Слайд 1Литература 50-60 г.г.
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались
все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
А. Твардовский
Презентация к уроку разработана учителем русского языка и литературы СОШ №2 г. Нерюнгри Вершининой Л.В.
Слайд 2В середине 50-х годов 20 века в жизни нашей страны начался
новый этап, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго - немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа.
Название «оттепель» этот период 1953-1964 годов получил с легкой рукиИльи Григорьевича Эренбурга, опубликовавшего в 1954 г. повесть с одноименным названием.
Слайд 3«Оттепель»
«То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий
сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести.
(А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).
Слайд 4События, повлиявшие на развитие «ЛИТЕРАТУРЫ ОТТЕПЕЛИ»
Смерть Сталина в 1953,
ХХ
(1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности»,
реабилитация тысяч репрессированных,
смягчение цензурных и идеологических ограничений
– на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.
Слайд 5Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый
тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть:
Ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М.Булгакова (публикация романа «Мастер и Маргарита» в 1966 г.), М.Зощенко, А.Платонова, А.Ахматовой, Б.Пастернака.
Слайд 6СССР и западный мир
1957 – Московский фестиваль молодежи и студентов (34
тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы 2 тысячи журналистов).
Какое значение имело это событие?
Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с произведениями зарубежных авторов : Хэмингуэйя, Камю, Фолкнера, Сатра.
Слайд 71958 – первый международный конкурс им. П.А. Чайковского
1959 – возобновлен Московский
кинофестиваль
Слайд 8Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Всё новое
пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А.Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», который стал платформой для сторонников «оттепели»; открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы («Юность», «Нева», «Наш современник», «Москва», «Дружба народов»), зарождались новые литературные направления.
Слайд 9Цензура в литературе
1956 – самоубийство руководителя Союза писателей СССР А.
Фадеева
1960 – запрет публикации романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»
«Сталинградское сражение определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека, его свобода»
Самиздат – способ распространения запрещенных литературных произведений в рукописных, машинописных или фотокопиях.
Тамиздат – издание запрещенных произведений за рубежом и их распространение в списках в СССР
Слайд 101958 – присуждение Б.Пастернаку Нобелевской премии п литературе за роман «Доктор
Живаго» с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
Исключен из союза писателей СССР.
Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…".
Лишь в 1989 г Нобелевский диплом и медаль были вручены сыну писателя
Б. Пастернак "Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.<…>
Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей? .
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Слайд 11«Лейтенантская проза»
В 50-60-е годы были опубликованы произведения, в которых был показан
совершенно новый, непривычный облик войны. Одна за другой вышли повести Ю. Бондарева («Батальоны просят огня»), В. Быкова («Журавлиный крик», «Фронтовая страница»), В. Астафьева («Звездопад»), К. Воробьева «Убиты под Москвой»). Война была показана словно «изнутри», глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны. Это была «окопная» правда.
Авторы-фронтовики, как сказал Твардовский, «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили кровавую правду, изображали то, что они сами выстрадали. Важными оказывались нравственные проблемы, мысль о том, что на войне не только раскрывается характер человека, но и формируется, закаляется личность.
Слайд 12«окопный реализм» писателей-фронтовиков
В.Астафьев – один из тех, кто сумел посмотреть на
войну с беспощадной правдивостью - писал: «Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа … «окопной», высказывания наши – «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле…»
Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности.
В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Б.Васильев («А зори здесь тихие» 1969), В.Л.Кондратьев ( «Сашка» 1979 – одна из самых читаемых книг о войне)
Слайд 131964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской
деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями.
1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью.
Деревенская проза 60-70-х годов
1952 год. В. Овечкин «Районные будни».
1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти.
«Деревенщики»
Слайд 14«деревенская» проза:
А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.
*проблема жизни
на селе,
*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,
*человек и природа, *недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,
*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,
*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,
*экологическая проблематика.
Слайд 15«Городская проза»
1969 год. Юрий Трифонов. Повесть «Обмен»
1976 год. Юрий Трифонов«Дом на
набережной»
«изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»
Слайд 16«Бронзовый век»
Евтушенко,
Вознесенский,
Рождественский
Ахмадулина
Окуджава
Соколов В.
Куняев С.
Горбовский Г.
Рубцов Н.
Жигулин А.
Наровчатов С.
Слуцкий Б.
Друнина Ю.
Самойлов
Д.
Левитанский
Эстрадная лирика
Тихая лирика
Фронтовая лирика
Оттепель- период расцвета поэзии в литературе
Слайд 17Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Лирика стала выразителем времени,
откликнулась на события и перемены, дала им эмоциональную оценку. Открытие памятника Маяковскому в Москве в 1958 году превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг.
Слайд 18В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко,
Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества.
За всю жизнь Евтушенко написал более 150 книг, которые переведены на многие языки мира. В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. С 1991 года до своей смерти Евгений Евтушенко прожил в США.
Слайд 19Особенности эстрадной поэзии
Яркие образы, легко воспринимающиеся на слух
Рубленая фраза (возврат к
поэтике футуризма)
Тема поэзии, политические темы
Слайд 20«тихая» лирика
начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские
мотивы, тема деревни)
Н.Рубцов,
Н.Яшин,
Ю.Кузнецов.
Слайд 21Авторская песня
Романтическая «песня странствий»:
образ друга
образ пути
Сатирическая «песня протеста» (А.Галич, Ю. Ким,
В. Высоцкий)
Слайд 22Драматургия
лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели,
жанр мелодрамы
Афиногенов А. «Машенька»
Арбузов А. «Таня»
Леонов
Л. «Обыкновенный человек»
Розов В.
Зорин Л.
Володин А.
Алешин С.
Радзинский Э.
Рощин М.
повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия),
их житейские хлопоты (острый драматизм)
Слайд 23Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
1967 год. «Старший сын»
1967 год. «Утиная охота»
Произвёл революцию
и в русской драматургии, и в русском театре.
Слайд 24Театр Вампилова
Источники:
Мелодрама 1960-х годов
Театр экзистенциализма
переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены
как «потерянное поколение»
отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА?
«пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы)
Современный городской фольклор
анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства
Слайд 25Возвращение
«неофициальной литературы»
Слайд 26«Бронзовый век» русской литературы.
подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
-
возникают новые литературные объединения, поэтические школы;
- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;
- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;
- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);
- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой).