Слайд 1ЭССЕ
«Да, были люди…»
(после изучения стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Бородино»)
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка и литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Республика Казахстан
ЭССЕ
основное место
свободное в эссе – свои
размышление впечатления, соображения
на раздумия и по
определённую ассоциации какому-либо
тему вопросу
КАК
жанр соотносится с темой?..
?
?
Почему именно эссе? . .
Почему именно этот жанр? . .
Можно порассуждать,
высказать свои мысли…
Слайд 5 «… в каждом слове слышите солдата, язык которого, не
переставая
быть грубо простодушным,
в то же время
благороден,
силён и полон поэзии».
В. Г. Белинский
Начало стихотворения
«Да, были люди в наше время…»
ПОЧЕМУ произведение начинается
со слова ДА ?.. ?
ЧТО заложено в слове ДА?.. ?
Слайд 7 Продолжаем рассуждать…
? Почему
в конце первого предложения стоит
многоточие?
? Функции этого знака препинания?
? Почему именно с этой фразы начинается рассказ старого солдата?
В итоге – рассказ превращается
в размышления…
Слайд 8 О чём размышляет старый
солдат…
Обзор рассказа
солдата
это отступление русской армии
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние
квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
?
Каким чувством веет от первых
же строк рассказа солдата?
это подготовка к бою
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Слайд 11 Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой
безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны
речи:
"Пора добраться
до картечи!"
И вот на поле
грозной сечи
Ночная пала тень.
Слайд 12 Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как
ликовал француз.
Но тих был наш бивак
открытый:
Кто кивер чистил
весь избитый,
Кто штык точил,
ворча сердито,
Кусая длинный ус.
?
ЧТО звучит в этих
3-х строфах солдата?
это сам бой
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы
с пестрыми значками,
Драгуны
с конскими хвостами,
Все промелькнули
перед нами,
Все побывали тут.
Слайд 14 Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму
огонь блестел,
Звучал булат,
картечь визжала,
Рука бойцов
колоть устала,
И ядрам пролетать
мешала
Гора кровавых тел.
враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась –
как наши груди,
Смешались в кучу
кони, люди,
И залпы
тысячи орудий
Слились
в протяжный вой...
?
Охарактеризуйте
настроение
русской армии
это отношение к продолжению боя
Вот смерклось. Были
все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили
бусурманы.
Тогда считать
мы стали раны,
Товарищей считать.
в мыслях рассказчика?..
- Готовность к сражению
«У наших ушки на макушке…»
- Стремление победить
«И думал: угощу я друга……»
в мыслях рассказчика?..
- Бесстрашие, отвага, мужество
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..»
- Гордость за народ
«Могучее, лихое племя:
Богатыри»
в мыслях рассказчика?..
- Сострадание к погибшим,
но стремление бороться до конца
«И до конца стоять…»
в мыслях рассказчика?..
- Сожаление, досада
«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики»
ПОЧЕМУ?
Слайд 21ПОЧЕМУ
рассказчик два раза произносит фразу:
«Да, были люди в наше время…» ?
Горечь от поколения М. Лермонтова…
«Богатыри - не вы…»
30-ые годы ХIХ века
После восстания декабристов поколение
М. Лермонтова отошло от общественной борьбы
вынесенные
из стихотворения «Бородино»
Думать о Родине
- Не бояться трудностей
общественной жизни
- Стремиться служить
Родине
во имя её же блага