Слайд 1
Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе
Отзыв
о художественном произведении
Слайд 2
Отзыв о литературном произведении - вид
творческой работы, основывающийся на выражении
личного отношения к прочитанному и оценке его как произведения искусства художественного слова.
Слайд 3
В отзыве ценится непосредственность чувств, самостоятельность суждений, обоснованность аналитических наблюдений и
выводов, индивидуальность стиля.
Слайд 4
Памятка
«Работа над отзывом о лирическом произведении»
Слайд 5
1. Ассоциации с названием, образами , темой, личное впечатление (к ним
же можно вернуться в конце отзыва, используя кольцевую композицию)
2. Выделение микросмыслов (выделить главные части, можно перевести в прозу, но не писать в отзыве)
Слайд 6
3. Тема (круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного
изображения)
4. Проблема (острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным)
Слайд 7
5. Идея (авторская концепция мира и человека в нем, отношение к
изображенной в произведении действительности)
6. Авторский идеал
Слайд 8
7. а) Интонация (трагическая, размышлений, раздумья, повествовательная, рассуждения, безнадежности, напевная, грустная,
меланхолическая, бодрая, динамичная, торжествующая, неторопливая…)
б) Пафос, ведущий эмоциональный настрой (гуманистический, патриотический, трагический, героический, отрицания, утверждения, жизнеутверждающий, вольнолюбивый, романтический, лирический, комический…)
Слайд 9
8. Художественное время (соотнесенное или не соотнесенное с историческим; внешнее, в
хронологии событий -эпическое, внутреннее, в хронологии душевных переживаний персонажей – лирическое; настоящее или соотнесенное с прошлым и будущим)
9. Художественное пространство (реальное или условное, ограниченное или безграничное, замкнутое или открытое)
Хронотоп – закономерная связь пространственно-временных отношений
Слайд 10
9. Образная система (лирический герой, символические образы, образ-переживание, микрообразы), тематические цепочки
(например, слова, комментирующие образы), смысловые мотивы
Слайд 11
10. Сюжетно- композиционные особенности (на сколько смысловых частей можно разделить условно,
обосновать свое деление на части, проследить развитие авторской мысли в каждой части)
Слайд 12
11. Социокультурный, историко-культурный, историко-биографический,
философский контекст
( сведения об авторе, причем только в
контексте анализируемого произведения;
характеристика эпохи, помогающая раскрыть идейно-художественные особенности; отражение темы, идеи стихотворения в творчестве этого же поэта либо других)
Слайд 13
12. Учет жанровой специфики
- тематическая группа лирики (философская,
пейзажно-философская, гражданская и т.п.)
- жанр (лирическое стихотворение, ода, гимн, послание , элегия, баллада и т.д.)
Слайд 14
13. Приемы и средства выразительной и образной речи:
- фонетические:
- аллитерация
(на согласные: <р> - резкий, прерывистый, грубый; <ж>, <ш> - создают шумовой эффект; <л> - ощущение гармонии…)
- ассонанс (<а> - передает открытость, простоту, создается ощущение легкости, плавности звучания строк; <о> - бесконечность, умиротворенность, передает мирное, спокойное настроение…)
- благозвучие / неблагозвучие
- звуковые повторы
Слайд 15
- лексические:
- старославянизмы (придают торжественность, пафосность, величавость)
- синонимы (например,
создают градационный ряд, подчеркивающий авторскую мысль…)
- антонимы (противопоставление, контрастность образов, антитеза)
- фразеологические обороты
- тематические группы слов (например, о состоянии природы и состоянии лирического героя)
Слайд 16
- тропы (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола
и др.)
- фразеологические обороты
Слайд 17
- морфологические
(например, обилие существительных позволяет создать (увидеть) картину тишины и умиротворения,
глаголы придают речи динамизм и т.д.)
- словообразовательные
(например, уменьшительно-ласкательные суффиксы передают теплоту, придают мягкость звучанию…)
Слайд 18
- синтаксические:
- характеристика синтаксических конструкций, играющих значительную роль в развитии авторского
замысла;
- стилистические фигуры
(анафора, эпифора, антитеза, асиндетон (бессоюзие),полисиндетон (многосоюзие), градация (последовательное усиление или уменьшение), синтаксический параллелизм, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия и др.)
Слайд 19
14. Размер
1) хорей: Ваня / - - /; 2) ямб:
Иван / - - /; 3) дактиль: Ванечка /- - - /; 4) амфибрахий: Ванюша / - - - /; 5) анапест: Иоан / - - - /
- спондей – сверхсхемное ударение; утяжеляет стихотворную строку, акцентирует внимание на отдельных словах
- пиррихий – пропуск метрического ударения; облегчает стихотворение
Слайд 20
15. Рифма: мужская – ударение на последний слог, женская – на
предпоследний слог, дактилическая – на третий от конца слог, гипердактилическая;
по характеру звучания – точные, приблизительные, богатые, бедные;
Рифмовка: смежная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба)
Строфичное или астрофичное стихотворение, количество и характеристика строф
Слайд 21
16. Зрительная и слуховая образность
17. Цветопись
Слайд 22
18. Заключение (вернуться к вступлению и обобщением замкнуть композицию отзыва, провести
аналогию между жизнью автора и современностью; объяснить, почему произведение остается актуальным по сей день и какой урок могут извлечь из него читатели)
Слайд 23
Основные недочеты, возникающие при работе над отзывом
1. Слабое вступление, либо сводящееся
к сухому штампу, либо наполненное излишней чувствительностью.
Слайд 24
2. Отсутствие единства анализа содержания и формы:
- анализ по частям содержания
и формы, при этом учащиеся повторяются;
- анализ сначала содержания, а затем формы всего стихотворения)
Слайд 25
3. При анализе содержания отсутствие логической связности частей отзыва, отдельных суждений.
Отсутствие абзацев затрудняет восприятие текста отзыва и является содержательной ошибкой
Слайд 26
4. В отзывах отсутствует какой бы то ни было контекст.
Слайд 27
5. При анализе изобразительно-выразительных средств зачастую не определяется их роль в
раскрытии идейного содержания произведения,
лишь констатируется факт наличия того или иного средства
Слайд 28
6. Средства выразительности не привязываются к элементу содержания (образу, теме, идее,
проблеме и т.п.), особенно фонетика