Слайд 1Презентация
Имажинизм – литературное направление в русской поэзии
ХХ века
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 8Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное направление в русской поэзии ХХ века ,
представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Слайд 10Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы
двух образов — прямого и переносного.
Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
Слайд 13На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Слайд 14
По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажинизму — англоязычной поэтической
школе ( Томас Эрнест Хьюм, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы».
Слайд 17
Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год, когда в Москве
был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Слайд 22Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича
и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе.
Слайд 27Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а
10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию
которой входил Есенин),
кроме них подписали
поэт Рюрик Ивнев и
художники Борис Эрдман
и Георгий Якулов.
Слайд 3129 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов.
К имажинизму также примкнули поэты
Иван Грузинов,
Матвей Ройзман,
Александр Кусиков,
Николай Эрдман,
Лев Моносзон.
Слайд 34В 1919 - 1925 годы имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в
Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал « Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера).
Слайд 38Были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил
А. Кусиков).
Слайд 41 В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда
им.
А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности.
Слайд 44В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в
Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов».
Слайд 46Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения Анатолий
Луначарский.
20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации»
был избран Есенин.
Слайд 49Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в
в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде - Ленинграде.
Слайд 51О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 году
в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семёном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Владимиром Королевичем.
Слайд 54Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван
Афанасьев - Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.
Слайд 55 Некоторые из поэтов - имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи
Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова).
Слайд 58Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование»
московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
Слайд 60Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков,
в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка.
Слайд 63Имажинизм подвергся критике в советской печати.
Есенина нашли
мертвым в
гостинице
« Англетер»,
Николай Эрдман
был репрессирован.
Слайд 66Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было
объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов».
Взаимоотношения и акции имажинистов
были затем подробно
описаны
в воспоминаниях
Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.
Слайд 68К последователям имажинизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная
также как переводчица и мемуарист
(мать Александра
Есенина - Вольпина,
математика и диссидента),
Галина Владычина и др.
Слайд 73В 1933 - 1995 годах в Москве существовала развивавшая поэзию образов группа
мелоимажинистов, в которую входили Людмила Варугина,
Анатолий Кудрявицкий,
Сергей Нещеретов
и
Ира Новицкая.
Слайд 76Основные
имажинистские издания
1918г. — Альманах поэтов «Явь»
1920г. — Сборник «Харчевня зорь»
1920г.
— Сборник «Плавильня слов»
1920г. — Сборник «Конница бурь»
1920 г. — Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
1920г. — Анатолий Мариенгоф. «Буян-остров»
1920г. — Сергей Есенин «Ключи Марии»
1921г. — В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
1921 г. — Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
1921г. — Иван Грузинов. «Имажинизма основное»
Слайд 77Основные
имажинистские издания
1921г. — А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин — Мариенгоф»
1921г. — Рюрик Ивнев.
«Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
1922 г. — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
1923 г. — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
1924г. — Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
1925г. — Сборник «Имажинисты»