Слайд 1Тема урока: Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание». «Петербург Достоевского.»
Слайд 2- Как вы думаете, что надо знать на этом уроке?
-
С помощью каких приемов он это делает?
- Чтобы это узнать, что будем делать на этом уроке?
Слайд 3Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 4 Задачи:
- познакомиться с
изображением Петербурга в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Слайд 5…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех
концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Слайд 11- У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?
-
Какой там Петербург?
- Какой этот город в вашем представлении?
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Слайд 12Итак, в классе 4 группы.
1- описание пейзажей.
2-описание сцен уличной
жизни
3-описание интерьеров
4-портреты
Слайд 131-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1;
часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)
2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)
3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 глава 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 глава2 и часть2 глава 7 часть 4 глава 4 – комната Сони.)
4 группа: найдите портреты в произведении.
( Мармеладов - часть 1: глава 2, Старуха – процентщица – часть 1: глава 1, Катерина Ивановна – часть 1: глава 2.)
Слайд 19– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?
– Каково ваше
ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой?
Слайд 20– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа?
Найдите их описание
комната Родиона Раскольникова,
комната Мармеладовых,
комната старухи-процентщицы,
комната Сони Мармеладовой,
номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов,
двор дома Раскольникова.
Слайд 21- Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как
лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание.
Лестница к «каморке» Раскольникова,
лестница в доме старухи-процентщицы,
лестница в полицейской конторе,
с лестницы перед комнатой Мармеладовых
Слайд 22- Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»?
- Каковы приметы городского пейзажа Достоевского?
- Какой цвет преобладает в описываемых картинах города?
Слайд 23- А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что
роднит его с окружающими?
- Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе?
– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу ?
- Какой вывод можно сделать? Для чего мы прошлись по улицам Петербурга? Зачем заглянули в мрачные углы, в которых проживают герои романа?
Слайд 24Вывод:
Всё вместе пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» -
создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Слайд 25
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в
начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
Слайд 26Правила составления синквейна
1 строка – одно существительное (тема)
2 строка – два
прилагательных (определения к теме)
3 строка – три глагола (по поводу темы)
4 строка – фраза из четырёх слов
(отношение к теме)
5 строка – одно слово (ассоциация к теме)
Слайд 27Синквейн
Петербург
Грязный, серый
Угнетает, ожесточает, давит
Картины нищеты и безнадежности
Безысходность
Слайд 28
-Теперь подведем итог урока.
Какие задачи ставили?
Достигли?
Слайд 29 - Домашнее задание:
написать
мини- сочинение
«Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»
- Составить план характеристики Раскольникова.