Слайд 1Презентация
Анализ поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова
«Мцыри»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5История создания
поэмы «Мцыри»
Слайд 8Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется
у поэта еще в юности.
В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем:
«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».
Слайд 9Понадобилось почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился.
В 1830 году
Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь.
Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря.
Слайд 10В 1837 г на Военно-грузинской дороге поэт встретился с монахом.
Слайд 11И Лермонтов узнал о жизни монаха – он был последним из
монастыря около Мцхете.
Маленького его привез в монастырь русский генерал Ермолов.
Мальчик был болен и не смог продолжать путь.
Мальчик не раз пытался сбежать- тосковал по дому.
Одна из попыток едва не стоила жизни. После болезни монах смирился и остался при монастыре.
Слайд 13
Тема поэмы
«Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали
от родины в христианском монастыре.
В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения».
А.В. Попов
Слайд 14«В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения,
гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную».
Б. Эйхенбаум
Слайд 15Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой
готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество.
Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри.
Слайд 16Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова.
Все они
ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.
Слайд 18
Идея поэмы
В. Г. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал
нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью».
Слайд 20По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный
или единственный идеал».
Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.
Слайд 21
Характер конфликта
Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри —
это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы.
Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего.
Слайд 22Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью
тела.
Слайд 23 В чём смысл эпиграфа
к поэме «Мцыри»:
«Вкушая, вкусих
мало мёду,
и се аз умираю»?
из «Первой книги Царств»
Библии
Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.
Слайд 24 М.Ю.Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы:
его герой,
прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.
Слайд 25Мцыри чем-то схож с автором:
он так же одинок и не
может быть свободным в выборе. М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью
лирического героя.
Поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.
Слайд 27 Главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог
на несколько дней освободиться из плена, однако умер после очень короткого, но счастливого времени.
Автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.
Слайд 28Эпиграф к поэме «Мцыри» -
«Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз
умираю» -
выражает не только идею произведения.
Это изречение из Библии настраивает читателя на
- размышление о красоте и многогранности окружающего мира,
- о смысле человеческой жизни и её скоротечности.
Два плана поэмы
тоска по идеалу, реальные блуждания
романтическая мальчика-горца,
мечта бежавшего из монастыря,
о далёкой прекрасной, сбившегося с пути и
неведомой родине плутавшего в лесу.
И его тоска не просто тоска по родному аулу.
Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе… –
Композиция поэмы
краткое описание раскрытие души
жизни Мцыри Мцыри
- Побег Мцыри был неожиданностью
- Мцыри готов отказаться от жизни
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Слайд 34 Композиция поэмы
Композиция произведения своеобразна:
поэма состоит из
вступления,
краткого рассказа
автора о жизни героя и исповеди героя,
причем порядок событий при изложении изменен.
Слайд 35 Двоичность в композиции поэмы
Ещё одна особенность композиции – наличие пар,
двоичность
Примеры пар:
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры;
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной;
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы;
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Слайд 36Особенность в поэме
две скалы как будто тянутся друг к
другу каменными объятьями, но им никогда не дано сойтись.
Их разделяет поток.
Эта невозможность встречи с родственной душой символически существенна, важна для смысла поэмы
Слайд 37 Тема невозможности встречи с родственной душой в творчестве
М. Лермонтова
У Лермонтова
тема невозможности встречи, невозможности душевной близости, душевного контакта настолько универсальна, что он перекладывает на русский язык стихотворение Генриха Гейне «Они любили друг друга так долго и нежно» и заканчивает его строчками, которых нет у Гейне (немецкого поэта):
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Там, в другом мире, за гробом, встреча невозможна.
Слайд 38 Сны в композиции поэмы
Важное место
в композиции поэмы занимает сон.
Сон, как всегда у Лермонтова, обладающий полнотой и многозначностью смысла.
Я лёг в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой .
…Кинжалов длинных… и как сон
Всё это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
Слайд 3920-я глава:
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про
милых ближних и родных…
Ещё в сомненья погружён,
Я думал – это страшный сон…
Потом герой видит себя лежащим на дне реки и слышит разговаривающую с ним рыбку. Это тоже своего рода сон.
И в конце поэмы герой хочет заснуть с мыслью о милой стороне.
Слайд 40 Создаётся впечатление, что именно во сне даются какие-то откровения
героя, он постигает мир иной.
Для Лермонтова это необычайно важно.
Может быть, герой просто уходит от подавляющей его безрадостной реальности (монастырской, тюремной) в мир грёз, который в другом месте поэмы будет назван «чудный мир тревог и битв».
Слайд 41Владимир Сергеевич Соловьёв, мыслитель и поэт начала XX века, говорил о
сомнамбулизме Лермонтова, о состоянии, что Лермонтов будто бы был способен видеть будущее:
« А та удивительная фантасмагория, которую увековечило это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царство фей».
Слайд 42
Сюжет поэмы
Повествование начинается
с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного
монастыря:
Немного лет тому назад,
Там, где сливался,
шумят,
Обнявшись,
будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Слайд 43
Сюжет поэмы
3-я, 4-я и 5-я главы - Мцыри говорит о своей
жизни в монастыре и открывает душу:
он «знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
она, как червь, в нем жила,
"Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты его "звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.»
Единственное его желание - быть свободным.
6-я и 7-я главы -
рассказ, что Мцыри увидел "на воле». Мир природы контрастирует
с видом монастыря. Герой погружается в воспоминания. То, как он рисует природу, характеризует его как цельную натуру:
...Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой…
Слайд 458-я – 23 главы
-повествование о трехдневном скитании.
Слайд 46 Последовательность событий
не нарушается.
Мцыри
рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.
Слайд 4725-я и 26-я главы - прощание Мцыри и его завещание.
Дни, которые он провел на воле, стали ярким воспоминанием юноши.
Слайд 48Образ Мцыри
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде
«послушника».
А в грузинском языке это слово имеет смысл,
как : пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких.
Слайд 50Трагический романтизм отдельной судьбы —нить, из которой сплетается образ главного героя
с необычным именем, ставшим нарицательным за годы существования произведения.
Лейтмотив поэмы — судьба черкесского мальчика, попавшего в плен и воспитывавшегося в христианском монастыре.
Слайд 53 Кто такой Мцыри?
Мцыри - молодой монах, которого насильно держат в монастыре с 6 лет:
"...Я молод, молод..."
"...Я мало жил..."
"...Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет..."
Слайд 54По происхождению Мцыри - горец.
Мцыри родом с Кавказа:
"...Седой, незыблемый Кавказ …
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил..."
"...Дитя неведомой страны..."
Его предки –
храбрые воины гор Кавказа.
Слайд 55
И сам Мцыри мог бы стать славным горцем.
У Мцыри
с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила.
Эту силу духа он унаследовал от своих предков - храбрых горцев:
"...Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов..."
Слайд 56 Мцыри - мужественный
с самого детства:
Внутри него бьется
пламенное и храброе сердце
«...Без жалоб он
Томился – даже слабый стон
Из детских губ не вылетал…»
«...Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда...»
Слайд 58У Мцыри - пламенная душа:
"...дай руку мне;
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму...»
Он - гордый человек.
Он был гордым еще в детстве:
"...И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил..."
"...Он знаком пищу отвергал,
И тихо, гордо умирал..." (в детстве)
"...Но верь мне, помощи людской
Я не желал..."
Слайд 59Жизнь Мцыри - это горькие муки:
"...И повесть горьких мук моих
Не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье..."
Он тоскует по своей родине - Кавказу:
"...Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел вздыхая на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной..."
"...Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой..."
"...Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума..."
"...про милую страну..."
Слайд 61Мцыри - хороший человек.
Он никому не сделал зла:
"...Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать..."
У него детская, чистая душа:
"...Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах..."
Слайд 62Он угрюм и одинок:
«...угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок...»
«...Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых...»
Мцыри отвык от людей, живя в монастыре:
«...Я сам, как зверь, был чужд людей...»
«...Я был чужой
Для них навек, как зверь степной...»
Слайд 63Мцыри мечтает о жизни на воле, с ее тревогами и битвами:
«...Она мечты мои звала <...>
В тот чудный мир тревог и битв <...>
Где люди вольны, как орлы...»
Он скучает по родине и по родным, которые остались на Кавказе:
"...Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!.."
"...виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей..."
Слайд 64Мцыри жаль расставаться с жизнью. Он не познал жизнь, находясь в
неволе:
"...Но с жизнью жаль расстаться мне...«
"...Ты жил, – я также мог бы жить!.." (слова Мцыри )
Он - хороший боец:
"...Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек..."
Он - смелый и храбрый. Он сражается с барсом один на один: "...Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл..."
Слайд 66Мцыри мог бы быть удалым горцем:
«...Но нынче я уверен в
том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов...»
Отец Мцыри был гордым воином:
«...А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор...»
У Мцыри есть главная цель - попасть в родные края. Он пытается дойти туда, но ему не удается:
«...Я цель одну,
Пройти в родимую страну,
Имел в душе...»
Слайд 67На свободе раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши
со стремлением к вольности.
На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.
«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым.
Слайд 68Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках,
тревоге, бороться и побеждать , а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.
Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.
Слайд 69 Монолог Мцыри – гимн этому миру.
И то, что мир
прекрасен , полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на вопросы:
зачем создан человек?
зачем он живет?
Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
Слайд 70Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя.
Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя.
Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.
Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
Слайд 71Трагическое бессилие героя ведет к отказу от поисков.
Мцыри терпит поражение,
но это не отменяет порыва к свободе, жажды гармонии с природой, с бытием.
Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа.
Несмотря но то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют» «в раю, / В святом, заоблачном краю», он готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов.
Тем самым страдания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не достигнута.
Слайд 72Противопоставление мечты и действительности
Мцыри стремится познать что-то исключительное и готов увидеть
это в окружающем мире.
Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти.
М. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности.
Слайд 73Образ сада в поэме
Один из ключевых образов поэмы – это образ.
Он появляется трижды.
В 1-ой главе:
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.
Речь идёт о двойственной оценке союза Грузии и России.
Слайд 74Второй раз уже в 11 главе:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов…
Божий сад, райский сад, Эдем – человек как будто возвращается в свое состояние до цивилизации и должен быть счастлив.
Это счастье, как вы знаете, кратковременно.
Оно сменится совсем другим ощущением.
Слайд 75И в самом конце поэмы, в 26 главе:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Монастырский сад – он и монастырь, и природа.
Он как будто посредник между двумя сферами бытия,
разделявшими жизнь и судьбу Мцыри.
Из этого сада (из этой могилы) видны горы.
Этот сад монастырский соединяет мечту и реальность, грёзы и действительность.
Слайд 76Смерть для Мцыри – избавление от тюрьмы.
Желание одно:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!