Презентация, доклад для 5 класса Марья Моревна.

Содержание

Знаете ли вы сказки?А какие сказки вы помните?Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера). - Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

Слайд 1Русские народные сказки. «Марья Моревна»

Русские народные сказки. «Марья Моревна»

Слайд 2Знаете ли вы сказки?
А какие сказки вы помните?
Так кто же нам

скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера). - Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).
Знаете ли вы сказки?А какие сказки вы помните?Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история

Слайд 3Какие признаки народных сказок вам кажутся самыми важными и характерными?
(Организация исследовательской

работы: выявление зачина, присказки, приема троекратного повторения, концовки; дать детям понятие слов «бахарь», «баять».
Ведение записей в тетрадях)
Выявить представление детей о волшебных предметах, волшебствах, превращениях, героях, героях сказок, событиях.

Какие признаки народных сказок вам кажутся самыми важными и характерными?(Организация исследовательской работы: выявление зачина, присказки, приема троекратного

Слайд 4Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба

Яга и т. д.). - Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок). - Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки). - О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).
Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.). - Кого

Слайд 5Исследовательская работа над текстом.
Ученики называют волшебные предметы, явления, встречающиеся в сказках.
Находят

превращения.
Находят и читают примеры троекторного повторения (текст).
Пересказывают близко к тексту эпизоды:
(Все:)
Исследовательская работа над текстом.Ученики называют волшебные предметы, явления, встречающиеся в сказках.Находят превращения.Находят и читают примеры троекторного повторения

Слайд 6Какую ошибку совершил Иван – Царевич?
(Работа в парах:)
Как ожил Иван –

Царевич?
Как служил Иван –Царевич у Бабы-Яги? Кто помогает ему и почему?
Определяют и озаглавливают эпизоды, составляют план.
Определяют постоянные эпитеты.
Какую ошибку совершил Иван – Царевич?(Работа в парах:)Как ожил Иван – Царевич?Как служил Иван –Царевич у Бабы-Яги?

Слайд 7Чему учит сказка «Марья Моревна»?
(Связь с былинами)
Какую иллюстрацию вы нарисовали бы

к сказке?(Устное рисование )
Чему учит сказка «Марья Моревна»?(Связь с былинами)Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к сказке?(Устное рисование )

Слайд 8 Как в сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения?
(У Ивана-царевича

три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).
 Как в сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения? (У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят

Слайд 9- Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали

сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься).
- Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»).
- Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).
- Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж

Слайд 10Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной?

(Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот).
- Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан).
- Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство).
- Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).
Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж

Слайд 11Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).
- Как вы думаете, почему

Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его).
- Кого называют шурином? (Брата жены).
- Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку).
- Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку).
- Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку).
- Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять...» до «...и то поспеем!»).
Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).- Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться

Слайд 12Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает:

«Можно ячменю насеять...» до конца абзаца).
- Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»).
- Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело).
- Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море...» до «Пойдем теперь к нам в гости»).
Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять...» до конца абзаца).-

Слайд 13 Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге?

(Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем).
- Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать).
- Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).

 Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь).
- Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича...» до «...пепел его пустил по ветру»).

 Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом

Слайд 14Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «...и стали себе жить-поживать,

добра наживать да медок попивать»).
- Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения. (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать»  значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).

Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «...и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»).- Если

Слайд 15 Подведение итогов
Мы работали над сказкой «Марья Моревна», повторили ранее изученный материал;

отвечали на вопросы, проверили, насколько вы  внимательно прочитали произведение.
Что для себя вы взяли с этого урока ?
 Подведение итоговМы работали над сказкой «Марья Моревна», повторили ранее изученный материал; отвечали на вопросы, проверили, насколько вы

Слайд 16Домашнее задание

 Придумать сказку.

Домашнее задание Придумать сказку.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть