Слайд 1
КЛАССИКА
БОРИС
ПАСТЕРНАК
Доктор Живаго
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Асафовой Юлии
Владимировны
Презентация
по литературе
Слайд 2
Содержание
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
История создания и публикации романа
Жанровое своеобразие и художественные особенности
Тема
интеллигенции и революции
Образ Лары как носительницы основных жизненных начал
Слайд 3
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Великий роман XX века «Доктор Живаго» – это произведение
о жизни и смерти, о страстной и самозабвенной любви, способной изменить мир, о бессмертии подлинной поэзии, о высокой духовности человека, о природе, чьи вековые законы и есть высшая мера бытия…
Доктор Живаго
Слайд 4
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Роман «Доктор Живаго» — итог
многолетней работы Бориса Леонидовича Пастернака, исполнение жизненной мечты.
Трагические события в истории нашей страны: Гражданская война, коллективизация, надвигающийся сталинский террор — во многом повлияли на замысел произведения и судьбы
его героев
Слайд 5
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Пастернак писал, что хотел бы
создать исторический образ России за последние сорок пять лет. Это станет выражением его взглядов на искусство, на христианство, на жизнь человека в истории. Роман сначала назывался «Мальчики и девочки», потом «Свеча горела», а к осени 1946 года
остался заголовок «Доктор Живаго»
Слайд 6
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Пастернак завершает многолетнюю работу над
романом осенью 1955 года. Одним из первых, кому он сообщает: «Я окончил роман», был Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», с документальной правдивостью поведавший о положении заключённых в советских
лагерях
Варлам
Шаламов
Слайд 7
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Рукописи романа Борис Пастернак отправляет
в журналы «Новый Мир», «Знамя». Московское радио извещает о скором выходе романа в свет
Слайд 8
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Весной 1957 года Гослитиздат приостановил
подготовку публикации романа. Решающую роль в этом сыграл отказ «Нового мира» издавать роман в журнале.
Роман и его автора обрекают на положение изгоя в родной стране
Слайд 9
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Вскоре текст романа запрашивают итальянские,
чешские и миланские издательства.
В ноябре 1957 года «Доктор Живаго» вышел
по-итальянски, а затем последовали издания на английском, французском,
немецком и норвежском
языках
Слайд 10
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Впервые на русском языке, без
ведома автора, роман вышел в Голландии в 1958 году. Советскому же читателю пришлось ждать ещё целых три десятилетия.
Слайд 11
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
23 октября 1958 года было
объявлено о присуждении Нобелевской премии Б.Пастернаку «За выдающиеся заслуги в современной поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»
Слайд 12
История создания
и публикации романа
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
***
Нобелевская премия
Я
пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет.
Но за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет…
Слайд 13
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Пафос общественного неслужения заявлен в
романе Пастернака. Он утверждает право человека остаться самим собой, отвергнув выбор между красными и белыми, ибо абсолютной
правды нет ни на
той, ни на другой
стороне
Слайд 14
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Второстепенные персонажи переданы во всей
их объёмности, пластичности, а главные - напротив, одинаково говорят, не столько переживают, сколько рассуждают
Слайд 15
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Объяснение необычного замысла романа выражено
в следующих словах:
в «Докторе Живаго» “всё вертится вокруг смысла личности”
Слайд 16
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Роман Б. Пастернака исполнен множества
бытовых подробностей, которые представляют огромный интерес для его главного героя. За этим проявляется не приземлённость, не неспособность посмотреть на жизнь более широко, но умение видеть частности, поэзию обыденного
Слайд 17
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Жизненная позиция Живаго противопоставлена в
романе мироощущению другого героя - Антипова-Стрельникова. Они включены в один любовный треугольник, оба безумно и безоглядно любят Лару. Любовь к ней становится для Юрия Андреевича великим счастьем, дарованным судьбой
Слайд 18
Жанровое своеобразие и
художественные особенности
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Фанатичная преданность идее заставляла
Антипова быть беспощадным к любому, кто хотя бы в чём-нибудь расходился с ним. Сея вокруг себя смерть, несясь на бронепоезде, изрыгающем на всё, что оказывается рядом, потоки огня, пуль и снарядов, по выжженной и выстывшей
России, он забывает о жене
и дочери
Слайд 19
Тема интеллигенции и революции
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Если только можно, Авва
Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Слайд 20
Тема интеллигенции и революции
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
В своем романе Пастернак
открывает революцию с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Революция – это не видение борьбы из стана красных или из стана белых, а это повествование глазами человека, который не хочет
вмешиваться в
братоубийственную войну
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Слайд 21
Тема интеллигенции и революции
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Война «была виною всего,
всех последующих, дольше постигающих наше поколение несчастий»
Слайд 22
Тема интеллигенции и революции
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Герой живет в определенный исторический
период, он не может защитить себя от влияния страшных, развивающихся с безумной скоростью событий, но в душе он - творец, сила таланта которого противостоит истории
Слайд 23
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Лара чувствует связь со своей страной. Она
не может быть равнодушна ко всему тому, что на ее глазах происходит в России и с Россией
Слайд 24
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Для главного героя романа Лариса Федоровна -
«представительница самой жизни, самого существования».
Слайд 25
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
«Что тогда будет с Катенькой? Я мать.
Я должна предупредить несчастье и что-то придумать»
Слайд 26
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
«Нет душе покоя от жалости и муки.
Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна».
Слайд 27
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
С образом Лары связан и самый яркий
символический образ романа — образ горящей свечи, разворачивающийся и наполняющийся все новыми смыслами на протяжении всего романа
Слайд 28
Образ Лары
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
«Видимо, ее арестовали на улице, и она
умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
Слайд 29
XX
XX
XX
XX
век
XX
век
век
век
XX
Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он
представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения.