Слайд 1(3 апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом) —
русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Никола́й Степа́нович Гумилёв
Слайд 2Детство и юность
Родился в дворянской семье.
Своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару
будущий поэт написал в шесть лет.
В Царско-сельскую гимназию он поступил осенью 1894 года, однако, проучившись лишь несколько месяцев, из-за болезни перешёл на домашнее обучение.
Осенью 1895 года Гумилёвы переехали из Царского Села в Петербург, и в следующем году Николай Гумилёв стал учиться в гимназии Гуревича. В 1900 году Гумилёвы уехали на Кавказ, в Тифлис. В связи с переездом, Николай поступил второй раз в IV класс, во 2-ю Тифлисскую гимназию, но через полгода, 5 января 1901 года, был переведён в 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…».
В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село и Николай Гумилёв в 1903 году вновь поступил в Царско-сельскую. За год до окончания гимназии на средства родителей была издана первая книга его стихов «Путь конквистадоров». Этот сборник удостоил своей отдельной рецензией Брюсов, один из авторитетнейших поэтов того времени. Рецензия не была хвалебной. После этого между Брюсовым и Гумилёвым завязывается переписка. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах (самый известный из них — «Скрипка»).
После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну.
Слайд 4За границей
С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции
по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись — и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус». В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта.
В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко(Ахматовой). В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж.
Есть версия, что именно тогда Гумилёв впервые побывал в Африке, об этом также свидетельствует стихотворение «Эзбекие», написанное в 1917 году.
В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы».
На деньги, полученные за сборник, а также на скопленные средства родителей, он отправляется во второе путешествие. Прибыл в Стамбул. После Турции Гумилёв посетил Грецию, затем отправился в Египет, где и посетил Эзбикие. Затем вновь прибыл в Петербург.
Слайд 6Между поездками
Три года между экспедициями были очень насыщенными в жизни поэта.
В
1909 году печатает свои знаменитые «Письма о русской поэзии».
В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», в который как одна из частей были включены «Романтические цветы». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва.
25 апреля 1910 года, после трёх лет колебаний, он наконец обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой).
В 1911 году при активнейшем участии Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Елизавета Кузьмина-Караваева (будущая «Мать Мария»), Зенкевич и др. В это время символизм переживал кризис, который молодые поэты стремились преодолеть. Поэзию они провозгласили ремеслом, а всех поэтов разделили на мастеров и подмастерьев.
В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения — акмеизма. Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Появление нового течения вызвало бурную реакцию, по большей части негативную. В том же году акмеисты открывают собственное издательство «Гиперборей» и одноимённый журнал.
В этом же году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, были напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки».
1 октября того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.
Слайд 8Первая Мировая война
Начало 1914 года было тяжёлым для поэта: перестал существовать
цех, возникли сложности в отношениях с Ахматовой, наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки.
После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 года Гумилёв записался добровольцем в армию.
В 1915 году, с апреля по июнь, хотя активных боевых действий не велось, Гумилёв почти ежедневно участвовал в разведывательных разъездах.
В 1915 году Николай Гумилёв воевал на Западной Украине (Волынь). Здесь он прошёл самые тяжкие военные испытания, получил 2-й Георгиевский крест, которым очень гордился.
6 июля в ходе атаки противника, Гумилев отличился и за это Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 декабря 1915 года № 1486 он награждён знаком отличия военного ордена Георгиевского креста 3-й степени.
В сентябре поэт героем вернулся в Россию, и вёл активную литературную деятельность.
В 1916 году вышел сборник стихов «Колчан», в который вошли стихи на военную тему.
В Париже поэт влюбился в Елену Кароловну дю Буше, дочь известного хирурга. Посвятил ей стихотворный сборник «К Синей звезде
В 1918 году поэт отбывает в Россию.
Слайд 9В Советской России
В 1918 году был издан сборник «Костёр», а также
африканская поэма «Мик».
5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой.
В 1919 году женился на Анне Николаевне Энгельгардт.
В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов, туда вошёл и Гумилёв.
В 1921 году Гумилёв опубликовал два сборника стихов. Первый — «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке. «Шатёр» должен был стать первой частью грандиозного «учебника географии в стихах». В нём Гумилёв планировал описать в рифму всю обитаемую сушу. Второй сборник — «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели». Многие считают, что «Огненный столп» — вершинный сборник поэта.
С весны 1921 года Гумилёв руководил студией «Звучащая раковина», где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами, читал лекции о поэтике.
Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях.
3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Вскоре поэт был расстрелян.
Слайд 10Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, также
присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.
Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».
Творчество
Слайд 11Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени
обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Стихотворение «Жираф»
Слайд 13Анализ стихотворения «Жираф»
Стихотворение «Жираф» было опубликовано в 1908 году в сборнике
«Романтические цветы» и надолго стало визитной карточкой Николая Гумилёва в литературе. Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи — всё это он вложил в стихотворение. Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не хочет верить, автор на самом деле ведёт диалог с читателем.
В стихотворении поэт сравнивает два пространства: далёкое и совсем близкое. Про то пространство, которое «здесь», он почти ничего не говорит. Здесь лишь «тяжёлый туман», дождь, грусть да слёзы, в этом мире нет красок — он бесцветен, и потому кажется, что рай на Земле невозможен. Но поэт хочет доказать любимой женщине, что «далёко, на озере Чад» — всё по-другому. Там мир полон радости, он переливается и сияет всеми красками, словно драгоценный алмаз. И там «изысканный бродит жираф ».
Для описания этого удивительного существа автор нашёл необыкновенные слова: Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор… Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Поэтический образ жирафа можно назвать аллегорией. Это дивная грёза — воплощение красоты Африки, о которой мечтает поэт. Лирический герой сближен с автором. Он предстаёт в стихотворении оптимистом, романтиком и мечтателем.
Слайд 14У стихотворения кольцевая композиция, и в начале, и в конце —
одни и те же слова: Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Поэтическое обрамление стихотворения создаёт такое впечатление, будто лирический герой готов вновь и вновь без устали повторять свой рассказ о рае на Земле, чтобы заставить любимую женщину (и нас, читателей) взглянуть на мир по-иному. Мелодия стихотворения спокойна и грациозна — сродни образу жирафа. Звуки, протяжные и мелодичные, дополняют сказочное описание волшебного края.
Для передачи настроения поэт использует красочные эпитеты (изысканный жираф; немыслимые травы; мраморный грот; таинственные страны), необычные сравнения (подобен цветным парусам корабля; бег его плавен, как радостный птичий по лёт), метафоры (вдыхала тяжёлый туман). Как все поэты-акмеисты, Николай Гумилёв использует не конкретные цвета, а предметы — он даёт возможность читателю самому представить тот или иной цвет или оттенок. Жираф «подобен цветным парусам корабля», наверное, шкура его — ярко-оранжевая с красно-коричневыми пятнами, что эффектно контрастирует с синей водой. В этом пространстве воздух свежий и чистый, с запахом «немыслимых трав». Не так уж и далёк этот экзотический африканский континент, если читатель умеет мечтать, если он не желает жить в сером, скучном мире обыденности. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-другому и осознать, что он огромен и прекрасен. Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, в котором строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).