Слайд 1Презентация
Футуризм — одно из течений авангардизма
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6
Футуризм (от лат. futurum — будущее) —
общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х
гг. XX в. в Италии и России.
Слайд 9
В отличие от акмеизма , футуризм как течение в отечественной поэзии возник не в России.
Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано.
Слайд 13
Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма
стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
Слайд 19Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов,
традиций. Футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью.
Слайд 22Футуризм претендовал на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического
отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Слайд 23Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно
плевать на алтарь искусства».
Слайд 24Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным
процессом XX века.
Слайд 25Для футуристов характерно
преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией;
возвеличивание
себя и презрение к слабому;
утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Слайд 27Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических
связей.
Слайд 29Слова свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные
арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д.
Слова превращались в визуальные знаки.
Слайд 33Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов
новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».
«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем … не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Слайд 36Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву.
Именно эта
составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы.
Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.
Слайд 39Русский футуризм - одно из направлений русского авангарда.
Слайд 42Основные черты
- бунтарство, анархичность мировоззрения,
выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка
создать искусство, устремлённое в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи,
экспериментаторство в области ритмики, рифмы,
ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощённого «самовитого» слова,
эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
Слайд 45Родоначальниками русского футуризма
считаются «будетляне»,
члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников,
Кручёных Алексей Елисеевич,
Маяковский Владимир Владимирович и
Бурлюк, Давид Давидович),
в декабре 1912 года выпустившие манифест
«Пощёчина общественному вкусу».
Слайд 51Манифест призывал «бросить Александра Сергеевича
Пушкина, Фёдора Михайловича Достоевского,
Льва Николаевича Толстого и проч., и проч.,
с парохода современности» и формулировал
4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в е г о объёме
произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них
языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных
веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и
Негодования».
Слайд 59Союз «Гилея» была самым влиятельным, но не
единственным объединением футуристов:
существовали также эгофутуристы
во главе с Игорем Северянином
(Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Члены «Гилеи»
придерживались доктрины кубофутуризма;
в его рамках появилась заумная
поэзия, изобретённая
Хлебниковым и Кручёных.
Слайд 62В конце 1920 – х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.
Слайд 65К поэтам - кубофутуристам относились
Велимир Хлебников, Елена Гуро,
Давид и Николай Бурлюки,
Василий Каменский,
Владимир Маяковский , Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Слайд 74Помимо общего футуристического письма для
эгофутуризма характерно культивирование
рафинированности ощущений, использование новых иноязычных
слов, показное себялюбие.
Слайд 76Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали
Георгий Иванов, Рюрик Ивнев,
Вадим Шершеневич, и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск
Гнедов.
Слайд 80Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими
эгофутуристами.
В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев
(М. Ковалёв), Л. Зак (псевдонимы — Хрисанф и М.Россиянский), Сергей Третьяков,
Константин Большаков,
Борис Лавренев и целый ряд других
молодых поэтов.
Слайд 84Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её
участником являлся Вадим Шершеневич.
Слайд 85 «Мезонин поэзии» считался в
литературных кругах умеренным
крылом футуризма.
Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой
«Мезонин поэзии» вышло три альманаха:
«Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.
Слайд 90Московская футуристическая группа,
образовавшаяся в январе 1914 года из левого
крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».
Слайд 92Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис пастернак.
Слайд 95
Основной особенностью в теории и художественной практике
участников группы было то, что
при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового
перемещался на
интонационно – ритмические и синтаксические структуры.
Слайд 98
В их творчестве органично
соединялось футуристическое
экспериментаторство и опоры на традиции.
Книги под маркой «Центрифуга»
продолжали выходить
до 1922 года.
Слайд 101Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение
публики.
«Но в рассуждениях об этих художественных революционерах,- как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым,- часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз».
Слайд 103
Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» — то есть умения не только создавать талантливые
произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.
Слайд 105Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот
в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества.