Презентация, доклад Эпитет как средство художественной выразительности.

Содержание

Эпитет

Слайд 1Презентация Эпитет как средство художественной выразительности

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Эпитет как средство  художественной выразительности

Слайд 2Эпитет

Эпитет

Слайд 4Эпи́тет 
(от др. - греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Эпи́тет (от др. - греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Слайд 6Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно

к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются

Слайд 8Эпитет - образное, художественное определение.

Эпитет - образное, художественное определение.

Слайд 10Эпитет - одна из разновидностей тропов, художественных средств речи.

Эпитет - одна из разновидностей тропов, художественных средств речи.

Слайд 12Название эпитет происходит от греческого слова έπίθετος - «приложенный».

Название эпитет происходит от греческого слова έπίθετος - «приложенный».

Слайд 14Название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не

эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.
Название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё»,

Слайд 17Чем эпитет отличается
от описания и метафоры

Чем эпитет отличается от описания и метафоры

Слайд 18 Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и

образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект.
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или

Слайд 20Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой

старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.
Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» - это описательное

Слайд 22Задача эпитета - создать яркий образ.

Задача эпитета - создать яркий образ.

Слайд 24Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные - «белоснежная зима».

Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные - «белоснежная зима».

Слайд 26Эпитетом может быть
- наречие («горячо спорить»),
- существительное -

«собака Калин-царь»,
- числительное - «первый ученик»,
- причастие,
- деепричастие - «когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».

Эпитетом может быть - наречие («горячо спорить»), - существительное - «собака Калин-царь», - числительное - «первый ученик»,

Слайд 32Надо отличать эпитет от метафоры.
Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного

предмета на другой.
Надо отличать эпитет от метафоры. Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой.

Слайд 34Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью

метафоры. 

Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры. 

Слайд 36
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты,

чтобы раскрыть эту метафору:
Парадом развернувмоих
страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:Парадом развернувмоих страниц

Слайд 39Виды эпитетов

Виды эпитетов

Слайд 41В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

Слайд 43Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Слайд 45Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:

Oбщeязыkoвыe эпитeты бывaют:

Слайд 46Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
кomпapaтивные эпитеты.

Их пpимeняют, чтoбы cpaвнить и yпoдoбить oдин

oбъeкт к дpyгoмy –
coбaчий лaй,
мeдвeжий взгляд,
кoшaчьe мypлыкaньe.


Oбщeязыkoвыe эпитeты бывaют:кomпapaтивные эпитеты. Их пpимeняют, чтoбы cpaвнить и yпoдoбить oдин oбъeкт к дpyгoмy – coбaчий лaй,

Слайд 48Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
aнтpoпomopфичeckие эпитеты .

В ocнoвe лeжит пepeнoc чeлoвeчecких cвoйcтв

и пpизнaкoв пpeдmeтoв нa явлeниe пpиpoды -
нeжный вeтepoк,
yлыбчивoe coлнцe,
yнылaя бepёзкa.


Oбщeязыkoвыe эпитeты бывaют:aнтpoпomopфичeckие эпитеты . В ocнoвe лeжит пepeнoc чeлoвeчecких cвoйcтв и пpизнaкoв пpeдmeтoв нa явлeниe пpиpoды

Слайд 50Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
ycилитeльнo – тaвтoлoгичecкие эпитеты.
Пoвтopяют и ycиливaют пpизнaки oбъeктa

-
мягкaя вaтa,
бeззвyчнo в тишинe,
cepьeзнaя oпacнocть.

Oбщeязыkoвыe эпитeты бывaют:ycилитeльнo – тaвтoлoгичecкие эпитеты. Пoвтopяют и ycиливaют пpизнaки oбъeктa - мягкaя вaтa, бeззвyчнo в тишинe,

Слайд 52Характерными признаками общеязыковых эпитетов принято считать воспроизводимость и неоднократность употребления.

Характерными признаками общеязыковых эпитетов принято считать воспроизводимость и неоднократность употребления.

