Презентация, доклад для урока литературы в 9 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова Молитва

Содержание

Мастер-классЛингвистический анализ текста как эффективный способ подготовки учащихся к ЕГЭ.

Слайд 1Разработка учителя школы № 158 г.Санкт-Петербург
Софьи Семеновны СПИВАК

Разработка учителя школы № 158 г.Санкт-ПетербургСофьи Семеновны СПИВАК

Слайд 2Мастер-класс
Лингвистический анализ текста
как эффективный способ
подготовки учащихся к ЕГЭ.

Мастер-классЛингвистический анализ текста как эффективный способ подготовки учащихся к ЕГЭ.

Слайд 3 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Настроение лирического героя:

Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце – грусть… Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу – «одну молитву чудную твержу я наизусть… Поэт не называет, какую молитву.Он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них». Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 4 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 5 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Настроение лирического героя:

Если первая строфа – это описание состояние души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
Но поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски – к надежде и вере.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 6 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Ключевые слова:

Благодать – очень важное в христианском вероучении понятие. Это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.
«Просвещающая» благодать замечательна тем, что она, может излиться на каждого – независимо от его заслуг и поступков. Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение.
Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменуя переход от тьмы к свету.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 7 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Антонимы:

Антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.
Три четверостишия – намек на Троицу.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 8 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Звуковой фон и ритм, рифма:

Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у» (их здесь целых 13!) Как бы Вы ни воспринимали это звук (для некоторых он – темный, ночной), - существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах – ударный «у»).
Перекрестная рифма лучше всего подходит для передачи смятения чувств лирического героя.
Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый «тяжелый»: в четырех строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 9 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Звуковой фон и ритм, рифма:

Но как все преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые «а», «э»; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали «легче», они как бы «взлетают».
Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние – от «до» до «после» молитвы.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 10 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Синтаксические конструкции:

Сначала это несколько личных предложений – они описывают состояние души и силу прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу но глагол в форме 1-го лица всего один – я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной – вне его воли. Две последние итоговые строчки – предложения безличные: и верится (ср.: «я стал верить»), и плачется (ср.: я плачу), и – как дважды повторенный заключительный аккорд – так легко, легко (категории состояния).
Обратимся к синтаксису – и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей – человеческого и высшего, божественного.

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 11 Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в

сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

Традиции:

Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле лирической традиции XIX века и бесчисленными нитями связано с поэзий предыдущих и последующих лет. И это тоже нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермонтова.
Интересно, например, сопоставить «Мне грустно и легко» в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское «легко, легко», которое приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. И как не вспомнить афористичные строки Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть

Слайд 12Задания ЕГЭ по литературе
М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. 1837 г.

Задания ЕГЭ по литературеМ.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. 1837 г.

Слайд 13Какое средство художест-венной выразительности использует М.Ю.Лермонтов: «сила благодатная», «святая прелесть», «слов

живых», «молитву чудную»?

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

эпитеты

Какое средство художест-венной выразительности использует М.Ю.Лермонтов: «сила благодатная», «святая прелесть», «слов живых», «молитву чудную»?

Слайд 14Как называется разновидность лексики, использованная в этом стихотворении: «бремя»,«благодатная»

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

старославянизмы

Как называется разновидность лексики, использованная в этом стихотворении: «бремя»,«благодатная»     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится

Слайд 15Определите характер рифмовки в стихотворении.
Молитва

В минуту

жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

перекрестная

Определите характер рифмовки в стихотворении.     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну

Слайд 16Определите размер стихотворения.
Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится

ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

трехстопный ямб

Определите размер стихотворения.     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу

Слайд 17К какому литературному направлению принадлежит это стихотворение?

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839

романтизм

К какому литературному направлению принадлежит это стихотворение?     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в

Слайд 18Требования к выполнению задания ЕГЭ С3 на высший балл

Требования к выполнению задания ЕГЭ С3 на высший балл

Слайд 19Как Вы понимаете основную мысль стихотворения?
Молитва

В

минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
Как Вы понимаете основную мысль стихотворения?     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце

Слайд 20Требования к выполнению задания ЕГЭ на высший балл

Требования к выполнению задания ЕГЭ на высший балл

Слайд 21Какие стихотворения русских поэтов по теме близки этому стихотворению?

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
Какие стихотворения русских поэтов по теме близки этому стихотворению?     МолитваВ минуту жизни труднуюТеснится

Слайд 22Требования к выполнению задания ЕГЭ С5 на высший балл

Требования к выполнению задания ЕГЭ С5 на высший балл

Слайд 23Требования к выполнению задания ЕГЭ на высший балл

Требования к выполнению задания ЕГЭ на высший балл

Слайд 24Что заставляло М.Ю.Лермонтова обращаться к теме Демона?
М. А. Врубель. Демон сидящий.

1980г.
Что заставляло М.Ю.Лермонтова обращаться к теме Демона?М. А. Врубель. Демон сидящий. 1980г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть