Слайд 1Презентация
Óбщество любому́дрия — литературно-философский кружок
( 1823— 1825 гг)
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4К середине 1820-х общественная ситуация
в России сильно изменилась.
Слайд 5В результате положение литературных обществ, преследовавших какие - либо общественно -
политические цели, оказалось сложным.
Слайд 6Наиболее крупным литературным объединением середины 20 -х стало «Общество любомудрия».
Слайд 7У истоков кружка стояли писатель и музыковед В. Ф. Одоевский, который
после восстания декабристов предложил
распустить общество,
опасаясь преследований,
так как многие
любомудры были
близки к декабристам.
Слайд 8
Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность
литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.
Слайд 10Более устойчивыми оказались литературные салоны - место встречи самых разнообразных людей.
Слайд 11Центрами литературной и художественной жизни были салоны
президента Академии Художеств
Алексея
Николаевича Оленина
Слайд 17 В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались
славянофилы.
Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием.
Слайд 18Óбщество любому́дрия —
литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823 — 1825
гг.
Слайд 19Участником общества был
Владимир Одоевский
(председатель)
Слайд 20Участником общества был
Дмитрий Владимирович Веневитинов
(секретарь)
Слайд 21Участником общества был
Иван Васильевич Киреевский
Слайд 22Участником общества был
Николай Матвеевич Рожалин
Слайд 23Участником общества был
Александр Иванович Кошелёв
Слайд 24Участником общества был
Владимир Павлович Титов
Слайд 25Участником общества был
Степан Петрович Шевырёв
Слайд 26Участником общества был
Николай Александрович Мельгунов
Слайд 27Иногда заседания посещали некоторые другие московские литераторы.
Слайд 28
Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы
Фридриха Вильгельма
Шеллинга
Бенедикта Спинозы
немецких
натурфилософов
Слайд 29Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы
Иммануила Канта
Иоганн Готлиб Фихте
немецких
натурфилософов
Слайд 30Члены общества называли себя
«любомудрами».
Слайд 31История общества
Дмитрий Веневитинов
Слайд 32Около 1822 года московским литератором и педагогом С. Е. Раичем было создано так
называемое «Общество друзей», известное также как «Кружок Раича».
Слайд 34
Кружок объединял преподавателей и студентов Московского университета , Университетского благородного
пансиона, Московского училища колонновожатых, а также их знакомых, интересовавшихся вопросами эстетики, литературы и теории искусства.
Слайд 37Членом кружка был
Фёдор Иванович Тютчев
Слайд 38Членом кружка был
князь Владимир Фёдорович Одоевский
Слайд 40Членом кружка был
Александр Николаевич Муравьёв
Слайд 41Членом кружка был
Дмитрий Петрович Ознобишин
Слайд 42Членом кружка был
Михаил Петрович Погодин
Слайд 43Членом кружка был
Михаил Александрович Дмитриев
Слайд 45Членом кружка был
Дмитрий Иванович Писарев
Слайд 46Членом кружка был
Владимир Павлович Титов
Слайд 47Членом кружка был
Степан Петрович Шевырёв
Слайд 48Членом кружка был
Алексей Михайлович Кубарев
Слайд 49Членом кружка был
Аврам Сергеевич Норов
Слайд 50Членом кружка был
Александр Сергеевич Норов
Слайд 51Членом кружка был
Михаил Александрович Максимович
Слайд 52Философия также входила в круг интересов раичевского кружка, но находилась на
их периферии.
Слайд 53
В 1823 году от «Общества друзей» отпочковалось «Общество любомудрия», образованное для
более глубокого обсуждения философских вопросов и изучения трудов западных философов, в особенности представителей немецкой идеалистической философии.
Слайд 55 Броское самоназвание было избрано, чтобы максимально дистанцироваться от рационалистической философии
французских просветителей и подчеркнуть приверженность немецкому идеализму.
Слайд 56«До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в
образе французского говоруна XVIII века; посему-то мы для отличия и называем истинных философов любомудрами»,
— писал В. Ф. Одоевский.
Слайд 57Как вспоминал один из членов «Общества любомудрия» Александр Кошелёв, новое общество
«собиралось тайно, и об его существовании мы никому не говорили».
Слайд 58Членом общества был
князь
Владимир Фёдорович Одоевский
Слайд 59Членом общества был
Иван Васильевич Киреевский
Слайд 60Членом общества был
Дмитрий Веневитинов
Слайд 61Членом общества был
Козьма Фёдорович Рожалин
Слайд 62Тут господствовала немецкая философия - Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес и
др.
Слайд 63Тут иногда читали философские сочинения; но всего чаще и по большей
части беседовали о прочтенных творениях немецких любомудров.
Слайд 64Начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составляли преимущественный
предмет бесед; христианское учение казалось пригодным только для народных масс.
Слайд 65 «Особенно высоко ценили Спинозу, и его творения считали много выше
Евангелия и других священных писаний», - писал
Александр Иванович Кошелёв
Слайд 66Членами кружка были
Владимир Петрович
Титов
Степан Петрович
Шевырёв
Николай Александрович
Мельгунов
Слайд 67Близок обществу был
Михаил Петрович Погодин
Слайд 68Близок обществу был
Алексей Степанович Хомяков
Слайд 70
Почти все участники собраний служили в Московском архиве Коллегии иностранных
дел и были из числа так называемых «архивных юношей»
Слайд 72Встречи чаще проходили на квартире Владимира Одоевского,
в Газетном переулке, 3.
Слайд 74Титульный лист альманаха
«Мнемозина»
Слайд 75Наиболее сильное влияние на членов общества оказывала немецкая идеалистическая
философия, в особенности шеллингианство.
Слайд 78На основе философии тождества Ф. Шеллинга участники кружка пытались построить цельное
философское «науко - учение», сводящее «все случаи или все частные познания человека к одному началу», развивали идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории.
Слайд 83Дмитрий Веневитинов считал необходимым создание самостоятельной русской философии.
«Россия найдет своё основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии», — писал Дмитрий Веневитинов.
Слайд 85 В области эстетики любомудры были приверженцами романтизма и выступали против
эмпиризма и «критики вкусов»,
стараясь обосновать
теорию искусства
на основе философского
идеализма.
Не одобряли они эмпиризм и в науке.
Слайд 86
Показательна опубликованная Одоевским в четвертом выпуске «Мнемозины» статья
«О способах
исследования природы»
профессора М. Г. Павлова, развивавшего принципы идеалистической диалектики.
В ней последовательно доказывалось преимущество «умозрительного» метода перед «эмпирическим».
Слайд 88
Для того, чтобы русское общество получило представление о новых идеях, любомудры
полагали
важным вести
популяризаторскую
литературную
деятельность.
Слайд 89 Философские мысли, выраженные в аллегорической форме, получали распространение в стихах
и прозе любомудров.
Слайд 90 В соответствии со своим представлением о синкретизме философии и искусства,
любомудры стараются осуществить литературную реформу.
Слайд 91Принципы любомудрия находят выражение в философской лирике
Дмитрия Веневитинова
Слайд 92 Лирический герой Д. Веневитинова — это романтический поэт - созерцатель,
мудрец, пророк.
Слайд 93В 1844 году Владимир Одоевский издаёт первый русский философский роман «Русские
ночи».
Слайд 95В попытках вернуть в поэзию высокий стиль, требующий от читателя определённых
встречных интеллектуальных усилий,
Степан Шевырёв
обращается к
устаревшей одической
традиции с её архаизмами
и метрической усложнённостью.
Слайд 97
Для пропаганды идей любомудрия в 1823 году В. Одоевский взялся за
издание литературно - философского альманаха «Мнемозина» , объединившись для этого с будущим декабристом В. К. Кюхельбекером.
Слайд 100По словам издателя, главной задачей этого печатного органа было «распространить несколько
новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание русских читателей на предметы в России малоизвестные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам».
Слайд 102В 1824—1825 годах вышло четыре номера альманаха.
Слайд 103Ещё одним альманахом, в котором дружно выступили участники общества, была «Урания»
изданная близким к любомудрам молодым историком М. Погодиным.
Слайд 104 Незадолго перед восстанием декабристов, в числе которых было много друзей
и родственников молодых философов, любомудров захватил интерес к политической жизни.
Обычно игнорировавшиеся французские мыслители оказались в центре занятий общества.
Слайд 106
«Мы, — вспоминал Кошелёв, — с особенною жадностью налегли на сочинения Бенжамена
Констана, Рое - Коллара и других французских политических писателей; и на время немецкая философия сошла у нас с первого плана».
Слайд 109Кружок просуществовал
до конца 1825 года.
Слайд 110После катастрофы на Сенатской площади, когда, с одной стороны, происходящие события
захватили всё внимание любомудров, а, с другой, тайные сборища философов могли бы вызвать подозрения полиции, было решено общество распустить.
Слайд 111Председатель Владимир Одоевский пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил
в своем камине устав общества вместе с протоколами его собраний.
Слайд 112Обществу любомудрия так и не удалось оставить целостную философскую систему.
Философские
взгляды любомудров неразрывно связаны с мыслями о творчестве, эстетике, искусстве; философские высказывания обнаруживаются в их переписке, статьях и художественных произведениях, где чередуются с суждениями о науке и культуре.
Слайд 114Любомудры
после самороспуска общества
Алексей Хомяков
Слайд 115Несмотря на формальное прекращение работы общества, после 1825 года связи между любомудрами
не распадались.
Многие из них вскоре стали авторами выпущенного
С. Е. Раичем литературного альманаха «Северная лира» на 1827 год, а затем сгруппировались вокруг погодинского литературно-научного журнала «Московский вестник» , поддержанного А. С. Пушкиным.
Слайд 117Из всех участников Общества последовательным «любомудром» можно назвать только скончавшегося двадцатиоднолетним
Дмитрия Веневитинова.
Слайд 118
Для всех остальных «любомудрие» стало, пусть и важным, но лишь одним
из этапов долгой духовной эволюции.
Оттолкнувшись от немецкого идеализма, Владимир Одоевский в дальнейшем пережил и увлечение, и разочарование мистицизмом.
Слайд 120В последний период жизни бывший председатель любомудров пришёл к реализму и
эмпиризму, признал ценность европейского естествознания и приблизился по философским взглядам к индуктивной метафизике.
Слайд 121Вооружившись шеллингианской трактовкой истории как науки «самопознания» человечества, многие любомудры естественным
образом обращались к своим национальным корням.
Слайд 122 Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский
в 1830—1850-хх годах
стали основателями и идеологами славянофильства.
Слайд 123К славянофильству пришёл и Александр Иванович Кошелёв
Слайд 124В 1827 - 1830 годах
«Московский вестник»
являлся идейным центром распространения идей
"любомудров".
Слайд 125 В начале 1830-х годов философские и эстетические традиции "любомудров" продолжил кружок
Николая
Владимировича Станкевича.