Слайд 1Дидактические требования к уроку русского языка с точки зрения соответствия задаче
развития речи учащихся
Слайд 2Развитие речи как методическое понятие
Чему и как нужно учить детей, чтобы
научить их полноценно общаться?
Работа по развитию речи обучающихся – деятельность учителя, направленная на формирование и совершенствование устной и письменной речи школьников.
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, правописания и др.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами и умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Слайд 3
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов
в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер
Слайд 4Структура коммуникативной компетенции
Слайд 5Разделы работы по развитию речи
Виды речевой деятельности – основание деления целого
(развития речи) на части
Чтение
Слушание
Говорение
Письмо
Слайд 6Содержание образования (применительно к работе по развитию связной речи учащихся)
Знания, направленные
на овладение речевыми умениями:
языковой фактический материал (слова, крылатые выражения, слова, служащие средством связи между самостоятельными предложениями)
социальные идеи и оценочные знания об отношениях к различным явлениям жизни (в процессе анализа текстов)
методы науки как приёмы учебной деятельности (например, методы анализа текста)
речеведческие понятия и термины
Слайд 7Содержание образования (применительно к работе по развитию связной речи учащихся)
Коммуникативные умения
и навыки, с помощью которых учащиеся осваивают опыт творческой деятельности по созданию текста:
усвоенные способы речевой деятельности применительно к предложенной теме высказывания, к данной речевой задаче (передать информацию, убедить в чём-то слушателей и др.)
умение создавать текст
умение совершенствовать написанное
умение выделять существенные признаки, отличать главное от второстепенного, умение делать вывод, группировать собранный материал, умение обобщать сказанное
Слайд 8Содержание образования (применительно к работе по развитию связной речи учащихся)
Нормы отношения
к миру (нравственные, эстетические и т.д.)
! На уроках развития речи воспитывается не только культура чувств, но и умение словесно выразить своё эмоционально-оценочное отношение к тому, о чём идёт речь в сочинении
Слайд 9Связная речь
Связная речь -
процесс, деятельность говорящего (пишущего);
продукт, результат этой деятельности,
текст, высказывание;
название раздела работы по развитию речи
Слайд 10Общие для устной и письменной речи коммуникативные знания и умения
Определение темы
и основной мысли высказывания
Для того чтобы ученик смог раскрыть тему и основную мысль высказывания, он должен обдумать границы темы, подумать, о чём именно он будет говорить. В соответствии с этим осуществляется отбор фактического материала
Собирание материала к высказыванию:
1) умение определять в изучаемом материале то, что может быть использовано в будущем высказывании; 2) умение делать выписки из книг; 3) умение пользоваться собранным материалом
Систематизация материала:
1) отбор из собранного того, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли, 2) группировка собранного материала по подтемам, отдельным вопросам, 3) определение последовательности его использования, 4) составление плана
Знания структуры и языковых особенностей текста, соответствующего определённому типу речи
Слайд 11Типология упражнений
1. Упражнения, рассчитанные на освоение норм русского литературного языка
2.Упражнения, предусматривающие
обогащение речи учащихся
Слайд 13Этапы работы в деятельности учителя по развитию связной речи учащихся
Подготовка и
организация высказываний
рассредоточенная во времени подготовительная работа
специальные уроки подготовки к изложениям и сочинениям
Проверка и оценка письменных и устных высказываний школьников
Анализ проверенных письменных работ в классе
Слайд 14Формы речи
Речь устная
Речь письменная
Виды речи
Диалог
Монолог
В дошкольном возрасте связная речь идёт в
своём развитии от диалога к монологу, от ситуативной к контекстной речи, к использованию её не только в функции общения и познания, но и в функции планирования, координации действий
В процессе обучения в школе связная речь получает дальнейшее развитие. Ученики овладевают письменной формой литературного языка
Слайд 15Функции речи
средство установления контакта
средство познания мира
средство организации совместной деятельности, приобщения к
определённой группе людей
средство приобретения и передачи информации
средство самовыражения
средство воздействия