Слайд 1Презентация
История любви в романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений
следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.
Слайд 8Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей.
Испытание этим
чувством раскрывает
особенности личности каждого из них.
Слайд 10Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в
центр повествования,
а истории его
взаимоотношений
с Анной Сергеевной
отводится значительное место.
Слайд 13
Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети», — нигилист,
не признающий ничего, а уж тем более любви, все-таки узнал это чувство. Объектом его любви стала Анна Одинцова.
Слайд 15Впервые, когда Базаров увидел Анну на балу у губернатора, она произвела
на него впечатление. «Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа».
Слайд 17
На Базарова Анна произвела впечатление замороженной герцогини, «владетельной особы». Не
остается незамеченной и ее внешность. «Экое богатое тело! - сказал Базаров по дороге. - Хоть сейчас в анатомический театр». В следующий визит Евгений характеризует ее как «тертый калач», «бабу с мозгом». Ей же он понравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений».
Слайд 19Базарова привлекает красота Одинцовой, но он отрицает ум у красивых женщин,
думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды».
Слайд 20В Базарове происходит перемена, он видит, как рушатся его убеждения, ищет
в Анне ответное чувство.
Слайд 21Потеря любимой становится для Базарова ударом. Анна расстается с ним, потому
что считает, что они не нуждаются друг в друге и в них слишком много однородного.
Слайд 22Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия
в натуре Евгения. Возможно, в какой - то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства.
Слайд 23Базаров забывается в работе, но ему суждена еще одна встреча с любимой.
Евгений препарируя мужика, порезался, в ранку попал трупный яд. Одинцова приехала к нему с доктором, но только для того, чтобы отдать последний долг умирающему. Евгений ожидал слов любви, но Анна «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом».
Слайд 24Базаров умирает на руках любимой, отвергнутый ею: «Ну, спасибо. Это по
- царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Он жалеет на смертном одре, что не поцеловал тогда Анну, и она целует его в лоб.
Слайд 25
Для Базарова любовь явилась испытанием его жизненных ценностей, и он выдержал
его с честью, не поступившись убеждениями. Но свою любовь к Анне он тоже сохранил в своем сердце на всю жизнь.
Слайд 27Для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь
не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его.
Слайд 28И. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта
мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.
Слайд 29Однако любовь в судьбе разночинцев - демократов редко играла роковую роль,
как, например, в жизни Павла Петровича.
Слайд 30То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев
в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.
Слайд 31Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической
чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность".
Слайд 32Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен
И. Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше.
Слайд 33Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится
роковой.
Слайд 35Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем.
Это красавица, аристократка.
Слайд 36
Анне двадцать девятый год, «характер у нее был свободный и довольно
решительный». Она дочь афериста - игрока и обедневшей княгини, получила блестящее воспитание, вышла замуж по расчету за влюбленного в нее пожилого мужчину, который умер через шесть лет и оставил ей состояние. Сейчас это самостоятельная, властная, независимая и умная женщина.
Слайд 38Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина,
которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение.
Слайд 39И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью,
демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством: “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”.
Слайд 41Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.
Слайд 43Можно сказать, что благодаря ей, в душе Евгения Базарова произошел перелом.
Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.
Слайд 45В Базарове с момента объяснения в любви живут два человека. Первый
и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства.
Слайд 47
Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его
поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею.
Слайд 49Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и
таинственность летней ночи, “...сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелила ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу... Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...”
Слайд 51“Любовь” и “романтизм”, над которыми Базаров так едко смеялся, входят в
его душу. Евгений прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след.
Слайд 52 Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем
высоком предназначении, о трагическом одиночестве,
о России.
Исповедальные слова!
Такие произносят только
перед священником
или самым близким человеком...
Смерть Базарова свидетельствует о его незаурядности.
Слайд 54“Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий
подвиг...” (Д. Писарев).
Слайд 55Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что
бороться с собой – безнадежное дело!
Слайд 57Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне
Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи.
Слайд 58
И Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже
робость в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова — это не только физическая страсть, это любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Слайд 60В конце произведения Базаров уже не тот человек, что был в
начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук.
Слайд 61И заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится
неосторожным. Однако Базаров все - таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.
Слайд 62Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел,
пусть на
недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы, как Одинцова.
Слайд 63И все же сила и глубина чувств Базарова не пропадают бесследно.
Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова И. Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной...”
Слайд 65В финале романа И. Тургенев рисует могилу героя и “двух уже
дряхлых старичков”, которые приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не
об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной”
Слайд 68История Любви
Павла Петровича и княгини Р.
В 27 лет, Павел Петрович
Кирсанов страстно влюбляется в княгиню Р. Имя княгини - Нелли.
Слайд 69
В это время княгиня Р. состоит замужем, но не имеет детей.
В обществе ее считают странной и эксцентричной особой:
"...На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей..."
Слайд 71
С виду она кажется легкомысленной и веселой дамой. Но по ночам
она беспокойно плачет и страдает от душевных мук:
"...Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь».
Слайд 72 « Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого
рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над Псалтырем».
Слайд 73«День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала,
смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение..."
Слайд 74Павел Петрович Кирсанов знакомится с княгиней Р. на одном из балов
в Петербурге и влюбляется в нее: "...Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его..."
Слайд 75В княгине Р. таится какая - то загадка, которая манит Павла
Петровича Кирсанова. Он крепко привязывается к этой женщине: "...он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой, даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели..."
Слайд 77Княгиня Р. не отличается большим умом: "...ее небольшой ум не мог
сладить с их прихотью..." Но она покоряет Кирсанова своим обаянием: "...Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу..."
Слайд 78
Княгиня Р. ведет себя непредсказуемо и нелогично. Кажется, что любовь не
приносит ей радости: "...Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью: она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением..."
Слайд 80У княгини Р. случаются приступы печали, и тогда она запирается в
комнате и рыдает: "...Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания..."
Слайд 82
Павел Петрович страдает от этих причуд княгини Р., но продолжает любить
ее: "...Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» – спрашивал он себя, а сердце все ныло..." "...прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно..."
Слайд 84В конце концов княгиня Р. охладевает к Кирсанову, из-за чего он
чуть не сходит с ума. Княгиня уезжает за границу, чтобы сбежать от его преследований: "...Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу..."
Слайд 86
Павел Кирсанов бросает службу и блестящую карьеру и уезжает за границу
вслед за княгиней Р.: "...Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало..."
Слайд 88
Их отношения возрождаются на какое-то время, но в конце концов заканчиваются
разрывом: "...В Бадене он как-то опять сошелся с нею по прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна... Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова..."
Слайд 90
После разрыва с княгиней Р. Кирсанов возвращается в Петербург, но его
жизнь теряет смысл. 10 лет его жизни проходят бесплодно и бесцветно: "...Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею <...> О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро..."
Слайд 92Однажды Кирсанов узнает, что княгиня Р. умерла. Эта новость потрясает его:
"...Однажды за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству. Он встал из за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь, как вкопанный, близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест – вот разгадка..."
Слайд 94После смерти княгини Кирсанов пытается не думать о ней: "...Павел Петрович
потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней..."
Слайд 95Со смертью княгини Р. Кирсанов как будто теряет свое прошлое, настоящее
и будущее: "...потеряв свое прошедшее, он все потерял..."
Слайд 96
С годами Павел Петрович не забывает о княгине Р. Во время
болезни в бреду он признается брату Николаю Кирсанову, что Фенечка похожа на его любимую княгиню Р.: "...А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли? <...> С княгинею Р… Особенно в верхней части лица. C’est de la meme famille*..." (*в переводе с франц. - в том же роде ) "...Николай Петрович... сам про себя подивился живучести старых чувств в человеке..."
Слайд 98Павел Петрович Кирсанов чувствует себя несчастным в глубине души. Любовь к
княгине Р. навсегда оставила свой след в его сердце и жизни.
Слайд 99Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова
Слайд 100Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на
противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве.
Слайд 101Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи.
И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.
Слайд 102Базаров и Павел Петрович раньше были "охотниками до женщин", однако
вдруг изменились, полюбив.
Слайд 103Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в
отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его.
Слайд 104 Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься
толку", однако не смог не думать о ней.
Слайд 106И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение.
Она становится для них настоящей мукой.
Слайд 108
Павел Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но
и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь.
Слайд 110Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только
смерть.
Слайд 112Любовь и Базарова, и Павла Кирсанова оказывается связанной со смертью.
Слайд 113Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она
скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца.
Слайд 114
Таким образом, и в жизни Павла Кирсанова , и в жизни
нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль.
Полюбив Анну Сергеевну,
Базаров тоже умирает.
Не так, как Павел Петрович, а физически.
Слайд 118Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и
дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора.
Слайд 120
Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение,
когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.
Слайд 123Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и
трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась.
Слайд 124Николай Петрович Кирсанов – это довольно - таки трагичная личность. После
смерти жены, ему было крайне тяжело.
Слайд 125Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде
чем его сердце смогло вместить новую любовь.
Слайд 129И ту любовь, нежность и красоту, которых ему так не хватало
по жизни, он нашел в молодой Фенечке.
Слайд 132Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю
Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына.
Слайд 135Фенечка - дочь бывшей экономки Николая Петровича - смогла наполнить дом
радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.
Слайд 139Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына
Николая Петровича и Кати.
Слайд 140
Что же касается отношений Аркадия с Катей, то их любовь
меняет героя, и его жизнь становится гораздо лучше. Ведь именно с Катей Аркадий может стать таким, какой он есть, и перестать претворятся, как это было в дружбе с Базаровым.
Слайд 142Судьба Аркадия типична. В отношении Аркадия перед его глазами был пример
глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова.
Слайд 143 Но в суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова.
Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места.
Слайд 144Однако Аркадий возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и
женщиной.
Слайд 145Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать
потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя.
Слайд 147В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре
сына Николая Петровича.
Слайд 149Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны
родился сын Коля. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу
семейных и хозяйственных забот.
Слайд 151Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить
эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.
Слайд 154Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева.
Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства.
Слайд 156
Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания
любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" – одна из ключевых в этом произведении.