Презентация, доклад на тему Подготовка к итоговому сочинению по литературе (10 класс)

Содержание

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме»Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Критерий №3 «Композиция»Критерий №4 «Качество речи»Критерий №5 «Грамотность»Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить

Слайд 1Итоговое сочинение
Литература 11 класс

Итоговое сочинение Литература 11 класс

Слайд 2Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий

№2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме»Критерий №2 «Аргументация.

Слайд 3Как выглядят темы сочинения на экзамене?
Направление 1.«Разум и чувство» Литература Шекспир

«Гамлет»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»; А.Н. Островский «Гроза»; Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»  
Темы
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).

Как выглядят темы сочинения на экзамене? Направление 1.«Разум и чувство» Литература Шекспир «Гамлет»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;

Слайд 4Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как

внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением двух или одного из двух противоположных начал.
Этот конфликт может быть выявлен через комментированный рассказ о персонаже литературного произведения, стоящем перед выбором или переживающем период определения собственной жизненной позиции и принципов.
Персонаж в одном лице может являть пример личности, находящейся в эпицентре борьбы противоречащих друг другу желаний, мотивов, целей.
Но конфликт может проявляться и через столкновение с внешним миром, людьми с иными ценностями, представлениями о жизни.

Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением

Слайд 5Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных

личностей. На основе рассказа об их судьбе, поступках, принимаемых решениях можно построить собственное рассуждение, которое позволит сформулировать собственную позицию.

Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных личностей. На основе рассказа об их

Слайд 6Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере

события, через которое выявляется сущность человека, многих людей. Это дает возможность говорить о закономерностях, выявлять причинно-следственные связи.

Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере события, через которое выявляется сущность человека,

Слайд 7Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между

двумя понятиями,
Тематические направления ориентируют на размышления о полярных понятиях, так или иначе противоречащих друг другу, но отношения между понятиями не всегда можно трактовать как антонимичные.
Готовясь к написанию сочинения, можно уделить внимание выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, исследованию отношений между ними. Например, работая над сочинением тематического направления , можно поразмышлять о взаимосвязи и взаимозависимости понятий, о том, что всё взаимосвязано. Эти темы всегда была интересны писателям разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором…

Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между двумя понятиями, Тематические направления ориентируют

Слайд 8Работа над итоговым сочинением.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выбор и обдумывание темы.
2.

Определение ключевых слов и главной мысли сочинения.
3. Подбор примерного литературного материала (аргументация).

4. Создание и выстраивание текста высказывания.

Работа над итоговым сочинением.ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. Выбор и обдумывание темы. 2. Определение ключевых слов и главной мысли

Слайд 9 1. Выбор темы
Обдумай тему - объясни значение каждого слова в

формулировке темы (найди ключевые слова)
Уясни, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.
Помни: Нельзя отклоняться от темы.
Нельзя расширять ее до рамок тематического направления.
Нельзя уходить от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения.
Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.
1. Выбор темы Обдумай тему - объясни значение каждого слова в формулировке темы (найди ключевые слова)

Слайд 10КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ от направления до заданного в теме аспекта

рассуждения.

НАПРИМЕР, определим ключевые слова в теме:
«Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?»
- О чём требуется рассуждать?
ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет).
-Какие вопросы следует называть вечными?
Вечными принято называть вопросы, которые на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Они, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называются вечными.
Это вопросы о первичности материи или сознания, о том, что есть человек, истина, душа, мир. О взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимания), связей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др. Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕМЫ  от  направления до заданного в теме аспекта рассуждения.  НАПРИМЕР, определим ключевые

Слайд 112. Определение проблемы будущего высказывания
Сформулируй главный вопрос, ответом на который станет

текст сочинения. Как это сделать?
2. Определение проблемы будущего высказыванияСформулируй главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Как это сделать?

Слайд 123. Выбор литературного материала
ЗАДАЧА: доказать главную мысль сочинения.
НЕЛЬЗЯ перечислять авторов

и названия произведений.

НУЖНО применить анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении:
- аргументации своих мыслей;
- комментировании литературных примеров;
- примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам;
- размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

НЕЛЬЗЯ
увлекаться пересказом содержания книги
3. Выбор литературного материалаЗАДАЧА: доказать главную мысль сочинения. НЕЛЬЗЯ перечислять авторов и названия произведений. НУЖНО применить анализ

Слайд 134. Создание и выстраивание текста высказывания
Определить смысловые части и продумать

их содержание, то есть решить:
какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении,
какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении,
какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.
ВНИМАНИЕ! В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
Перед написанием заключения перечитай вступление, вспомни, какие проблемы в нем поставлены, и сделай так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним.
Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью , а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
4. Создание и выстраивание текста высказывания Определить смысловые части и продумать их содержание, то есть решить: какие

Слайд 14Структура работы
Сформулировать проблемы, вытекающие из темы сочинения
вступление
доказать главную мысль и

рассмотреть проблемы, поставленные во вступлении

основная часть

заключение

Дать ответ на вопрос темы
(выводы из вступления и основной части работы)

Структура работыСформулировать проблемы, вытекающие из темы сочинениявступление доказать главную мысль и рассмотреть проблемы, поставленные во вступленииосновная часть

Слайд 15Содержание каждого абзаца основной части
тезис (мысль, требующую доказательств),

2) аргументы

(доказательства),

3) необходимые примеры (с использованием литературного материала),

4) промежуточные выводы.

Содержание каждого абзаца основной части  тезис (мысль, требующую доказательств), 2) аргументы (доказательства), 3) необходимые примеры (с

Слайд 165. Редактирование текста (читаем два раза)
проверить логические переходы между смысловыми

частями выказывания;
обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.
5. Редактирование текста (читаем два раза) проверить логические переходы между смысловыми частями выказывания; обнаружить содержательные, смысловые повторы

Слайд 17Пошаговая памятка
Шаг I. Выбор темы. 1. Задать себе вопросы:
— Что

от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
— На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Пошаговая памяткаШаг I. Выбор темы. 1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо

Слайд 18Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше?
1.

Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ) писать?
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема.
Обдумываю аргументацию.
3. Обдумываю композицию и форму сочинения
ЗАЧЕМ писать? 1. Определяю основную мысль сочинения.
2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения
КАК писать?
1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)
2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
3. Пишу заключение (выводы из вступления и основной части)

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на

Слайд 19Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему).
Это может быть:
— высказывание

своего взгляда на проблему;
— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
— оформление вступления в виде вопросов

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему).  Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; —

Слайд 20Основная часть – доказательство того, о чем говорилось во вступлении

из произведения (или двух)
из жизни

Основная часть – доказательство того, о чем говорилось во вступлении из произведения (или двух)из жизни

Слайд 21Обдумать заключение. Это может быть так:
— обобщение сказанного. Для этого ещё

раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате.

Обдумать заключение. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный

Слайд 22Шаг 3. Тактика работы над сочинением
1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250) (рекомендованное количество - 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:
— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме?
Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения оценки)

Шаг 3. Тактика работы над сочинением  1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (не

Слайд 23Памятка для участников итогового сочинения
1.Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового

сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
5.Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения — не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
6.Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
9.Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём. 

Памятка для участников итогового сочинения 1.Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть