Слайд 1Давид Бурлюк – «отец
русского футуризма»
Материалы к уроку литературы в 11
классе подготовила Нагорная С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Поповской СОШ Карасукского района Новосибирской области
Слайд 2Творческое начало
Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших
братьев и трех сестер. От отца он унаследовал крепкое телосложение и сильный характер, мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке. Родители не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках. В 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским.
Слайд 3Давид Бурлюк и «Гилея»
В своём доме Давид Бурлюк организовал целое пристанище
приверженцев нового направления, названное «Гилея». В нём собирались наиболее яркие индивидуальности, среди которых были
Владимир Маяковский, называвший Бурлюка своим главным учителем. По воспоминаниям Маяковского, поэт давал ему каждый день по 50 копеек, чтобы тот мог больше писать, не голодая.
Велимир Хлебников – поэтический экспериментатор, реформатор поэтического языка.
Алексей Кручёных – создатель «зауми», то есть абстрактного языка, свободного от «житейской грязи».
Елена Гуро – поэтесса и художница.
Слайд 4Антипоэтичность Бурлюка
Для творчества Давида Бурлюка была характерна «антипоэтическая» направленность и вызывающие
тексты, «ломающие мозг» публике. «Поэзия – истрёпанная девка», «Мне нравится беременный мужчина», «Звёзды – черви, пьяные туманом» - подобные строчки Бурлюка стали широко известны.
Такая поэзия призвана была разрушить привычные представления об эстетике и одновременно – поэтизировать то, что до этого считалось пошлым и неприличным. Бурлюк был настоящим «гением разрушения», которому, впрочем, были не чужды созидательные и организаторские стороны.
Давид Бурлюк
Слайд 5Футуризм в массы. «Пощёчина общественному вкусу»
С талантливой подачи выходят несколько
футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Вместе с Маяковским Бурлюк исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др. В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу"...
Слайд 6Мы футуристы
Мы футуристы
Мы должны помещаться в роскошном палаццо
Апельсиновых рощ голубых Гесперид,
Самоцветным
стихом наготой упиваться, А не гулом труда не полетом акрид.
А ходить мы должны облаченными в злато,
Самоцветы камней наложивши персты,
Вдохновенно, изысканно и немного крылато
Соглядатаи горных глубин высоты.
Вдохновенные мысли, напевы и струны
Нам несут сокровенно упорный прилив.
Нам созвездья сияют, светила и луны, Каждый час упоеньем своих молчалив.
Владимир Маяковский
Слайд 7Многогранная личность
Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во
всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе. Благодаря организаторским способностям, Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество поэтических вечеров. С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку
Слайд 8Творчество Давида Бурлюка, художника и поэта
Утро
Я видел девы пленные уста.
К ним,
розовым, она свою свирель прижала.
И где-то арок стройного моста
От тучи к туче тень бежала.
Под мыльной пеной нежилась спина,
А по воде дрожали звуки вёсел.
И кто-то вниз из горнего горна
Каких-то смол пахучих капли бросил.
Слайд 9Реклама будущих выступлений
Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и,
как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике. Друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.
Слайд 10Переезд за границу
С приходом советской власти Бурлюк принял решение уехать из
страны. В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.
Слайд 11Бурлюк в Японии. «Алхимик Слова и Цвета»
Слайд 12Деятельность Д.Д. Бурлюка в эмиграции
На деньги от продажи картин Бурлюку
удалось переехать в США. Перебравшись в США, вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Впрочем, Бурлюк был дружественно настроен к новому советскому государству и работал в группах, ориентированных на СССР. Даже написал поэму, посвящённую десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Неоднократно – в 1956 и 1965 годах – он приезжал в СССР и даже предлагал издать свои стихи. Однако изданы они так и не были. В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.
В 1967 году в Лонг-Айленде (США) умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма Давид Давидович Бурлюк в возрасте 85 лет.
Слайд 13Использованные ресурсы
http://ote4estvo.ru/eto-interesnohttp://ote4estvo.ru/eto-interesno
http://fb.ru/article/264546/david-burlyuk---osnovopolojnik-russkogo-futurizma
https://www.liveinternet.ru/