Слайд 1
МБОУ «Школа №169»
Выполнила: Гребнева Анастасия Андреевна,
ученица
5 «б» класса
Руководитель: Мишина О.В.,
учитель русского языка и литературы
БАСНИ – «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА»
Слайд 2Актуальность исследования
Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и
желание избавиться от них. И басенный жанр ему в этом и друг, и помощник. С развитием технологий и улучшением уровня жизни человека мы приобрели ещё больше возможностей нарушать установленные правила.
Слайд 3Актуальность
Изучая, зная смысл афоризмов в баснях, человек
обогащает свою речь, делая её яркой, образной, выразительной.
Афоризмами мы не только украшаем нашу речь, мы доказываем, обосновываем своё мнение и опровергаем чужое.
Слайд 4Цель исследования:
на основе изучения жанровых особенностей басни, истории развития этого жанра
определить её положение в литературе и выдвинуть предположения о возможных причинах исчезновения жанра или перерождения в другую форму.
Слайд 5Что такое басня?
Басня – небольшое произведение,
написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и другие. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Слайд 8Первые басни
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н.э), считавшийся создателем
басни
Это был народный мудрец, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. Такой литературный приём назвали по имени “изобретателя” - эзоповым языком.
Слайд 9В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (6–8 до
н.э.).
«Насмешка чаще разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь».
В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. (I век до н.э). Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.
Федр выступал против гнёта правящих кругов, против лени богачей.
Слайд 10Лафонтен Жан де (1621-1695) – французский поэт, прославившийся, как баснописец
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа.
В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
Слайд 11ИСТОКИ РУССКОЙ БАСНИ
Антиох Кантемир
Василий Тредиаковский
Александр Сумароков
Слайд 12Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто
в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Слайд 13Басни Крылова и их мораль
«Зеркало и обезьяна»
«Чем кумушек считать трудится, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли у тебя самого.
Кума (устар.,разг.) – приятельница, обращение к представительнице женского пола.
Слайд 14«Волк и ягнёнок»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить
питьё моё с песком и илом?
За дерзость я голову с тебя сорву.»
У сильного всегда бессильный виноват!
Слайд 15«Кукушка и петух»
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха
За то,
что хвалит он
Кукушку.»
Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.
Слайд 16Викторина «Узнайте басню по крылатым выражениям»
« Уж сколько раз твердили миру,
Что
лесть гнусна, вредна.»
« А жаль, что не знаком
Ты с нашим Петухом.»
«Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье.»
Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай!
«Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки.»
Слайд 17Результаты проведения викторины
В викторине «Узнайте басню по
крылатым выражениям» приняли участие все ученики, присутствующие в классе – 30 человек.
20 человек правильно сопоставили крылатые выражения из басен с названиями басен И.А Крылова
Не верно ответили 4 человека в классе, забыв название басни
6 человек в классе вспомнили и назвали крылатые выражения из других басен
По результатам викторины ребята показали очень хорошие знания басен Крылова.
Слайд 18Почему басня жива сейчас?
Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства,
которые она отображает.
Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.
Слайд 19Почему басня жива сейчас?
Вторая причина «долгожительства» басен - меткий, точный и
яркий язык поэтов. Вот почему большинство басен запоминаются безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни.
Слайд 20ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ БАСНИ
Сергей
Михалков
Римма
Алдонина
Николай Самойлов
Слайд 21«Басня – книга мудрости самого народа»
Н.В. Гоголь