Слайд 1КРЕСТИКИ-НОЛИКИ
Интерактивный тренинг по роману И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
Скурихина Н.В., учитель русского языка
и литературы высшей категории
МАОУ «СОШ с УИОП№3»
г.Березники
Слайд 2Цели:
1. Создать образовательное пространство для проведения тренинга;
2. Формировать осознанное усвоение базовых
компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
3. Исследовать интерактивность литературного произведения в формате творческой и интерпретационной деятельности учащихся.
Слайд 3ЦЕЛИ:
проверка знаний текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», закрепление умений работы
с текстом. Форма урока – игра-викторина (заключительный урок).
В ходе подготовки к уроку учащимся предложено поработать с текстом романа «Отцы и дети» по методу «Внимательный читатель».
Форма игры может быть разной: командная (оптимальное количество команд от 2 до 4)
Слайд 5ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Х Когда был опубликован роман?
в 1862 г.
О Когда
начинаются события в романе?
20 мая 1859 г.
Х Где был напечатан впервые роман?
Журнал «Русский вестник»
О Кому был посвящён роман?
В.Г.Белинскому.
Слайд 6ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Х Что писал Тургенев? Закончите фразу: «Вся моя повесть
направлена против … как передового класса»
Дворянства
О Что представляет собой 28 глава с точки зрения композиции романа
эпилог
Слайд 7К барьеру, капитан
СОСТАВЬТЕ СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ
Слайд 8Литературный марафон
Узнайте героя романа
Слайд 9Литературный марафон
Узнайте героя романа
Х Она поразила его достоинством своей осанки.
Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица
А.С.Одинцова
О На вид … было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза
П.П. Кирсанов
Слайд 10Литературный марафон
Узнайте героя романа
Х «Это была молодая женщина лет двадцати трёх,
вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками»
ФЕНЕЧКА
О «Она была удивительно сложена; её коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд»
Княгиня Р
Слайд 11Литературный марафон
Узнайте героя романа
Х «Потёртый и проворный старичок, с выцветшими жёлтыми
волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съёженных глазах, в коротенькой чуйке из толстого серо-синеватого сукна, подпоясанный ременным обрывочком и в дегтярных сапогах»
Василий Иванович Базаров
О «Вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая, смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами»
Катя
Слайд 12 Х Кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой
кофточке» «…Была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…» «на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке.»
Базарова Арина Власьевна
О «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко»
Евдоксия Никитична Кукшина
Литературный марафон
Узнайте героя романа
Слайд 13КТО БОЛЬШЕ?
Составьте как можно больше слов со словом
КОНФЛИКТ
Слайд 14ИСПРАВЬ ОШИБКУ
орфографические – 3; пунктуационная – 1;
фактические -3
Пол-часа спустя Павел Петрович
отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли весёлые думы. Впервые он ясно осознал своё разъеденение с сыном. Стало быть, напрасно он зимою, в Москве, просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разгаворам молодых людей.
Слайд 15ИСПРАВЬ ОШИБКУ
орфографические – 3; пунктуационная – 1;
фактические -3
Полчаса спустя НИКОЛАЙПетрович отправился
в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно осознал своё разъединение с сыном. Стало быть, напрасно он зимою В ПЕТЕРБУРГЕ просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей.
Слайд 16ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Если верить Тургеневу, в этом месяце поженились Николай Петрович
и Фенечка
НОЯБРЬ
Читая роман, мы узнаём, что именно он не относится к «детям»
АРКАДИЙ КИРСАНОВ
Слайд 17ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Какая композиция в романе
И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
кольцевая
Вспомните,
как назывались имения
Кирсановых, Одинцовой, Базаровых.
Марьино, Никольское, небольшое имение
Слайд 18ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Именно так ласково называла Евгения Базарова его мать
ЕНЮША
Именно так Базаров
объяснял физиологию человека дворовым мальчишкам
«МЫ С ТОБОЙ ТЕ ЖЕ ЛЯГУШКИ»
Слайд 19ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Что привлекало Базарова в Одинцовой ?
Её независимый характер
Когда «Базаров с
тайным
удивлением заметил, что «он как будто сконфузился»?
Когда впервые увидел Одинцову
Слайд 20ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Критическая статья Д.И.Писарева на роман Тургенева «Отцы и дети» называлась
называлась коротко и ясно, а именно…
«БАЗАРОВ»
Сколько дуэлей в романе?
ТРИ ДУЭЛИ
Слайд 21ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Что читает
Василий Иванович Базаров?
Сочинения Горация
Слайд 22ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
«Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да
ведь надобно же и ……»
СТРОИТЬ
« Всякий человек сам себя …… должен»
ВОСПИТЫВАТЬ
Слайд 23ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
Природа не храм, а …… , и человек в ней
работник»
МАСТЕРСКАЯ
«Порядочный …… в двадцать раз полезнее всякого поэта»
ХИМИК
. « Всякий человек сам себя …… должен»
Слайд 24ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
«Исправьте ……, и болезней не будет»
ОБЩЕСТВО
«По-моему, …… гроша медного не
стоит, да и они не лучше его»
РАФАЭЛЬ
«Человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как из гряды..."
РЕДЬКУ
Слайд 25ДАЛЬШЕ… ДАЛЬШЕ…ДАЛЬШЕ…
«...Не может женщина не … !»
ХИТРИТЬ
«Старая шутка смерть, а
каждому …»
ВНОВЕ
Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе … мнения...»
ПРЕСКВЕРНОГО
Слайд 26ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
ВЫ можете задавать вопросы,
на которые можно ответить «да» или «нет»
КРАСНАЯ ЛЕНТА
Слайд 27ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
Отрывок из 8 главы
Павел
Петрович оглянулся кругом. Небольшая низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены ещё покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом. В противоположном углу горела лампадка перед большим тёмным образом Николая – чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого… ; на окнах банки с прошлогодним вареньем…; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: «крыжовник». Николай Петрович любил особенно это варенье.
Слайд 28ВОПРОС - ОТВЕТ
Почему Базаров «… не сразу подал красную обнажённую
руку…» Н.П.Кирсанову?
С какой целью Тургенев вводит в произведение пейзаж?
Слайд 29ЭРУДИТ
1. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для
характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
а) серебряная пепельница в форме лаптя
б) томик стихов А. С. Пушкина
в) клетчатый балахон с кистями
г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом
А) Василий Иванович Базаров
Б) Павел Петрович Кирсанов
В) Николай Петрович Кирсанов
Г) Евгений Базаров
2. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?
а) введены для развития сюжета
б) с их помощью проверяются личностные качества героя
в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки
г) они противопоставлены главному герою
3. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?
Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...
а) эстетическую
б) социальную
в) философскую
г) психологическую
Слайд 30ЭРУДИТ
4.Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой
подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».
Это
а) Евгений Базаров г) Пётр
б) Павел Кирсанов д) Ситников
в) Прокофьич
5.И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
а) романтический б) социальный
в)психологический г) философский
ключ: 1. а-б, б-в, в-г, г-а; 2-б; 3-б;
4-б; 5-г;
Слайд 31источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 32http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка
http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница
http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
открытая книга с пером
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
свитки
Интернет – ресурсы:
Слайд 33Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/citaty-roman-otcy-i-deti-turgenev.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы