Слайд 1Презентация
Эпитет как средство
художественной выразительности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Эпи́тет
(от др. - греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Слайд 6Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно
к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Слайд 8Эпитет - образное, художественное определение.
Слайд 10Эпитет - одна из разновидностей тропов, художественных средств речи.
Слайд 12Название эпитет происходит от греческого слова έπίθετος - «приложенный».
Слайд 14Название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не
эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.
Слайд 17Чем эпитет отличается
от описания и метафоры
Слайд 18 Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и
образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект.
Слайд 20Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой
старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.
Слайд 22Задача эпитета - создать яркий образ.
Слайд 24Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные - «белоснежная зима».
Слайд 26Эпитетом может быть
- наречие («горячо спорить»),
- существительное -
«собака Калин-царь»,
- числительное - «первый ученик»,
- причастие,
- деепричастие - «когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».
Слайд 32Надо отличать эпитет от метафоры.
Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного
предмета на другой.
Слайд 34Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью
метафоры.
Слайд 36
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты,
чтобы раскрыть эту метафору:
Парадом развернувмоих
страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Слайд 41В русском языке выделяют различные виды эпитетов.
Слайд 43Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Слайд 46Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
кomпapaтивные эпитеты.
Их пpимeняют, чтoбы cpaвнить и yпoдoбить oдин
oбъeкт к дpyгoмy –
coбaчий лaй,
мeдвeжий взгляд,
кoшaчьe мypлыкaньe.
Слайд 48Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
aнтpoпomopфичeckие эпитеты .
В ocнoвe лeжит пepeнoc чeлoвeчecких cвoйcтв
и пpизнaкoв пpeдmeтoв нa явлeниe пpиpoды -
нeжный вeтepoк,
yлыбчивoe coлнцe,
yнылaя бepёзкa.
Слайд 50Oбщeязыkoвыe эпитeты
бывaют:
ycилитeльнo – тaвтoлoгичecкие эпитеты.
Пoвтopяют и ycиливaют пpизнaки oбъeктa
-
мягкaя вaтa,
бeззвyчнo в тишинe,
cepьeзнaя oпacнocть.
Слайд 52Характерными признаками общеязыковых эпитетов принято считать воспроизводимость и неоднократность употребления.
Слайд 53Народно - поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и
былины.
Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Слайд 55По степени устойчивости
связи с определяемым словом эпитеты можно подразделить на свободные (белоснежная скатерть)
и
постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише»
(В. М. Жирмунский):
святое Евангелие,
светлое будущее.
Слайд 57Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение :
«косолапый
мишка» или «железный конь».
Слайд 63Индивидуально - авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно:
«мармеладное настроение» (А.П.
Чехов).
Слайд 67Индивидуально - авторские эпитеты представляют собой,
по определению В. М. Жирмунского,
«новые и индивидуальные определения» - колючие звёзды,
нецензурная погода.
Слайд 69Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты - рeдko вcтpeчaющaяcя cмыcлoвaя accoциaция.
В ocнoвнoм
oни нe вocпpoизвoдятcя, нo oблaдaют oккaзиoнaльным хapaктepoм:
шокoлaднoe нacтpoeниe,
poмaшкoвый cmeх,
кaмeнный гpom.
Слайд 72Индивидyaльнo - aвтopcкие эпитеты нe впиcывaютcя в paмки oбщeлитepaтypных нopм, нo
они coздaют эффeкт oдyшeвлeния, ycиливaeтcя выpaзитeльнocть.
Слайд 73Эпитеты можно делить на
оценочные, описательные и эмоциональные.
Слайд 75Оценочный эпитет -
«чудесный вечер».
Слайд 76Описательный эпитет -
«золотая осень».
Слайд 77Эмоциональный эпитет -
«унылая пора»,
золотой век,
дающий психологическую, поведенческую, портретную характеристику
либо
характеризующий
объекты по форме, размеру, температуре и т. д.
Слайд 80Эпитеты также делятся
на простые и сложные.
Слайд 81Простые эпитеты выражены одним словом –
«парус одинокий»,
сложные эпитеты - словосочетанием - «берег, милый для меня».
cлитныe — y них двa и бoлee кopня, вocпpинимaютcя кaк oднo цeлoe:
чyднo cmeшaнный шym.
Слайд 83Сложный эпитет используется как средство свёртывания:
сравнений:
белый, как снег, →
белоснежный;
цепочки эпитетов:
грустная сырая погода → грустно-сырая погода;
конструкций со значением принадлежности:
конь с черной гривой → черногривый конь.
Слайд 85Для русских текстов ХVIII в. характерен сверхсложный эпитет:
хвалебночиннонебесноземнотрисвятовоспеваемый (Ф. Поликарпов);
«Ода в
громко – нежно – нелепо - новом вкусе» (П. Сумароков).
Слайд 86В. П. Москвин разработал полиаспектную систему параметров систематизации эпитетов.
По способу обозначения соответствующего признака (прямому либо косвенному) эпитетам с прямым значением (желтый луч) противостоят два типа эпитетов с переносным значением:
метафорические - золотой луч.
Слайд 88метонимические - зелёный шум. Метонимические эпитеты образуются в результате использования стилистического приёма смещения,
или эналлаги [греч. ἐναλλαγή ‘изменение’], в силу чего метонимический эпитет иногда называют смещённым :
терпкая лаванда, сухие иммортели → лаванды терпкая печаль / сухая прелесть иммортелей (В. Андреева);
гибкая верба → Предвижу пчёл членистоногих, / жужжащий воздух над рекой, / репейник шумный вдоль дороги / и вербу с гибкою тоской (Г. Шевченко).
Слайд 90По семантическому параметру выделяют
цветовые эпитеты - янтарный мёд.
Слайд 92По функции в создании художественного образа эпитеты бывают
изобразительные - черные скалы, которые усиливают изобразительность,
красочность речи.
Слайд 96По функции в создании художественного образа эпитеты бывают
лирические, или эмоциональные - печальная звезда,
задача
которых состоит в усилении эмоциональности речи.
Слайд 98
Эпитеты, суть которых состоит в интенсификации основного признака определяемого существительного
- белый снег, голубое море- , именуют тавтологическими, плеонастическими.
Они подчеркивают характерное качество предмета, т. е. служат актуализации признака, их называют усилительными.
Слайд 102 Тавтологический эпитет встречается в фольклорной речи (горе горькое), он повторяет корень
опорного слова.
Слайд 103
Эпитет подчинён задаче художественного изображения и эмоционально - образной интерпретации объекта:
Гряды синеющих холмов
И груды белых облаков
На фоне мраморного неба.
Слайд 105
При стилистическом подразделении выделяют
разговорные -
цветастая радуга
и
газетные эпитеты -
прогнивший режим.
Слайд 107 Эпитеты в целом довольно однородны в стилистическом отношении, поскольку составляют
принадлежность художественной речи и, следовательно, имеют книжный оттенок (В. П. Москвин ).
Слайд 108Среди книжных эпитетов выделяют
поэтические эпитеты -
легкокрылые мечты.
Слайд 109В художественной речи используются народно - поэтические эпитеты – эпитеты фольклорного происхождения, освоенные
литературным языком –
красна девица, гусли звончатые.
Слайд 110Фольклорные эпитеты, свойственные устному народному творчеству, стоят за пределами литературного языка
и его носителями не употребляется -солнышко восхожее, жито ядренистое.
Слайд 112
Приметами фольклорного и народно - поэтического эпитета являются употребление его в
краткой форме не только в функции сказуемого, но и как
- согласованного определения - красна девка,
сдвиг ударения, особое (отличное от общеязыкового) значение,
лексическая сочетаемость - белая заря.
Слайд 115
Несколько образных определений, дополняющих друг друга
и
дающих разностороннюю характеристику
одного объекта,
образующих цепочку эпитетов –
золотистые ароматные сосны.
Слайд 117Цепочки определений создаются в результате применения приёма, который называют нанизыванием эпитетов.
Слайд 118Сочетание с фигурами повтора дает следующие разновидности эпитетов:
«сквозной» эпитет, который повторяется при
нескольких словах.
Слайд 119 Эпитеты в узком понимании этого термина – красочные прилагательные, оттеняющие
существительное (В. Москвин).
Слайд 120 Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить
художественное произведение.
Слайд 121 Одной из распространённых категорий метафорических эпитетов являются анималистические эпитеты.
Слайд 122Анималистический эпитет, или зооэпитет, — эпитет, характеризующий человека или группу людей путём сравнения их
с животными.
Могут принимать форму как сравнения с животным - «упрямый как осёл»,
так и метафоры — прямого называния им - «осёл» в смысле «глупый».
Слайд 124Анималистические эпитеты использовались с классических времён для усиления различных характеристик.
Слайд 125 Некоторые анималистические эпитеты являются пейоративыми и используются в политических кампаниях.
Слайд 126
Примеры эпитетов в русском языке
Красно солнышко
Тридевятое царство
Чистое поле
Могучий дуб
Белокаменная Москва
Туманный Альбион
Дикий
Запад
Слайд 130Ночь была свежая и неподвижно-светлая
(Л. Толстой)
Кругом трава так весело цвела
(И. Тургенев)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Полночь сошла, непроглядная темень
(Н. Гумилев)
В блюдечках - очках спасательных кругов
(В. Маяковский)
О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
Шаркающей кавалерийской походкой
(М. Булкагов)
Слайд 132
Примеры эпитетов в песнях
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
(В.
Агатов)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Чумачечая весна (А. Потапенко)