Слайд 1«Вся Россия наш сад»
Центральный образ пьесы
Слайд 2Определить жанр значит понять замысел автора.
Слайд 3лирическая комедия
«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»
комедия
- драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени.
Отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения её богатств.
Лирическое отношение Чехова к Родине, к её природе, боль за разрушение её красоты и богатств составляют как бы «подводное течение» пьесы.
Слайд 4Центральный образ
Конкретное и вечное
Прошлое, настоящее и будущее
Память, счастье, чистота
Деньги, долг, залог,
наследство, торги
Слайд 5Центральный образ
Вокруг него строится интрига – сюжетообразующий образ
Объединяет все персонажи
Поэтическая энергетика
пьесы – и лирическое, и трагическое, и комическое, и ироническое
Так же одинок, как люди.
Безмолвная ирония по отношению к хозяевам: и старым, и новым
Слайд 6П. Вайль, А. Генис «ВСЕ – В САДУ»
Герои Чехова состоят
в прямом родстве с лишними людьми Пушкина и Лермонтова, в отдаленном — с маленьким человеком Гоголя, и — в перспективе — не чужды сверхчеловеку Горького.
Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя
Слайд 7П. Вайль, А. Генис «ВСЕ – В САДУ»
никто никого не
понимает, мир распался, связи бессодержательны, человек заключен в стеклянную скорлупу одиночества. Чеховский диалог обычно превращается в перемежающиеся монологи, в набор безадресных реплик.
Онегины и Печорины — полнокровные, красивые, интересные, всех в себя влюбляющие. У чеховских персонажей ничего не получается и с любовью.
Слайд 8П. Вайль, А. Генис «ВСЕ – В САДУ»
Естественно, что и
в композиции всех пьес Чехова огромное место занимают сцены встреч и прощаний. …Тут вечный перрон, и вещи всегда в беспорядке: в «Вишневом саду» весь первый акт их разбирают, весь последний — укладывают. А за сценой (указывает ремарка) проходит железная дорога.
Но куда же едут пассажиры чеховской драмы? Почему мы всегда их видим собирающимися в дорогу, но никогда не прибывшими к месту назначения? Да и где, все-таки, это место?
Слайд 9П. Вайль, А. Генис «ВСЕ – В САДУ»
…мучаются они вопросом
не «куда», а «когда». Кардинальный, универсальный конфликт здесь выражен сложным противопоставлением трех времен — прошлого, настоящего и будущего..
Но победа в этом споре нового и старого, напоминающем ссоры Кирсанова с Базаровым, не достается ни одной из сторон. Как всегда у Чехова, идея сливается с личностью, которая ее высказывает, не оставляя нам надежды на выяснение окончательной правды.
Слайд 10П. Вайль, А. Генис «ВСЕ – В САДУ»
Если бы сад
не продали, что бы изменилось в жизни всех тех, кто так о нем беспокоится? Удержал бы сад Раневскую с ее пачкой призывных телеграмм из Парижа? Помешал бы сад уехать Ане и Пете Трофимову? Прибавят ли вырученные за сад деньги смысла жизни Лопахину? Нет, судьба сада по-настоящему важна только для самого сада, только для него это буквально вопрос жизни и смерти.
Слайд 11Центральный образ
Сад — вершинный образ всего чеховского творчества, как бы его
завершающий и обобщающий символ веры.