Слайд 53Народно - поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и

былины.
Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

Народно - поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения:

Слайд 55По степени устойчивости
связи с определяемым словом эпитеты можно подразделить на  свободные (белоснежная скатерть)


и
постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише»
(В. М.   Жирмунский):
святое Евангелие,
 светлое будущее.
По степени устойчивости связи с определяемым словом эпитеты можно подразделить на  свободные (белоснежная скатерть) и постоянные, образующие с определяемым словом

Слайд 57Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение :
«косолапый

мишка» или «железный конь».

Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение : «косолапый мишка» или «железный конь».

Слайд 63Индивидуально - авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно:
«мармеладное настроение» (А.П.

Чехов).
Индивидуально - авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно: «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).

Слайд 67Индивидуально - авторские эпитеты представляют собой,
по определению В. М. Жирмунского,


«новые и индивидуальные определения» - колючие звёзды, 
нецензурная погода.
Индивидуально - авторские эпитеты представляют собой, по определению В. М. Жирмунского, «новые и индивидуальные определения» - колючие звёзды, нецензурная погода.

Слайд 69Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты - рeдko вcтpeчaющaяcя cмыcлoвaя accoциaция.
В ocнoвнoм

oни нe вocпpoизвoдятcя, нo oблaдaют oккaзиoнaльным хapaктepoм:
шокoлaднoe нacтpoeниe,
poмaшкoвый cmeх,
кaмeнный гpom.
Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты - рeдko вcтpeчaющaяcя cмыcлoвaя accoциaция. В ocнoвнoм oни нe вocпpoизвoдятcя, нo oблaдaют oккaзиoнaльным

Слайд 72Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты нe впиcывaютcя в paмки oбщeлитepaтypных нopм, нo

они coздaют эффeкт oдyшeвлeния, ycиливaeтcя выpaзитeльнocть.
Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты нe впиcывaютcя в paмки oбщeлитepaтypных нopм, нo они coздaют эффeкт oдyшeвлeния, ycиливaeтcя выpaзитeльнocть.

Слайд 73Эпитеты можно делить на
оценочные, описательные и эмоциональные.

Эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.

Слайд 75Оценочный эпитет -

«чудесный вечер».
Оценочный эпитет -

Слайд 76Описательный эпитет -

«золотая осень».

Описательный эпитет -

Слайд 77Эмоциональный эпитет -
«унылая пора»,
золотой век,
дающий психологическую, поведенческую, портретную характеристику
либо
характеризующий

объекты по форме, размеру, температуре и т. д.

Эмоциональный эпитет - «унылая пора», золотой век,дающий психологическую, поведенческую, портретную характеристику либо характеризующий объекты по форме, размеру, температуре и

Слайд 80Эпитеты также делятся
на простые и сложные. 

Эпитеты также делятся на простые и сложные. 

Слайд 81Простые эпитеты выражены одним словом –

«парус одинокий»,
сложные эпитеты - словосочетанием - «берег, милый для меня».
cлитныe — y них двa и бoлee кopня, вocпpинимaютcя кaк oднo цeлoe:
чyднo cmeшaнный шym.

Простые эпитеты выражены одним словом –

Слайд 83Сложный эпитет используется как средство свёртывания:
сравнений: 
белый, как снег, →

белоснежный;

цепочки эпитетов:
 грустная сырая погода → грустно-сырая погода;
конструкций со значением принадлежности:
конь с черной гривой → черногривый конь.

Сложный эпитет используется как средство свёртывания:сравнений:   белый, как снег, → белоснежный;цепочки эпитетов: грустная сырая погода → грустно-сырая погода;конструкций со значением

Слайд 85Для русских текстов ХVIII в. характерен сверхсложный эпитет: 
хвалебночиннонебесноземнотрисвятовоспеваемый (Ф. Поликарпов);
«Ода в

громко – нежно – нелепо - новом вкусе» (П. Сумароков).

Для русских текстов ХVIII в. характерен сверхсложный эпитет: хвалебночиннонебесноземнотрисвятовоспеваемый (Ф. Поликарпов); «Ода в громко – нежно – нелепо -

Слайд 86В. П. Москвин разработал полиаспектную систему параметров систематизации эпитетов.

По способу обозначения соответствующего признака (прямому либо косвенному) эпитетам с прямым значением (желтый луч) противостоят два типа эпитетов с переносным значением:
метафорические - золотой луч.
В. П. Москвин разработал полиаспектную систему параметров систематизации эпитетов.        По

Слайд 88метонимические - зелёный шум. Метонимические эпитеты образуются в результате использования стилистического приёма смещения,

или эналлаги  [греч. ἐναλλαγή ‘изменение’], в силу чего метонимический эпитет иногда называют смещённым : 
терпкая лаванда, сухие иммортели → лаванды терпкая печаль / сухая прелесть иммортелей (В. Андреева); 
гибкая верба → Предвижу пчёл членистоногих, / жужжащий воздух над рекой, / репейник шумный вдоль дороги / и вербу с гибкою тоской (Г. Шевченко).
метонимические - зелёный шум. Метонимические эпитеты образуются в результате использования стилистического приёма смещения, или эналлаги  [греч. ἐναλλαγή ‘изменение’], в силу чего метонимический

Слайд 90По семантическому параметру выделяют
цветовые  эпитеты - янтарный мёд.

По семантическому параметру выделяют цветовые  эпитеты - янтарный мёд.

Слайд 92По функции в создании художественного образа эпитеты бывают
изобразительные - черные скалы, которые усиливают изобразительность,

красочность речи.
По функции в создании художественного образа эпитеты бывают изобразительные - черные скалы, которые усиливают изобразительность, красочность речи.

Слайд 96По функции в создании художественного образа эпитеты бывают
лирические, или эмоциональные - печальная звезда,
задача

которых состоит в усилении эмоциональности речи.


По функции в создании художественного образа эпитеты бывают лирические, или эмоциональные - печальная звезда, задача которых состоит в усилении эмоциональности речи.

Слайд 98
Эпитеты, суть которых состоит в интенсификации основного признака определяемого существительного

- белый снег, голубое море- , именуют тавтологическими, плеонастическими.

Они подчеркивают характерное качество предмета, т. е. служат актуализации признака, их называют усилительными. 
Эпитеты, суть которых состоит в интенсификации основного признака определяемого существительного - белый снег, голубое море- , именуют тавтологическими, плеонастическими.

Слайд 102 Тавтологический эпитет  встречается в фольклорной речи (горе горькое), он повторяет корень

опорного слова.
Тавтологический эпитет  встречается в фольклорной речи (горе горькое), он повторяет корень опорного слова.

Слайд 103
Эпитет подчинён задаче художественного изображения и эмоционально - образной интерпретации объекта: 
Гряды синеющих холмов


И груды белых облаков
На фоне мраморного неба.
Эпитет подчинён задаче художественного изображения и эмоционально - образной интерпретации объекта: Гряды синеющих холмов И груды белых облаков На фоне мраморного неба.

Слайд 105
При стилистическом подразделении выделяют 
разговорные -

цветастая радуга
и
газетные эпитеты -
прогнивший режим.
При стилистическом подразделении выделяют разговорные -

Слайд 107 Эпитеты в целом довольно однородны в стилистическом отношении, поскольку составляют

принадлежность художественной речи и, следовательно, имеют книжный оттенок (В. П. Москвин ).
Эпитеты в целом довольно однородны в стилистическом отношении, поскольку составляют принадлежность художественной речи и, следовательно, имеют

Слайд 108Среди книжных эпитетов выделяют 
поэтические эпитеты -

 легкокрылые мечты.

Среди книжных эпитетов выделяют поэтические эпитеты  -

Слайд 109В художественной речи используются народно - поэтические эпитеты – эпитеты фольклорного происхождения, освоенные

литературным языком –
красна девица, гусли звончатые. 
В художественной речи используются народно - поэтические эпитеты – эпитеты фольклорного происхождения, освоенные литературным языком –

Слайд 110Фольклорные эпитеты, свойственные устному народному творчеству, стоят за пределами литературного языка

и его носителями не употребляется -солнышко восхожее, жито ядренистое.

Фольклорные эпитеты, свойственные устному народному творчеству, стоят за пределами литературного языка и его носителями не употребляется -солнышко восхожее, жито ядренистое.

Слайд 112
Приметами фольклорного и народно - поэтического эпитета являются употребление его в

краткой форме не только в функции сказуемого, но и как
- согласованного определения - красна девка,
сдвиг ударения, особое (отличное от общеязыкового) значение,
лексическая сочетаемость - белая заря.

Приметами фольклорного и народно - поэтического эпитета являются употребление его в краткой форме не только в функции

Слайд 115
Несколько образных определений, дополняющих друг друга
и
дающих разностороннюю характеристику

одного объекта,
образующих цепочку эпитетов –
золотистые ароматные сосны.
Несколько образных определений, дополняющих друг друга и дающих разностороннюю характеристику одного объекта, образующих цепочку эпитетов –

Слайд 117Цепочки определений создаются в результате применения приёма, который называют нанизыванием эпитетов. 

Цепочки определений создаются в результате применения приёма, который называют нанизыванием эпитетов. 

Слайд 118Сочетание с фигурами повтора дает следующие разновидности эпитетов:
«сквозной» эпитет, который повторяется при

нескольких словах.

Сочетание с фигурами повтора дает следующие разновидности эпитетов: «сквозной» эпитет, который повторяется при нескольких словах.

Слайд 119 Эпитеты в узком понимании этого термина – красочные прилагательные, оттеняющие

существительное (В. Москвин).
Эпитеты в узком понимании этого термина – красочные прилагательные, оттеняющие существительное (В. Москвин).

Слайд 120 Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить

художественное произведение.
Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Слайд 121 Одной из распространённых категорий метафорических эпитетов являются анималистические эпитеты.

Одной из распространённых категорий метафорических эпитетов являются анималистические эпитеты.

Слайд 122Анималистический эпитет, или зооэпитет, — эпитет, характеризующий человека или группу людей путём сравнения их

с животными.
Могут принимать форму как сравнения  с животным - «упрямый как осёл»,
так и метафоры — прямого называния им - «осёл» в смысле «глупый».

Анималистический эпитет, или зооэпитет, — эпитет, характеризующий человека или группу людей путём сравнения их с животными. Могут принимать форму как

Слайд 124Анималистические эпитеты использовались с классических времён для усиления различных характеристик.

Анималистические эпитеты использовались с классических времён для усиления различных характеристик.

Слайд 125 Некоторые анималистические эпитеты являются пейоративыми и используются в политических кампаниях.

Некоторые анималистические эпитеты являются пейоративыми и используются в политических кампаниях.

Слайд 126
Примеры эпитетов в русском языке

Красно солнышко
Тридевятое царство
Чистое поле
Могучий дуб
Белокаменная Москва
Туманный Альбион
Дикий

Запад

Примеры эпитетов в русском языкеКрасно солнышкоТридевятое царствоЧистое полеМогучий дубБелокаменная МоскваТуманный АльбионДикий Запад

Слайд 129Примеры эпитетов

в литературе

Примеры эпитетов

Слайд 130Ночь была свежая и неподвижно-светлая
(Л. Толстой)
Кругом трава так весело цвела

(И. Тургенев)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Полночь сошла, непроглядная темень
(Н. Гумилев)
В блюдечках - очках спасательных кругов
(В. Маяковский)
О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
Шаркающей кавалерийской походкой
(М. Булкагов)

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)Мой край, задумчивый и нежный

Слайд 132

Примеры эпитетов в песнях
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
(В.

Агатов)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Чумачечая весна (А. Потапенко)
Примеры эпитетов в песняхКак я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)Крылатые качели (Ю. Энтин)Чумачечая весна (А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть