Презентация, доклад на тему Методическая разработка раздела программы Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина.

Содержание

Пояснительная записка Методическая разработка «Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина» (6часов) составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Изучение, интерпретация произведений искусства школьниками необходимы не просто как факт знакомства с подлинными

Слайд 1Методическая разработка раздела программы
по литературе
«Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина»
5

класс, 6 часов
Программа для общеобразовательных учреждений
под редакцией В. Я. Коровиной


Выполнила
Дрожкина Ина Дементиановна, учитель МБОУ «Коневская ООШ»

Методическая разработка раздела программы по литературе«Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина»5 класс, 6 часовПрограмма для общеобразовательных учреждений под

Слайд 2

Пояснительная записка
Методическая разработка «Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина» (6часов)

составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.
Изучение, интерпретация произведений искусства школьниками необходимы не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как, в первую очередь, необходимый опыт коммуникации, диалог с русскими и зарубежными писателями, нашими современниками и представителями совсем другой эпохи.
При изучении творчества любого писателя имеются определённые методические традиции (выбор произведений, методика их анализа).
Следуя данным традициям, учитель призван донести до обучающихся масштабность личности писателя, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для социализации и самореализации личности.
Особое место в изучении творчества А.С. Пушкина в пятом классе занимают сказки, так как данная тема совпадает с возрастными интересами и возможностями учащихся.
Таким образом, особое место при изучении художественных произведений занимает формирование у учащихся целостного миропонимания, общей и филологической культуры личности (культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления и др.)







Пояснительная записка	Методическая разработка «Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина» (6часов) составлена на основе программы для общеобразовательных

Слайд 3Новизна методической разработки
Важнейшей задачей современной

системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, активного присвоения учащимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Создана система уроков по изучению творчества А.С. Пушкина на основе технологии проблемного обучения с использованием исследовательских заданий по анализу лирических и лиро-эпических произведений, укрупнению обобщений по теме.

Уроки направлены на изучение теории литературы, стихотворной и прозаической речи, рифмы, ритма, строфы, способов рифмовки, на сходства и различия с русскими народными сказками.
 
Новизна методической разработки      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных

Слайд 4Цель раздела
Цель данного раздела:

Познакомить с детскими и лицейскими годами жизни

А.С. Пушкина, познакомить с поэтическими средствами художественной выразительности, обучить анализировать поэтические строки, определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила».
Обучить сопоставлению сил добра и зла, характеристике героев сказки.
Познакомить с жанровыми особенностями литературной сказки, схемой ее построения.
Обучить находить в тексте метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения; определять композицию произведения.
Цель разделаЦель данного раздела: Познакомить с детскими и лицейскими годами жизни А.С. Пушкина, познакомить с поэтическими средствами

Слайд 5Задачи раздела
Обучающие:
продолжить работу по изучению творчества А.С. Пушкина, пробудить интерес к

его произведениям;
формировать умение комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, проводить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма .
Развивающие:
формирование и развитие навыков диалогической речи, умений активно слушать собеседника (книгу, человека), понимать его язык, развитие умений грамотно и адресно высказывать(письменно и устно) собственные мысли, предъявляя контекст своего индивидуального мышления;
развивать умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. 
Воспитывающие
воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования;
формирование ценностно-смыслового, эмоционального отношения, эстетического вкуса к жизни и искусству.

Задачи разделаОбучающие:продолжить работу по изучению творчества А.С. Пушкина, пробудить интерес к его произведениям; формировать умение комментировать, анализировать

Слайд 6Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания раздела
5 класс - период интенсивного

накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания, формы произведения формируют понимание общей концепции сознания. Активизируются возможности теоретико-литературных понятий, совершенствуются эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептуального подхода в изучении художественного текста.
Важную роль играет организация исследовательской деятельности на уроках по изучению как лирики, так и прозы.
Опыт работы показывает необходимость опоры в организации исследовательской деятельности на тесный личностный контакт учащихся с материалом исследования (совпадение интересов, учёт возрастных особенностей развития учащихся, их потребностей). Это ярко проявляется в изучении темы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» в 5 классе.
Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания раздела 	 5 класс - период интенсивного накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений

Слайд 7Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Личностные результаты
умение диалогически взаимодействовать с писателем и

его героями, использовать его произведение как источник своего личностного развития;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
использование для решения познавательных задач различных источников информации. 
Предметные результаты 
знать о детских и лицейских годах жизни писателя, знать поэтические средства художественной выразительности, уметь анализировать поэтические строки;
уметь сопоставлять силы добра и зла, охарактеризовать героев сказки;
знать жанровые особенности литературной сказки, знать схему построения литературной сказки, уметь отличать виды сказок;
находить в тексте метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения; определять композицию произведения.
Метапредметные результаты 
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять форму своих интересов.
 
Ожидаемые результаты освоения раздела программыЛичностные результатыумение диалогически взаимодействовать с писателем и его героями, использовать его произведение как

Слайд 8
Учащиеся должны уметь:

читать выразительно стихотворный текст, анализировать по вопросам, строить высказывания,

создавать историко-культурный и биографический комментарий;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценить духовно — нравственные ценности русской литературы и культуры;
формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке;
выборочно пересказывать текст, определять границы эпизода; 
развёрнуто обосновывать суждения, аргументировать выводы, приводя цитаты из текста; на основе текста давать характеристику герою.
Учащиеся должны уметь:читать выразительно стихотворный текст, анализировать по вопросам, строить высказывания, создавать историко-культурный и биографический комментарий;определять в

Слайд 9Обоснование применения в образовательном процессе технологии проблемного обучения, использования исследовательских заданий

по анализу художественных произведений

Исследовательская деятельность учащихся, построенная на «сети» проблемных заданий и вопросов, создаёт возможность свободного выбора направленности работы и в то же время «ограничивает» её пересечениями по сходству, смежности и контрасту представленных (или выявленных постепенно) проблем. Внимание к поэтике текста, т.е. индивидуальной системе эстетически действенных средств изучаемого автора, позволяет постичь художественный мир писателя, вырваться за рамки произведения и войти в мир историко-литературных и историко-культурных связей.

Обоснование применения в образовательном процессе технологии проблемного обучения, использования исследовательских заданий по анализу художественных произведений Исследовательская деятельность

Слайд 10 Система знаний и система деятельности  
Система знаний включает  
Знания из определённой научной

области:
-литературоведение, история; русский язык; искусство. 
Фундаментальные знания из конкретной предметной области:
- знание художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и читателями;
-знание содержания художественного произведения в контексте философской проблематики отражённой в нём эпохи и в социальном контексте современности; истории литературы как диалога жанров и диалога проблем; законов художественного (образного) организованного текста, рождённого из диалога писателя с реальным миром. 
Знания профильного характера:
-знание законов жизнедеятельности, способности решать межличностные и деловые разногласия адекватными способами, признание ценности духовно-нравственного бытия и самосовершенствования.
Система знаний и система деятельности   Система знаний включает  Знания из определённой научной области:

Слайд 11

Система деятельности включает 
Познавательная деятельность учащихся включает в себя :
-умение самостоятельно

и мотивированно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
-определение существенных характеристик изучаемого объекта (анализ литературного произведения как собрания «голосов», в которых заключена «частица общей правды»);
-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера (использование основных литературоведческих понятий как инструмента создания собственного текста);
 Преобразующая деятельность включает в себя:
-отношения «Человек-природа-общество» и связь со способами поиска путей согласования своей позиции и позиции собеседника, когда возникает глубокое понимание контекста его мышления, передачи продуктов своей деятельности, себя другим, установлению связи с ними, применяя опыт диалогического взаимодействия с писателем и его героями, используя его произведения как источник своего личностного развития.
Система деятельности включает  Познавательная деятельность учащихся включает в себя : -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность

Слайд 12
 Общеучебная деятельность основывается на использовании следующих методов учения:
- поиск нужной информации

по заданной теме в источниках различного типа;
-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью ;
-проектирование и организация урока осуществляется в соавторстве учителя и учащихся;
-учащиеся создают авторские тексты, имеющие адресата, являющиеся своеобразной формой живого диалогического общения и позволяющего накапливать арсенал языковых средств выражения своего субъективного мира; 
Самоорганизующая деятельность связана с самостоятельным поиском и решением учебных и личностных проблем. Это может быть интерпретация того или иного материала, поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов к выдвинутой(учителем, учеником) гипотезе, совместное решение задач, коллективные ответы на предложенные вопросы, обмен вопросами и заданиями. Осознанию своего продвижения способствует проектирование и проведение учащимися урока. Уроки проводятся и в одиночку, и группами, и в соавторстве с учителем. Такая деятельность учеников помогает им совершенствовать в себе способность адресовать свою работу другим, ориентироваться на другого, понимать свой собственный арсенал средств влияния на людей.
 

 Общеучебная деятельность основывается на использовании следующих методов учения:- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного

Слайд 13Поурочное планирование раздела
Поурочное планирование данного раздела построено
по следующему принципу:
Тема раздела

Содержание

образования

Планируемый результат

Внутрипредметные и межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

Количество часов


Поурочное планирование разделаПоурочное планирование данного раздела построено по следующему принципу:Тема разделаСодержание образованияПланируемый результатВнутрипредметные и межпредметные связиВиды контроляДомашнее

Слайд 14Поурочное планирование темы «Творчество А.С. Пушкина»
1. А.С. Пушкин Детские и лицейские

годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Цель: познакомить с биографией поэта, обучить навыкам анализа лирического произведения, выразительному чтению стихотворения.
2. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Цель: научить выявлять поэтические средства художественной выразительности, сопоставлять силы добра и зла, характеризовать героев сказки.
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сказки. Противопоставление добрых и злых сил.
Цель: научить определять жанровые особенности литературной сказки, схему построения литературной сказки, отличать виды сказок.


Поурочное планирование темы «Творчество А.С. Пушкина»1. А.С. Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как

Слайд 15
4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система образов сказки.

Нравственная красота героев.
Цель: обучить характеристике героев сказки
5. Развитие речи. Сходство литературных и народных сказок. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинских сказок.
Цель: научить различать народную и литературную сказки.
6. Развитие речи. Мои любимые сказки Пушкина. Мои любимые герои Пушкина.
Цель:
– знать особенности литературной сказки;
- уметь различать народную и литературную сказки;
- знать поэтические средства художественной выразительности;
- уметь охарактеризовать героев произведения.

4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система образов сказки. Нравственная красота героев. Цель: обучить характеристике

Слайд 16Разработка урока Тема урока: . Мои любимые сказки Пушкина. Мои любимые

герои Пушкина. Тип урока : развитие речи. Творческая мастерская.

Цель урока:
– знать особенности литературной сказки; - уметь различать народную и литературную сказки;
- знать поэтические средства художественной выразительности;
- уметь охарактеризовать героев произведения.
обучающие:
совершенствование навыков лингвопоэтического анализа художественного произведения;
учить восприятию художественного текста как процессу творческому, который находится в зависимости от читательского искусства;
развивающие задачи:
развивать эмоциональную сферу обучающихся, воображение, умение самостоятельной работы с художественными текстами;
развивать у учащихся чувство языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову, вырабатывать навыки культуры речи
воспитательные задачи:
формировать умение вступать в диалог с текстом произведения, осуществлять единство нравственного и эстетического восприятия.

Разработка урока  Тема урока: . Мои любимые сказки Пушкина. Мои любимые герои Пушкина.  Тип урока

Слайд 17Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в

устной и письменной форме

Регулятивные

Осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные	Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме  РегулятивныеОсознают

Слайд 18Оборудование и материал
портрет А.С. Пушкина;
тексты сказок поэта;
раздаточный материал (рефлексивная карта);
репродукции картин

к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» художников Т. Мавриной и Е. Пашкова;
музыка Стравинского В.Н.;
презентация-викторина по сказкам Пушкина

Оборудование и материалпортрет А.С. Пушкина;тексты сказок поэта;раздаточный материал (рефлексивная карта);репродукции картин к «Сказке о мертвой царевне и

Слайд 19Ход урока
1.Организационный момент
2. Слово учителя
3. Презентация по сказкам Пушкина
4.Работа учащихся с

методикой самооценки позиции на уроке
«Я – автор своего образования и соавтор урока»
5. Обмен сообщениями об ожиданиях относительно урока и своими представлениями о теме и цели урока.
6.Работа с художественным текстом (по результатам домашнего задания):
Обучающиеся предоставляют свои отзывы о прочитанном, пересказывают наиболее понравившиеся эпизоды сказок Пушкина, инсценируют, дают характеристики отдельным героям сказок, выявляют художественные особенности произведений (работа ведется в группах).
7. По итогам представленных домашних работ заполняется таблица-схема «Общее в сказках Пушкина и русских народных сказках».

Ход урока1.Организационный момент2. Слово учителя3. Презентация по сказкам Пушкина4.Работа учащихся с методикой самооценки позиции на уроке«Я –

Слайд 218.ВЫВОД:
Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа,

его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души
Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.
Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

8.ВЫВОД:Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный

Слайд 22
9. Рефлексия урока
10Домашнее задание
Творческое задание Написать сказку о школьной жизни

9. Рефлексия урока10Домашнее заданиеТворческое задание Написать сказку о школьной жизни

Слайд 23Итоги изучения раздела
1. Удалось увеличить количество освоенных и

прочитанных произведений А.С.Пушкина (стихотворение «Няне», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
2. Учащиеся способны воссоздавать более точную историю развития творчества А.С. Пущкина, что позволило успешнее освоить ряд теоретических проблем (рифма, ритм, способы рифмовки, изобразительно-выразительные средства, жанровые особенности литературной сказки).
Метапредметные
Наиболее сильное впечатление произвела «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Итоги изучения раздела   1. Удалось увеличить количество освоенных и прочитанных произведений А.С.Пушкина (стихотворение «Няне», «Сказка

Слайд 243.Подведение итогов работы после изучения темы показало, что уроки запоминались учащимся

по разным признакам:
3.Подведение итогов работы после изучения темы показало, что уроки запоминались учащимся по разным признакам:

Слайд 25
При освоении произведений стало очевидным, что наиболее эффективными

в обучении были исследовательские, а также творческие задания , акцент на понимание и запоминание.
Условно можно выделить три типа понимания:
семантизирующее понимание (расшифровка значений слов, их связей, названий);
когнитивное (понимание содержания и смысла связей внутри текста);
реконструкция смыслов, заложенных автором (текст как целостность, интерпретация)
 
При освоении произведений стало очевидным, что наиболее эффективными в обучении были исследовательские, а также

Слайд 26 Динамика литературного развития учащегося (по В. Г. Маранцману)
2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

Творчество А.С. Пушкина

Динамика литературного развития учащегося (по В. Г. Маранцману) 2014-2015 учебный год

Слайд 27Вывод

Система уроков по изучению жизни и творчества А.С. Пушкина, учитывающая

последние литературоведческие исследования о целостном подходе к изучению творчества поэта и выявлении в нём ведущих мотивов, способствовала достижению высоких личностных, предметных и метапредметных результатов учащимися при освоении учебного материала.
Подтвердилась эффективность использования исследовательских, творческих и проблемных заданий при изучении монографической темы.
Вывод Система уроков по изучению жизни и творчества А.С. Пушкина, учитывающая последние литературоведческие исследования о целостном подходе

Слайд 28Список использованной литературы
1.Рекомендации по написанию МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (в помощь

аттестующимся педагогическим работникам)
Игошина Татьяна Константиновна, старший методист ИМДК
2.pedsovet.ru (elenaranko.ucoz.ru)
Елена Алексеевна Ранько


Список использованной литературы1.Рекомендации  по написанию МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (в помощь аттестующимся  педагогическим работникам)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть