Слайд 1ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2Учебники и учебные пособия
1. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11
класс: учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М., 2007 г.
2. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М., 2007.
3. Шром Н. Литература современной России. 1987 – 2003: учебное пособие. – М.: Абразив; Рига: Retorika A, 2005. – 224 с.
4. Лейдерман Н.Л., М. Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950-1990е годы: В 2 тт. – М., 2003; М., 2004.
5. Современная русская литература. 1990-е гг. – начало ХХI века/ Под ред. С. И. Тиминой. – М.-СПб, 2005
6. Русская литература ХХ века: В 2-х тт. – 1920-1990-е гг. / Под ред. Л. Кременцова. – М., 2005
7. Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века. – М., 2004.
8. Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы. – М., 2002.
Слайд 39. Русская литература ХХ века в зеркале критики / Сост.
С. И. Тимина. – СПб.- М., 2003
10. Русская проза конца ХХ века / Под ред. Т.М. Колядич. – М., 2005
11. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ в. - начало XXI в). - СПб, 2004.
12. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 2002
13. Гордович К.Д. Современная русская литература. – СПб., 2007.
14. Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. – М., 2001.
15. Межиева М.В., Конрадова Н.А. Окно в мир: современная русская литература. Книга для преподавания русского языка как иностранного. – М., 2006.
16. Ланин Б.А. Современная русская литература. Программа элективного курса. М., 2005.
17. Глебова Н.Н. Современная литература. Программа элективного курса // Литература. 10 -11 классы. Профильное обучение. – М., 2004.
Слайд 4
Мы в постчеловеческом изумлении вдруг оказались в состоянии "постмодерн" в постхристианском
мире постиндустриального общества с его постклассической или, если быть точным, постнеклассической наукой и постструктуралистской философией, постсоветским пространством, посткоммунистическими государствами и посттоталитарными режимами – в мире, "который еще не нашел, как определить себя в терминах того, что он есть, но уже знает, чем только что перестал быть.
Вадим Емелин
Слайд 5Хронологические рамки современной литературы
На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986) Горбачёв заявил:
«Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении».
Слайд 6Основные этапы развития современной литературы
вторая половина 80-х годов ХХ века –
«возвращение» запрещенной литературы; появление термина «новая», «другая» литература
1990-е годы – «поминки по советской литературе» (В. Ерофеев), популяризация постмодернизма, «замечательное десятилетие русской литературы» (А. Немзер)
«нулевые» годы XXI века – возвращение к традиции
Слайд 7Характерные черты
жанровый синкретизм;
интертекстуальность;
мифологизация / демифологизация (антиутопия);
экзистенциальные мотивы;
кинематографичность
(И.А. Мартьянова);
стирается грань между художественной литературой и документом, критикой (non-fiction, метапроза);
коммерциализация, литература «проектов» (Б. Акунин, ПоПуГан);
литературные премии.
Слайд 8« Бинарные оппозиции»
элитарная - массовая;
художественная – non-fiction;
журнальная – коммерческая;
традиционная - экспериментальная;
реалистическая, неомодернистская, неосентименталистская, постмодернистская;
столичная – провинциальная;
творчество представителей старшего поколения (В. Астафьев, Е. Носов, В. Распутин, А. Ким, В. Маканин), «сороколетних» (М. Тарковский, А. Варламов), «тридцатилетних» (Р. Сенчин, З. Прилепин), «двадщатилетних» (С. Шаргунов, А. Ганиева).
мужская – женская;
«бумажная» - электронная, сетература.
Слайд 9Адрес сайта
Открытая книга современной словесности:
http://lyublyu-chitat.narod.ru