Слайд 1
Презентация
Булгаков и
писатели – мистики
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия
№ 9
г. Павлодар
Слайд 2 Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с
которыми таинственным образом связан и способен общаться человек.
Слайд 4Ми́стика — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами,
духами, другими нематериальными сущностями).
Слайд 5Мистицизм – совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению
этой практики.
Слайд 7Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм
есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.
Н. А. Бердяев
Слайд 8Под мистикой я понимаю род религии, которая основывается на чувстве непосредственно
воспринимаемой связи с Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия. Это религия в её наиболее действенной и живой стадии.
Руфус Джонс (англ.)
Слайд 9Николай Васильевич Гоголь
1821-1852
Слайд 11 Николай Васильевич Гоголь немало сделал для развития русского языка, кроме
того ему удалось оказать влияние на писателей - современников и потомков.
Слайд 12Творчество Н. Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным
фольклором.
Слайд 14Почти сто лет назад выдающийся русский философ Н. Бердяев писал, что
в Гоголе «был какой-то духовный вывих», что «он носил в себе какую-то неразгаданную тайну», что в нём есть «что-то жуткое»…
Слайд 15Мистическое у Николая Васильевича Гоголя появилось в первых же книгах.
"Вечера
на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами.
Слайд 17 Н. В. Гоголь всегда был мистиком. Произведение "Вечера на хуторе близ
Диканьки" наполнено мистицизмом.
Слайд 20"Вечера на хуторе близ Диканьки" просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве
повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой.
Слайд 23 Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной
нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал.
Слайд 26Все, вплоть до мелочей, заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему
на страницах.
Этот сборник приносит популярность Н. Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.
Слайд 29 Н. В. Гоголь отмечает время - это время перед Рождеством,
когда разные миры, измерения имеют настолько тонкую границу, что просто соприкасаются друг с другом.
Слайд 32В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" накануне Рождества нечистая сила усиливает
свою активность и имеет наибольшую силу.
Слайд 36Более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в
которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням.
Слайд 41Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой
к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается
к одному из парней,
Хоме Бруту, и, оседлав
его, начинает подниматься
с ним в воздух. Хома
начинает молиться,
и это помогает.
Слайд 44Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает,
что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев.
Слайд 47Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти
его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.
Слайд 51Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась
поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу.
Слайд 54На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова
привели в храм.
Слайд 56Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и
потребовала привести Вия.
Слайд 61Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после
того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.
Слайд 64Борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит
в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.
Слайд 67Н. Гоголь в повести "Вий" использует старинные народные предания об ужасающем
и могущественном предводителе нечисти.
Слайд 69В повести "Вий" Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в
отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.
Слайд 72Н. Гоголю удалось создать из сказочного сюжета произведение "Вий", считающееся эталоном
мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.
Слайд 74Федор Михайлович
Достоевский
1821-1881
Слайд 75Федор Михайлович Достоевский наряду с
Н. В. Гоголем считается одним из
крупнейших писателей - мистиков XIX века.
Слайд 76Основа мистицизма Ф. Достоевского совершенно иной природы и носит другой характер
- в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия.
Слайд 77Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся
у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где
Ф. Достоевский и черпал свои откровения.
Слайд 78Некоторые герои Ф. Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих
болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова.
Слайд 79Персонажи произведений Ф. Достоевского терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе
божественного начала.
Слайд 80Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в
комнате с пауками.
Слайд 81Вершины религиозно - философского антропологического откровения Ф. Достоевский достигает в "Легенде
о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым.
Слайд 82"Легенда о Великом Инквизиторе”, по мнению
Н. Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией
путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”.
Слайд 83Мистическая направленность замыслов
Ф. М. Достоевского проявляется во всех его главных
романах, что говорит о параллельности процессов религиозной и творческой эволюции писателя.
Слайд 84Роман «Преступление и наказание» четко фиксирует начало слияния религиозного основания с
литературным. Это проявляется в том, что духовное воскресение Раскольникова становится художественным аналогом одного из главных мистических сюжетов Библии.
Слайд 85
В итоге напряженных, драматических размышлений, исканий и переживаний
Ф. М. Достоевский
приходит к собственному пониманию культуры, которая в глубине своей должна быть мистичной.
Поэтому в его зрелом творчестве эстетическое начало соотносится с религиозным, а художественный сюжет подчиняется логике нравственного воскресения или идее его невозможности.
Слайд 87Глубокий мистицизм романов писателя оказывается результатом его религиозной и творческой эволюции
- от факта иррационального воскресения героя («Преступление и наказание») к мысли о воплощении на земле мистической церкви («Братья Карамазовы»).
Слайд 88Мистическое значение «символа веры»
Ф. М. Достоевского в этой мысли: «Если
Бог способен отпасть от истины, то я уцеплюсь за истину и обойдусь без Бога».
У Ф.М. Достоевского возникает антиреминисценция этой идеи.
Слайд 89Вопрос о Христе и истине Ф. М. Достоевский разрешает с позиции
своего века: в аксиологической иерархии современной культуры он признает относительность всех истин, кроме одной.
И с этой авторской идеологией связан его мистический сюжет.
Сквозь темные лабиринты земного ада, сквозь череду чудовищных предсказаний и совпадений, сквозь хитросплетения ложных истин по логике внутреннего сюжета романа Раскольников должен прийти на возможную встречу с Христом.
Слайд 91В финале «Идиота» «князь Христос» всё же совершает незаметное, тайное чудо
- наметившееся возрождение в тайниках души Рогожина.
Слайд 92В «Братьях Карамазовых» на пиру у Христа оказывается Алёша, и автор
романа доказывает то, что видение может обладать достаточной чудесной властью над душой человека, чтобы совершить в ней окончательный переворот.
Слайд 93Ф. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.
Слайд 96Л. Андреев творил на рубеже XIX - XX веков, в период
Серебряного века.
Слайд 97Произведения Л. Андреева близки по духу символистам, а его самого часто
называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому - либо кружку писателей и поэтов.
Слайд 98Формирование Л. Андреева как писателя, несомненно, проходило под влиянием модных модернистских
веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль.
Слайд 99Творчество Л. Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики
(писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах –
"Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.
Слайд 101В "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в
безумие героя Л. Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие.
Слайд 103В повести «Жизнь Василия Фивейского»
Л.Н. Андреев использует черты экспрессионизма, которые
выражаются в символах, гиперболах, преобладании лирико-субъективного начала над эпическим. Это ярко проявляется в портрете отца Василия, Андреев постоянно подчеркивает в нем глаза:
«Они были маленькие, ввалившиеся, черные, как уголь, и ярким светом горел в них отразившийся небесный пламень». Максимальную выразительность портрет героя приобретает в сцене, когда церковный староста Иван Копров обвиняет отца Василия в богоотступническом своеволии.
Слайд 105В самом начале повествования сразу же заявлена тема сурового и загадочного
рока.
Отец Василий одинок среди людей.
Он потерял сына, не нашел счастья в браке.
Видя вокруг себя столько горя и несправедливости, Василий порой сам себя пытается укрепить в христианской вере.
Он обращается к небу с громкими словами:
«Я - верю».
И в этой сцене Андреев убедительно показывает, что Фивейский, несмотря ни на что, порой сомневается в божественной силе.
Слайд 107Гибель сына попадьи не единственное испытание, которое посылает ей судьба.
Как ни берегла свой плод обрадованная женщина, у нее рождается сын - идиот. Образ идиота разрастается, начинает господствовать над всей семьей.
Слайд 109Постепенно тема безумия в повести разрастается. Сходит с ума и сама
попадья. Ночными тенями подступает безумие к самому Василию. Попадья напоминает ему лошадь со сломанным копытом, которую вели на живодерню. Ему кажется, что если бы кто-то заживо положил женщину в могилу, то поступил бы хорошо, такие несчастные у той глаза.
Слайд 112
Тема безумия звучит и в сцене отпевания Семена Мосягина, которого отец
Василий определил работником к церковному старосте. И сам Василий, и окружающие чувствуют вину священника за гибель Семена. Во время отпевания начинается гроза. Прервав чтение молитв, отец Василий подходит к гробу и пытается усилием воли воскресить мертвеца, затем выталкивает его из гроба. Народ, глядя на эту картину, в страхе выбегает из храма, полагая, что в священника вселились бесы.
Слайд 114
Отец Василий сопоставляется в повести с библейским праведником Иовом. Однако Фивейский
не раз восстает против бога, рока и несправедливости, мечтает снять сан и уехать с женой куда - нибудь, а идиота отдать в приют.
Но жена сгорает во время пожара. В конце концов отец Василий гибнет. В последние минуты ему кажется, что небо охвачено огнем и рушится мир. И этот финал выглядит закономерным для творчества Л.Н. Андреева, так как в нем всесильный рок оказывается сильнее человека.
Слайд 117Другая сторона мистики Л. Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных”
- начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.
Слайд 118В «Рассказе о семи повешенных» Леонид Андреев раскрывает всех своих героев
прежде всего с человеческой точки зрения в ситуации жизни и смерти.
Слайд 119Л. Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый
персонаж произведения переживает близость смертного часа по - своему.
Слайд 121В произведении возникает мысль о том, что страшна не сама смерть,
а ее знание, особенно если обозначен день и час твоего конца.
Слайд 123Л. Н. Андреев показывает, как ситуация, с которой герой подходит к
смерти, влияет на само восприятие человеком этого события.
Слайд 124Основная идея рассказа состоит в том, что каждый из нас должен
задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты человеческого бытия имеют особый смысл, быть может, самый важный в жизни, раскрывающий суть нашей личности.
Слайд 125 «Рассказ о семи повешенных» написан в русле настроений
эпохи начала XX века, когда тема судьбы, рока, противостояния жизни и смерти выходит на главное место в литературе.
Слайд 126 Рубежность, катастрофичность, утрата социальных опор — все эти особенности обусловили
актуальность проблематики рассказа.
Слайд 127Михаил Афанасьевич
Булгаков
1891-1940
Слайд 128
В творчестве Михаила Афанасьевича оккультного
не меньше,
чем фантастического
и мифологического.
Слайд 129Исследователь В.И. Лосев назвал
М. Булгакова самым загадочным писателем XX века,
который был способен
«проникать в сущность
происходящих событий
и предвидеть будущее».
Слайд 130Персонажи М. Булгакова вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая
разделяющую их грань. Подобно Н. Гоголю Михаил Афанасьевич Булгаков соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.
Слайд 131Религиозно - философский подтекст у
М. Булгакова прослеживается уже в 1920-х
годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы.
Слайд 132Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в
мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.
Слайд 133Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман
М.
Булгакова - "Мастер и Маргарита”.
Слайд 134Сюжет строится на пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой.
Слайд 136Воланд является Искусителем , в нём видна его многоликость. Воланд представляет
собой Сатану, переосмысленного Христа, нового Мессию.
Слайд 138Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот,
Азазелло и Каровьев - Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.
Слайд 140Образ Азазелло, демона - убийцы и демона безводной пустыни писатель взял
из Ветхого Завета. Таким именем в этих книгах называли падшего ангела, научившего людей создавать украшения и оружие.
Слайд 143Он научил женщин раскрашивать свое лицо, что по библейским книгам причисляется
к блудливому искусству и потому именно этот герой М. Булгакова толкнул Маргариту на темный путь, дав ей крем. Азазелло – это абсолютное зло, которое отравляет влюбленных и убивает Майгеля.
Слайд 145Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот -
оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд.
Слайд 147При составлении образа кота Бегемота писатель использовал информацию, которую узнал при
изучении истории Анны Дезанж. Жила она в XVII веке и была одержима сразу семью дьяволами.
Слайд 149Вот одним из них был демон из чина Престолов, носящий имя
Бегемот. Изображали его в виде чудовища с головой слона и страшными клыками. На бегемота бес походил коротким хвостом, громадным животом и толстыми задними лапами, а вот руки у него были человеческими.
Слайд 151Единственным человеком в дьявольской свите Воланда был Коровьев-Фагот. Исследователи предполагают, что
корни его восходят к богу Вицлипуцли.
Слайд 153В разговоре Бездомного и Берлиоза упоминается Вицлипуцли, ацтекского бога войны, которому
приносил жертвы. Если верить легендам про Фауста, то Вицлипуцли является непростым духом ада, а первым помощником сатаны.
Слайд 155В романе множество загадок, и одной из них является время, в
которое развиваются события «Мастера и Маргариты».
Невозможно найти ни
одной даты, от которой
можно было в дальнейшем
вести отчет. Относят действия
к 1-7 мая 1929 года,
на которые пришлась Страстная неделя.
Слайд 158Параллельно в «Пилатовых главах» действия развиваются в течение недели 29 или
30 года в Ершалаиме, где тоже описывается Страстная неделя. В первой части романа действия в этих историях развиваются параллельно, во второй части, они начинают переплетаться между собой и затем уже сливаются в единую историю.
Слайд 161В это время история обретает целостность, переходит в потусторонний мир.
Ершалаим теперь переходит в Москву.
Слайд 163 Миры как будто смещаются, реальности меняются местами, и по улицам
разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны…
Слайд 164 В книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера
о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).
Слайд 167Борис Леонидович
Пастернак
1890-1960
Слайд 168Б. Пастернака обычно не причисляют к какому - либо течению Серебряного
века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами.
Слайд 169 Б. Пастернак, как и Л. Андреев,
стоит особняком.
Слайд 171 Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда
вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.
Слайд 172Апофеозом творчества Б. Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по
своему замыслу.
Слайд 174Книга "Доктор Живаго”охватывает период русско - советской истории на протяжении почти
50 - ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта.
Слайд 177В биографии писателя Б. Пастернака отмечается, что в многослойном повествовании романа,
который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Б. Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.
Слайд 179Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской
философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго.
Слайд 180Мистицизм Б. Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в
романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Л. Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории.
Слайд 182В стихах Б. Пастернака много христианской и библейской мифологии, жизни Марии
Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.
Слайд 188В. Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве
случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.
Слайд 190Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она
выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов".
Слайд 192«Альтист Данилов» Владимира Орлова – один из культовых романов 1980х, вызывающий
ассоциации с «Мастером и Маргаритой», а также, отчасти, с романом братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Фантастическое сталкивается с обыденным под звуки альта и оркестров.
Слайд 193Книга «Альтист Данилов» вышла в начале 80 - х годов прошлого
века и рассказывает о демоне на договоре.
Слайд 194Роман «Альтист Данилов» причисляют к магическому реализму. Первой чертой магического реализма
служит явное двоемирие. В романе есть два вроде бы противопоставленных, но очень схожих мира: Земля и Девять Слоев, они же – бюрократический ад, мир людей и мир демонов.
Слайд 196 Главный герой альтист Данилов – воплощенное двоемирие, сын демона и
земной женщины.
Слайд 198 Основная интрига романа связана с его изгнанием из Девяти Слоев
за недостаточную демоничность и ожиданием суда.
Слайд 200Мы вместе с Даниловым недоумеваем, за что же его можно судить,
ведь он не делал ничего плохого. Выясняется, что судят его за излишнюю человечность.
Слайд 202По иронии судьбы, именно человечность и спасает Данилова: вопреки строгому запрету,
он пошел навестить Синего Быка у основания Девяти Слоев и почесал ему спинку, поэтому Бык приказал отложить наказание.
Слайд 204Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние
миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью.
Слайд 206 Присутствует и условность времени: демоны могут создавать паузы, в которые
способны путешествовать и обозревать все одновременно.
Слайд 208Путешествия во времени тоже присутствуют: приятель Данилова, демон Кармадон, приехавший на
Землю в отпуск, прихватил себе
5 земных суток.
Слайд 210 Кармадон – один из ключевых персонажей, демонстрирующий очеловечивание Данилова.
Слайд 212Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется
очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.
Слайд 214Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно.
Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью.
Слайд 215Но даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают
по силе и глубине романам писателя.
Слайд 216Восточным мистицизмом и дзен - буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником
журнала "Наука и религия".
Слайд 217Эзотерической литературой В. Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды.
Слайд 218
Эзотери́зм (от др. греч. ἐσωτερικός
«внутренний»), эзоте́рика — совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в
мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности , имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». Противопоставляется экзотерике (экзотеризму).
Слайд 220Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия
являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.
Слайд 221Увлечения писателя В. Пелевина нашли отражение в его работах - яркие
тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие.
Слайд 223Реальность в книгах В. Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами,
и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель.
Слайд 224В. Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году
он пресек пересуды на эту тему.