Настроение лирического героя:
Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце – грусть… Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу – «одну молитву чудную твержу я наизусть… Поэт не называет, какую молитву.Он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них». Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку.
Настроение лирического героя:
Если первая строфа – это описание состояние души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
Но поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски – к надежде и вере.
Ключевые слова:
Благодать – очень важное в христианском вероучении понятие. Это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.
«Просвещающая» благодать замечательна тем, что она, может излиться на каждого – независимо от его заслуг и поступков. Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение.
Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменуя переход от тьмы к свету.
Антонимы:
Антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.
Три четверостишия – намек на Троицу.
Звуковой фон и ритм, рифма:
Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у» (их здесь целых 13!) Как бы Вы ни воспринимали это звук (для некоторых он – темный, ночной), - существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах – ударный «у»).
Перекрестная рифма лучше всего подходит для передачи смятения чувств лирического героя.
Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый «тяжелый»: в четырех строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений.
Звуковой фон и ритм, рифма:
Но как все преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые «а», «э»; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали «легче», они как бы «взлетают».
Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние – от «до» до «после» молитвы.
Синтаксические конструкции:
Сначала это несколько личных предложений – они описывают состояние души и силу прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу но глагол в форме 1-го лица всего один – я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной – вне его воли. Две последние итоговые строчки – предложения безличные: и верится (ср.: «я стал верить»), и плачется (ср.: я плачу), и – как дважды повторенный заключительный аккорд – так легко, легко (категории состояния).
Обратимся к синтаксису – и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей – человеческого и высшего, божественного.
Традиции:
Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле лирической традиции XIX века и бесчисленными нитями связано с поэзий предыдущих и последующих лет. И это тоже нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермонтова.
Интересно, например, сопоставить «Мне грустно и легко» в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское «легко, легко», которое приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. И как не вспомнить афористичные строки Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
эпитеты
старославянизмы
перекрестная
трехстопный ямб
романтизм
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть