич вызывает

Слайд 10Четвёртая остановка
- Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым

этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?

-Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина?

Пятая остановка

-Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события?

-Попробуйте передать чувства героя через определения.

- Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

Четвёртая остановка- Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?-Предположите,

Слайд 11Инсерт (маркировка текста)
В процессе самостоятельной работы с текстом учащиеся используют его

маркировку. Например:

«v» – «галочка» ставится на полях тогда, когда ученику знакомо то,
что он читает;
«-» - знак «минус» ставится в том случае, если прочитанное
противоречит тому, что он уже знал;
«+» - новая информация;
«?» – непонятная информация.

Стадия «Осмысление»

Инсерт (маркировка текста)В процессе самостоятельной работы с текстом учащиеся используют его маркировку. Например:«v» – «галочка» ставится на

Слайд 12«Двухчастный дневник»
Чистая страница делится пополам, проведя вертикальную линию. Хочу напомнить, что

в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.

Стадия «Осмысление»

«Двухчастный дневник»Чистая страница делится пополам, проведя вертикальную линию. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу

Слайд 13характер
отец
мать
друзья
окружение
Личный опыт, выводы из личного опыта
Стадия «Рефлексия»
На этой стадии информация анализируется,

творчески перерабатывается, происходит обобщение полученной информации.

Обобщение темы по кластеру, созданному в начале урока

характеротецматьдрузьяокружениеЛичный опыт, выводы из личного опытаСтадия «Рефлексия»На этой стадии информация анализируется, творчески перерабатывается, происходит обобщение полученной информации.

Слайд 14Стадия «Рефлексия»
Подведение итогов по двухчастному дневнику

-Какую цитату вы вписали в двухчастный

дневник?
Стадия «Рефлексия»Подведение итогов по двухчастному дневнику-Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?

Слайд 15Стадия «Рефлексия»
- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1

главе.
- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы.

Создание синквейна об одном из героев прочитанной главы

Савельич
Добрый, жертвенный
Заботится, поддерживает, порицает
Опора для Петруши
Друг

Те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?

Стадия «Рефлексия»- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. - В начале урока вы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть