Слайд 1
Особенности написания итогового сочинения по литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война
Слайд 2
Привлечение текстов художественных произведений
Опора на художественное произведение при написании сочинения
подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Слайд 3
Как выбрать тему сочинения?
Определите, какая из тем кажется вам наиболее
конкретной и понятной.
Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Слайд 4Как работать над сочинением
Выбрав тему, внимательно прочитайте ее формулировку, выделите ключевые
слова, в которых видите главный смысл.
Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов).
Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы, т.е сформулируйте свою точку зрения (тезис) по ним.
Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения .
Продумайте композицию (построение) работы. Составьте план сочинения.
Напишите черной вариант работы.
Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
Напишите окончательный вариант работы. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.
Слайд 6Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля: «Две
крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 7Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля: «Две
крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 8Работа с ключевыми словами
Согласны ли Вы со словами Б.Паскаля: «Две
крайности: зачеркивать разум, признавать только разум»?
Почему проблема чести и бесчестья вечная?
Какие уроки мы можем извлечь из совершенных ошибок?
Действительно ли «дисциплина – мать победы»?
Когда друг становится врагом?
Слайд 9Основные ошибки
при написании сочинения
Основная ошибка – создание монологического высказывания по
шаблону сочинения в формате ЕГЭ и даже ОГЭ по русскому языку. Выпускники объясняют смысл предложенной фразы (темы), в лучшем случае формулируют проблему и заявляют свою позицию по данной проблеме и приводят два аргумента (по 3-4 предложения) из разных произведений. Результат – нераскрытая тема и «незачет».
Слайд 10
Композиционная и логическая структура сочинения
Слайд 11Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или
цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 12Чем отличается итоговое сочинение от сочинения по литературе?
Сочинение
на литературную тему
Это
сочинение по предмету, т.е. ученик должен показать знание предмета: уметь анализировать тему, проблематику, систему образов.
Даны конкретные авторы, произведения.
Тема сформулирована конкретно.
Чаще всего жанр – литературно-критическая статья.
Итоговое сочинение
Сочинение носит надпредметный характер.
Не указываются конкретные произведения, выпускник сам выбирает литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы.
4.Чаще всего жанр – эссе.
Слайд 15
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых
сочинений.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение.
Вступление
Слайд 16Грамматические средства
оформления зачинов
Назывное предложение или ряд назывных предложений
Риторический вопрос
Цепочка вопросительных
предложений
Вопросно-ответное единство
Цитата
Ряд однородных членов предложения
Повествование об авторе текста
Слайд 171) «Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель
А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.
2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?
3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.
4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?
Слайд 185) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле
кроется за этими понятиями?
6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка?
7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.
Слайд 19
Тема в виде вопроса
«Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»
Ключевые слова
темы
Любовь, радость, страдание...
Слайд 20
Общие рассуждения на тему
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех
человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,
что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Слайд 21
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части)
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Слайд 22
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае
можно использовать стандартные формулировки,
начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что...», «почему
можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.
Слайд 23
Если тема сформулирована в виде цитаты,
то можно её повторить и далее
разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату.
«Патриотизм состоит не в пышных возгласах…» (В.Г. Белинский)
Что такое патриотизм? Я думаю, патриотизм - это любовь к своей Родине, месту, где ты вырос, жил. Патриотизм также - это и уважение. К своей стране. К людям, живущим в ней. К природе. Но нужны ли для доказательства этого пышные речи? Я считаю, что нет. Настоящий патриот не станет говорить о том, как он любит свою страну. Он будет действовать. Действовать ради блага своей Родины. Не важно, какие это будут действия, главное, чтобы они шли от чистого сердца.
Слайд 24
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
«Природа и внутренний мир человека: созвучие
и диссонанс»
В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Слайд 25 В разных случаях между человеком и природой можно наблюдать
созвучие или диссонанс.
Очевидно, что под созвучием подразумевается положительная сторона их взаимодействия. Резонанс – вот как это можно назвать. И заключаться он будет в благополучном сосуществовании и душевной связи человека и природы. Что же такое диссонанс в отношениях человека и природы? Как антоним к слову «резонанс», он обозначает расхождение, несоответствие. В данном случае диссонансом между человеком и окружающим миром можно назвать нарушение целостности и душевной связи. Может ли человек вообще существовать отдельно от живой природы? Как влияет на нас окружающий мир во всей его натуральной красоте или же безобразии?
Слайд 26
Формулировка тезиса
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во
время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Слайд 27
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него
непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего
дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ.
Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная
часть сочинения.
Слайд 28
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»
Все дети
стремятся как можно быстрее повзрослеть, а вот взрослые, наоборот, с удовольствием вспоминают то время, когда были маленькими. Ведь это был беззаботный, приятный период жизни, когда ненужно было переживать об отсутствии работы и денег. Детей эти взрослые заботы совсем не волнуют. Но все же, невзирая на такие явления, подростки все пытаются выглядеть старше и с нетерпением ждут совершеннолетия.
Однако некоторым детям не по своей воле приходится быстро повзрослеть. Некоторые лишаются родителей, другим же и вовсе приходится жить в детском доме. А сколько война покалечила жизней? Забрала детство, близких, друзей. Для некоторых быстрое взросление приходит из-за некоторых разочарований или влюбленности. Но следует помнить, что человеку помогают повзрослеть не сами события, которые происходят в жизни, а обстоятельства.
Слайд 29
Способы формулировки тезиса
Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос
Тема:
«Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
Тезис: «Сама по себе красота ничего не стоит. Но если она идет рука об руку с разумом, силой, добротой или даже мудростью, то тогда она что-то стоит. Красота это как грань алмаза, сама по себе она обычна, но вот если тесно переплетена с другими гранями, то в этом и ее красота...»
Слайд 30
Вопросно-ответная форма
(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе
задаём вопрос и сами на него отвечаем,
это помогает не уйти от темы)
В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.
Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.
Слайд 31
Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников.
Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной
основе, подкрепляющих тезис.
Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац.
В конце каждого абзаца должен быть микровывод
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!
Слайд 32
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному
произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
Слайд 33
2. Его интерпретация:
здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Слайд 34
3. Микровывод
(он завершает только одну из микротем, а не всё
сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.
Слайд 35
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.
Существует несколько
способов закончить сочинение:
· Вывод.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Слайд 36
Заключение-призыв
Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не
должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.
Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату.
Слайд 37
Заключение — выражение надежды
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной
части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Слайд 38
Цитата, подходящая по смыслу.
Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим
направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
Слайд 39Заключение
Это может быть:
обобщение сказанного (не больше 6-7 предложений;
возвращение к
началу разговора (приём «закольцовывания»);
взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…
обращение к читателю. Если вступление – приглашения к разговору, то заключение – обращение к читателю: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос;
обращение к оригинальной цитате.
Слайд 40Типичные ошибки
Неоправданное расширение темы (до уровня тематического направления).
Прямолинейность понимания темы. («Моя
хата с краю»).
Отступление от темы.
Поверхностность суждений.
Категоричность суждений.
Слайд 41Недостатки в привлечении литературного материала
Отбор литературного материала.
Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи
литературного материала.
Преобладание пересказа.
Формальное привлечение текста, когда литературное произведение не является основой для вывода.
Искажение художественного текста как следствие его незнания.
Слайд 43Темы сочинений (на выбор):
«Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»
«Патриотизм состоит
не в пышных возгласах…» (В.Г. Белинский)
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»
«Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н.А.Заболоцкий)
Слайд 44Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по одной из тем, соблюдая требования к
написанию итогового сочинения.
Подобрать два литературных аргумента: один обязательно из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», а второй – по вашему выбору.
Написать черновик сочинения.