Слайд 1Николай алексеевич некрасов
1821-1877
«Крестьянские дети»
Слайд 2Н.А. Некрасов родился в украинском местечке Немирове
28 ноября 1821 г.
Слайд 3Отец поэта, Алексей Сергеевич — жестокий помещик-крепостник, наследник разорившегося отца и
промотавшего состояние деда, с 12 лет, видевший лишь военную муштру и постоянно испытывающий отупляющее воздействие офицерского быта. В наследство он получил лишь село Грешнево в Ярославской губернии. Скаредный по натуре, Некрасов-отец не жалел денег, если дело касалось охоты, псарни, пьяного разгула. Для домашних он был не меньшим тираном, чем для своих крепостных.
Слайд 4Елена Андреевна Закревская,
мать Н.А. Некрасова
«О мать моя, подвигнут я тобою,
Во
мне спасла живую душу ты!»
«Русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», она бесстрашно вступалась перед мужем и за детей, и за крестьян, первая принимала на себя яростный гнев мужа. Если ей не удавалось добиться отмены несправедливого наказания, то мать уводила детей из дома, не позволяя детям быть свидетелями расправ над мужиками. Твердость характера тихой Елены Андреевны и её бесстрашие иногда заставляла мужа смирять своё самодурство.
Авторитет матери в глазах Коли был необычайно высок.
На склоне дней, подводя итоги прожитой жизни, Некрасов сделал вывод: всё, что было в нём хорошего, было заложено в нём не знавшей страха матерью, её воспитанием и непобедимой душевной чистотой.
Слайд 5Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-костромской дороге, называемой Сибиркой, она же
и Владимирка: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства.
Из автобиографических заметок
Н. А. Некрасова
Слайд 6Когда Николаю исполнилось 11 лет (1832 г.) отец вместе с братом
отправили его в Ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В июле 1837 г. Некрасов навсегда расстался с гимназией и отправился домой.
Слайд 7В трех километрах от Грешнево находится село Аббакумцево с церковью Петра
и Павла, прихожанами которой были Некрасовы. Приезжая на родину, поэт непременно бывал и там: у церковной стены похоронена его мать, перед памятью которой он благоговел всю жизнь.
Слайд 8Это школа, построенная
Н.А. Некрасовым на его средства
в 1872 году
для крестьянских детей.
Слайд 9Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян
много и просто.
Не
обошёл стороной и деревенских детей, писал для них и о них. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие. При этом они просты и открыты.
Слайд 10К написанию этого стихотворения поэта подтолкнул случай. Это произведение биографично, в
нём нет выдумки.
Только начиная работу, у литератора была мысль назвать своё произведение «Детская комедия». Но в процессе работы, когда из юмористического рассказа стих превратился в лиро-эпическую поэму, название пришлось сменить. Всё произошло летом 1861 года, когда успешный литератор приехал в свою деревню Грешнево отдохнуть и походить на охоту. Охота была настоящей страстью Николая Алексеевича,
доставшейся ему от отца.
Слайд 11Работа над созданием стихотворения длилась всего два дня. После автор внёс
только несколько небольших дополнений.
✔ Это одно из произведений писателя, где людское горе не хлещет через край.
✔ Наоборот, поэма пропитана умиротворением и счастьем, пусть и недолгим.
✔ Поэт не рисует иллюзий относительно будущего детей, но и не утяжеляет стих слишком печальными предсказаниями.
Слайд 12Знакомство главных героев происходит случайно, в то время когда проснувшийся охотник
наслаждается единением с природой, её многоголосьем, в виде птичьих окриков.
Поэт с трепетом и любовью умиляется встречи с малышами, не хочет их спугнуть и тихо прислушивается к их лепету.
Слайд 13Пока малышня разглядывает и обсуждает барина, сам поэт отрывается от сюжетной
линии и переносится сначала в свои воспоминания и дружбу с такими же необразованными, но открытыми и честными крестьянами в своём детстве. Он вспоминает всевозможные шалости, которые вмести совершали.
Слайд 14— Довольно, Ванюша! Гулял ты немало,
Пора за работу, родной!—
Но даже и
труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...
Слайд 15Крошечный помощник, осознавая свою значимость, сразу заявляет, что останавливаться и разводить
разговоры ему некогда, он выполняет важную миссию — вместе с отцом снабжает семью дровами. Он гордо ставит себя рядом с отцом — мужиков-то: отец мой да я. Смышлёный ребёнок знает сколько ему лет, может обходиться с лошадью, а главное, он не боится работы.
Слайд 16Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство
дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Слайд 17«Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.
В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе.