Презентация, доклад Óбщество любомудрия — литературно-философский кружок( 1823— 1825 гг).

Содержание

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась.

Слайд 1Презентация Óбщество любому́дрия — литературно-философский кружок ( 1823— 1825 гг)

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Óбщество любому́дрия — литературно-философский кружок ( 1823— 1825 гг)

Слайд 4К середине 1820-х общественная ситуация
в России сильно изменилась.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась.

Слайд 5В результате положение литературных обществ, преследовавших какие - либо общественно -

политические цели, оказалось сложным.

В результате положение литературных обществ, преследовавших какие - либо общественно - политические цели, оказалось сложным.

Слайд 6Наиболее крупным литературным объединением середины 20 -х стало «Общество любомудрия».

Наиболее крупным литературным объединением середины 20 -х стало «Общество любомудрия».

Слайд 7У истоков кружка стояли писатель и музыковед В. Ф. Одоевский, который

после восстания декабристов предложил
распустить общество,
опасаясь преследований,

так как многие
любомудры были

близки к декабристам.
У истоков кружка стояли писатель и музыковед В. Ф. Одоевский, который после восстания декабристов предложил распустить общество,

Слайд 8
Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность

литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.
Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая

Слайд 10Более устойчивыми оказались литературные салоны - место встречи самых разнообразных людей.



Более устойчивыми оказались литературные салоны - место встречи самых разнообразных людей.

Слайд 11Центрами литературной и художественной жизни были салоны
президента Академии Художеств
Алексея

Николаевича Оленина

Центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств Алексея Николаевича Оленина

Слайд 13Зинаиды Волконской

Зинаиды Волконской

Слайд 15Екатерины Андреевны
Карамзиной

Екатерины Андреевны Карамзиной

Слайд 17 В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались

славянофилы.
Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием.
В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Любая встреча здесь оказывалась не

Слайд 18Óбщество любому́дрия —
литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823 — 1825

гг.

Óбщество любому́дрия — литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823 — 1825 гг.

Слайд 19Участником общества был
Владимир Одоевский 
(председатель)

Участником общества был Владимир Одоевский (председатель)

Слайд 20Участником общества был
Дмитрий Владимирович Веневитинов
(секретарь)

Участником общества был Дмитрий Владимирович Веневитинов(секретарь)

Слайд 21Участником общества был
Иван Васильевич Киреевский 

Участником общества был Иван Васильевич Киреевский 

Слайд 22Участником общества был
Николай Матвеевич Рожалин

Участником общества был Николай Матвеевич Рожалин

Слайд 23Участником общества был
Александр Иванович Кошелёв

Участником общества был Александр Иванович Кошелёв

Слайд 24Участником общества был
Владимир Павлович Титов

Участником общества был Владимир Павлович Титов

Слайд 25Участником общества был
Степан Петрович Шевырёв

Участником общества был Степан Петрович Шевырёв

Слайд 26Участником общества был
Николай Александрович Мельгунов

Участником общества был Николай Александрович Мельгунов

Слайд 27Иногда заседания посещали некоторые другие московские литераторы.

Иногда заседания посещали некоторые другие московские литераторы.

Слайд 28
Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы


Фридриха Вильгельма
Шеллинга




Бенедикта Спинозы


  немецких
натурфилософов 
Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы

Слайд 29Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы


Иммануила Канта



Иоганн Готлиб Фихте


немецких
натурфилософов 

Участники кружка интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы

Слайд 30Члены общества называли себя 
«любомудрами».

Члены общества называли себя «любомудрами».

Слайд 31История общества






Дмитрий Веневитинов



История общества Дмитрий Веневитинов

Слайд 32Около 1822 года московским литератором и педагогом С. Е. Раичем было создано так

называемое «Общество друзей», известное также как «Кружок Раича».
Около 1822 года московским литератором и педагогом С. Е. Раичем было создано так называемое «Общество друзей», известное также как

Слайд 34
Кружок объединял преподавателей и студентов Московского университета , Университетского благородного

пансиона, Московского училища колонновожатых, а также их знакомых, интересовавшихся вопросами эстетики, литературы и теории искусства.
Кружок объединял преподавателей и студентов Московского университета , Университетского благородного пансиона, Московского училища колонновожатых, а также

Слайд 37Членом кружка был
Фёдор Иванович Тютчев

Членом кружка былФёдор Иванович Тютчев

Слайд 38Членом кружка был
князь Владимир Фёдорович Одоевский

Членом кружка былкнязь Владимир Фёдорович Одоевский

Слайд 40Членом кружка был
Александр Николаевич Муравьёв

Членом кружка былАлександр Николаевич Муравьёв

Слайд 41Членом кружка был
Дмитрий Петрович Ознобишин

Членом кружка былДмитрий Петрович Ознобишин

Слайд 42Членом кружка был
Михаил Петрович Погодин

Членом кружка былМихаил Петрович Погодин

Слайд 43Членом кружка был
Михаил Александрович Дмитриев

Членом кружка былМихаил Александрович Дмитриев

Слайд 45Членом кружка был
Дмитрий Иванович Писарев

Членом кружка былДмитрий Иванович Писарев

Слайд 46Членом кружка был
Владимир Павлович Титов

Членом кружка былВладимир Павлович Титов

Слайд 47Членом кружка был
Степан Петрович Шевырёв

Членом кружка былСтепан Петрович Шевырёв

Слайд 48Членом кружка был
Алексей Михайлович Кубарев

Членом кружка былАлексей Михайлович Кубарев

Слайд 49Членом кружка был
Аврам Сергеевич Норов

Членом кружка былАврам Сергеевич Норов

Слайд 50Членом кружка был
Александр Сергеевич Норов

Членом кружка былАлександр Сергеевич Норов

Слайд 51Членом кружка был
Михаил Александрович Максимович

Членом кружка былМихаил Александрович Максимович

Слайд 52Философия также входила в круг интересов раичевского кружка, но находилась на

их периферии.
Философия также входила в круг интересов раичевского кружка, но находилась на их периферии.

Слайд 53
В 1823 году от «Общества друзей» отпочковалось «Общество любомудрия», образованное для

более глубокого обсуждения философских вопросов и изучения трудов западных философов, в особенности представителей немецкой идеалистической философии.
В 1823 году от «Общества друзей» отпочковалось «Общество любомудрия», образованное для более глубокого обсуждения философских вопросов и

Слайд 55 Броское самоназвание было избрано, чтобы максимально дистанцироваться от рационалистической философии

французских просветителей и подчеркнуть приверженность немецкому идеализму.
Броское самоназвание было избрано, чтобы максимально дистанцироваться от рационалистической философии французских просветителей и подчеркнуть приверженность немецкому

Слайд 56«До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в

образе французского говоруна XVIII века; посему-то мы для отличия и называем истинных философов любомудрами», 
— писал В. Ф. Одоевский.
«До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна XVIII века; посему-то

Слайд 57Как вспоминал один из членов «Общества любомудрия» Александр Кошелёв, новое общество

«собиралось тай­но, и об его существовании мы никому не говорили».

Как вспоминал один из членов «Общества любомудрия» Александр Кошелёв, новое общество «собиралось тай­но, и об его существовании

Слайд 58Членом общества был
князь
Владимир Фёдорович Одоевский

Членом общества былкнязь Владимир Фёдорович Одоевский

Слайд 59Членом общества был
Иван Васильевич  Киреевский


Членом общества былИван Васильевич  Киреевский

Слайд 60Членом общества был
Дмитрий Веневитинов


Членом общества былДмитрий Веневитинов

Слайд 61Членом общества был
Козьма Фёдорович Рожалин


Членом общества былКозьма Фёдорович Рожалин

Слайд 62Тут господствовала немецкая философия - Кант, Фих­те, Шеллинг, Окен, Геррес и

др.

Тут господствовала немецкая философия - Кант, Фих­те, Шеллинг, Окен, Геррес и др.

Слайд 63Тут иногда читали философские сочинения; но всего чаще и по большей

части беседовали о прочтенных творениях немецких любомудров.

Тут иногда читали философские сочинения; но всего чаще и по большей части беседовали о прочтенных творениях немецких

Слайд 64Начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составля­ли преимущественный

предмет бесед; христианское учение ка­залось пригодным только для народных масс.
Начала, на которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составля­ли преимущественный предмет бесед; христианское учение ка­залось пригодным

Слайд 65 «Особенно высоко ценили Спинозу, и его творения считали много выше

Евангелия и других священных писаний», - писал
Александр Иванович Кошелёв
«Особенно высоко ценили Спинозу, и его творения считали много выше Евангелия и других священных писаний», -

Слайд 66Членами кружка были

Владимир  Петрович

 Титов

Степан  Петрович
 Шевырёв


Николай  Александрович  
Мельгунов



Членами кружка былиВладимир  Петрович         ТитовСтепан  Петрович     Шевырёв

Слайд 67Близок обществу был
Михаил  Петрович Погодин

Близок обществу был    Михаил  Петрович Погодин

Слайд 68Близок обществу был
Алексей Степанович Хомяков


Близок обществу был Алексей Степанович Хомяков

Слайд 70

Почти все участники собраний служили в Московском архиве Коллегии иностранных

дел и были из числа так называемых «архивных юношей»
Почти все участники собраний служили в Московском архиве Коллегии иностранных дел и были из числа так называемых

Слайд 72Встречи чаще проходили на квартире Владимира Одоевского,
в Газетном переулке, 3.

Встречи чаще проходили на квартире Владимира Одоевского, в Газетном переулке, 3.

Слайд 74Титульный лист альманаха
«Мнемозина»

Титульный лист альманаха «Мнемозина»

Слайд 75Наиболее сильное влияние на членов общества оказывала немецкая идеалистическая

философия, в особенности шеллингианство.
Наиболее сильное влияние на членов общества оказывала немецкая идеалистическая      философия, в особенности

Слайд 78На основе философии тождества Ф. Шеллинга участники кружка пытались построить цельное

философское «науко - учение», сводящее «все случаи или все частные познания человека к одному началу», развивали идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории.

На основе философии тождества Ф. Шеллинга участники кружка пытались построить цельное философское «науко - учение», сводящее «все

Слайд 83Дмитрий Веневитинов считал необходимым создание самостоятельной русской философии.

«Россия найдет своё основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии», — писал Дмитрий Веневитинов.
Дмитрий Веневитинов считал необходимым создание самостоятельной русской философии.       «Россия найдет своё

Слайд 85 В области эстетики любомудры были приверженцами романтизма и выступали против

эмпиризма и «критики вкусов»,
стараясь обосновать

теорию искусства

на основе философского
идеализма.
Не одобряли они эмпиризм и в науке.
В области эстетики любомудры были приверженцами романтизма и выступали против эмпиризма и «критики вкусов», стараясь обосновать

Слайд 86
Показательна опубликованная Одоевским в четвертом выпуске «Мнемозины» статья
«О способах

исследования природы»
профессора М. Г. Павлова, развивавшего принципы идеалистической диалектики.

В ней последовательно доказывалось преимущество «умозрительного» метода перед «эмпирическим».
Показательна опубликованная Одоевским в четвертом выпуске «Мнемозины» статья «О способах исследования природы» профессора М. Г. Павлова,

Слайд 88
Для того, чтобы русское общество получило представление о новых идеях, любомудры

полагали
важным вести
популяризаторскую
литературную
деятельность.

Для того, чтобы русское общество получило представление о новых идеях, любомудры полагали   важным вести популяризаторскую

Слайд 89 Философские мысли, выраженные в аллегорической форме, получали распространение в стихах

и прозе любомудров.
Философские мысли, выраженные в аллегорической форме, получали распространение в стихах и прозе любомудров.

Слайд 90 В соответствии со своим представлением о синкретизме философии и искусства,

любомудры стараются осуществить литературную реформу.
В соответствии со своим представлением о синкретизме философии и искусства, любомудры стараются осуществить литературную реформу.

Слайд 91Принципы любомудрия находят выражение в философской лирике
Дмитрия Веневитинова

Принципы любомудрия находят выражение в философской лирике Дмитрия Веневитинова

Слайд 92 Лирический герой Д. Веневитинова — это романтический поэт - созерцатель,

мудрец, пророк.
Лирический герой Д. Веневитинова — это романтический поэт - созерцатель, мудрец, пророк.

Слайд 93В 1844 году  Владимир Одоевский издаёт первый русский философский роман «Русские

ночи».
В 1844 году  Владимир Одоевский издаёт первый русский философский роман «Русские ночи».

Слайд 95В попытках вернуть в поэзию высокий стиль, требующий от читателя определённых

встречных интеллектуальных усилий,
Степан Шевырёв
обращается к
устаревшей одической
традиции с её архаизмами
и метрической усложнённостью.

В попытках вернуть в поэзию высокий стиль, требующий от читателя определённых встречных интеллектуальных усилий,

Слайд 97
Для пропаганды идей любомудрия в 1823 году В. Одоевский взялся за

издание литературно - философского альманаха «Мнемозина» , объединившись для этого с будущим декабристом В. К. Кюхельбекером.

Для пропаганды идей любомудрия в 1823 году В. Одоевский взялся за издание литературно - философского альманаха «Мнемозина»

Слайд 100По словам издателя, главной задачей этого печатного органа было «распространить несколько

новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание русских читателей на предметы в России малоизвестные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам».

По словам издателя, главной задачей этого печатного органа было «распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить

Слайд 102В 1824—1825 годах вышло четыре номера альманаха.

В 1824—1825 годах вышло четыре номера альманаха.

Слайд 103Ещё одним альманахом, в котором дружно выступили участники общества, была «Урания»

изданная близким к любомудрам молодым историком М. Погодиным.
Ещё одним альманахом, в котором дружно выступили участники общества, была «Урания» изданная близким к любомудрам молодым историком

Слайд 104 Незадолго перед  восстанием декабристов, в числе которых было много друзей

и родственников молодых философов, любомудров захватил интерес к политической жизни.
Обычно игнорировавшиеся французские мыслители оказались в центре занятий общества.
Незадолго перед  восстанием декабристов, в числе которых было много друзей и родственников молодых философов, любомудров захватил

Слайд 106
«Мы, — вспоминал Кошелёв, — с особенною жадностью налегли на сочинения Бенжамена

Констана, Рое - Коллара и других французских политических писателей; и на время немецкая философия сошла у нас с первого плана».
«Мы, — вспоминал Кошелёв, — с особенною жадностью налегли на сочинения Бенжамена Констана, Рое - Коллара и других

Слайд 109Кружок просуществовал
до конца 1825 года.

Кружок просуществовал до конца 1825 года.

Слайд 110После катастрофы на Сенатской площади, когда, с одной стороны, происходящие события

захватили всё внимание любомудров, а, с другой, тайные сборища философов могли бы вызвать подозрения полиции, было решено общество распустить.
После катастрофы на Сенатской площади, когда, с одной стороны, происходящие события захватили всё внимание любомудров, а, с

Слайд 111Председатель Владимир Одоевский пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил

в своем камине устав общества вместе с протоколами его собраний.

Председатель Владимир Одоевский пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил в своем камине устав общества вместе

Слайд 112Обществу любомудрия так и не удалось оставить целостную философскую систему.
Философские

взгляды любомудров неразрывно связаны с мыслями о творчестве, эстетике, искусстве; философские высказывания обнаруживаются в их переписке, статьях и художественных произведениях, где чередуются с суждениями о науке и культуре.

Обществу любомудрия так и не удалось оставить целостную философскую систему. Философские взгляды любомудров неразрывно связаны с мыслями

Слайд 114Любомудры
после самороспуска общества



Алексей Хомяков

Любомудры после самороспуска обществаАлексей Хомяков

Слайд 115Несмотря на формальное прекращение работы общества, после 1825 года связи между любомудрами

не распадались.
Многие из них вскоре стали авторами выпущенного
С. Е. Раичем литературного альманаха «Северная лира» на 1827 год, а затем сгруппировались вокруг погодинского литературно-научного журнала «Московский вестник» , поддержанного А. С. Пушкиным.
Несмотря на формальное прекращение работы общества, после 1825 года связи между любомудрами не распадались.

Слайд 117Из всех участников Общества последовательным «любомудром» можно назвать только скончавшегося двадцатиоднолетним

Дмитрия Веневитинова.

Из всех участников Общества последовательным «любомудром» можно назвать только скончавшегося двадцатиоднолетним Дмитрия Веневитинова.

Слайд 118
Для всех остальных «любомудрие» стало, пусть и важным, но лишь одним

из этапов долгой духовной эволюции.
Оттолкнувшись от немецкого идеализма, Владимир Одоевский в дальнейшем пережил и увлечение, и разочарование мистицизмом.
Для всех остальных «любомудрие» стало, пусть и важным, но лишь одним из этапов долгой духовной эволюции.Оттолкнувшись от

Слайд 120В последний период жизни бывший председатель любомудров пришёл к реализму и

эмпиризму, признал ценность европейского естествознания и приблизился по философским взглядам к индуктивной метафизике.

В последний период жизни бывший председатель любомудров пришёл к реализму и эмпиризму, признал ценность европейского естествознания и

Слайд 121Вооружившись шеллингианской трактовкой истории как науки «самопознания» человечества, многие любомудры естественным

образом обращались к своим национальным корням.
Вооружившись шеллингианской трактовкой истории как науки «самопознания» человечества, многие любомудры естественным образом обращались к своим национальным корням.

Слайд 122 Алексей Степанович  Хомяков и Иван Васильевич  Киреевский
в 1830—1850-хх годах

стали основателями и идеологами славянофильства.
Алексей Степанович  Хомяков и Иван Васильевич  Киреевский в 1830—1850-хх годах стали основателями и идеологами славянофильства.

Слайд 123К славянофильству пришёл и Александр  Иванович  Кошелёв

К славянофильству пришёл и Александр  Иванович  Кошелёв

Слайд 124В 1827 - 1830 годах
«Московский вестник» 
являлся идейным центром распространения идей

"любомудров".

В 1827 - 1830 годах «Московский вестник» являлся идейным центром распространения идей

Слайд 125 В начале 1830-х годов философские и эстетические традиции "любомудров" продолжил кружок 
Николая

Владимировича Станкевича.
 В начале 1830-х годов философские и эстетические традиции

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть