Биография
Создатель
русского театра
Драма «Гроза»
Комедия "Свои
люди – сочтемся "
Драма
«Бесприданница»
Драма «Гроза»
в русской критике
Александр Николаевич Островский
(1823 – 1886)
В его облике как будто ни капли возвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни.
В.Лакшин. По книге: Наумович В.Л.
Лицо времени. М. Детская лит., 1965
Для того, чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине, - любовь дает только энергию, чувство, а содержания не дает; надобно еще знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться. Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах - самое лучшее поприще для творческой деятельности.
А.Н. Островский. О романе
Ч. Диккенса "Домби и сын"
Музыка из спектакля "Гроза« по пьесе А.Н.Островского ДонецкогоТЮЗа
Дом на Малой Ордынке в Москве, в котором родился А.Н.Островский, ныне музей-усадьба великого драматурга
Смирнов С.И. Март в Замоскворечье
?
Какую роль в творческой судьбе Островского
сыграла жизнь в Замоскворечье?
Отец драматурга, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год
Музей-усадьба А.Н.Островского
в Москве на Малой Ордынке
Старое здание Московского университета на ул. Моховой. Восстановлено в 1817‑1819 гг. после пожара 1812 г. по проекту Д. Жилярди
Здание бывшего окружного
коммерческого суда в Москве
Служба в совестном суде, а позднее в коммерческом , где будущий драматург служит чиновником стола "для дел
словесной расправы ", дала возможность А.Н.Островскому познакомиться с большим количеством гражданских дел о
злостных банкротах (несостоятельных должниках), об уловках с кpeдиторами. Здесь он встретился с героями
своих будущих комедий
Милочка Маша, напрасно ты, мой ангельчик, беспокоишься! Я затем и живу в Петербурге, чтоб устроить дела как можно лучше. Пьеса сегодня вышла из цензуры, пропущена вся. Остается окончательно переговорить с Борхом,
получить с Некрасова деньги и ехать. Ты пишешь, что тебе пора выходить, — я
этому очень рад, значит ты поправилась — выходи, мой ангел! Из письма к М. В. Васильевой 25 января 1865. Петербург.
Жена А.Н.Островского
М.В.Васильева с дочерью Любой
В конце 40-х годов Островский публикует в "Московском городском листке" за 1847 год "Сцены из комедии "Несостоятельный должник", "Картину семейного счастья" и очерк "Записки замоскворецкого жителя".
Щепкин Михаил,
актер Малого театра. Портрет работы художника Н.В. Неврева
Литературную известность Островскому
приносит комедия "Банкрот", над которой он работает в 1846-1849 годах и публикует в 1850
году в журнале "Москвитянин" под
измененным заглавием "Свои люди - сочтемся!".
Начав печататься в 1847 году, Островский написал 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами, перевел 22 пьесы с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков.
Музей-усадьба А. Н. Островского. Спектакль благотворительного театра «Глагол»
«Картина семейного счастья».
Почему Островского считают создателем
русского национального театра?
?
Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.
А.Н.Островский
«С этого дня я стал считать себя русским писателем…»
А.Н. Островский. Фото 1856
1856 год – важнейший для А.Н. Островского – он переехал
в Петербург, где становится постоянным сотрудником журнала «Современник»
Этапы творческого пути:
Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон.
Непросто складывалось отношения
А.Н.Островского с журналом «Современник ,
сотрудничество с которым длилось в течение 10 лет.. Знакомство с сотрудниками журнала началось после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся!». С 1856г. Островский становится постоянным сотрудником журнала. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 социальная критика в творчестве драматурга усиливается , («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856),
«Гроза» (1859).
Сотрудничество А.Н. Островского
с журналом «Современник»
Он открыл миру человека новой формации:
купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз»
В. Г. Маранцман
Как отразилось на творчестве
А.Н.Островского сотрудничество
с журналом «Современник»?
?
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским и М. А. Булгаковым
С Островского
начинается русский театр
Пров Садовский,
актер Малого театра
Москва, Театральная площадь. Памятник А.Н.Островскому у здания Малого театра. Скульптор Андреев Н. А. 1929 бронза. Теперь Малый театр, по праву, называют Домом Островского
А.Н. Островский и
Малый театр
Здание
Малого театра
в ХlХ веке
Почему Малый театр
называют «Домом Островского»?
?
А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин,А. Островский, К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина- Косицкая, А. Нильский. Фото 1863
Осенью 1849 года комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Банкрот»), была послана в драматическую цензуру. Цензор Гедеонов, раскрывая содержание, особо указал, что все действующие лица - «отъявленные мерзавцы» , вся пьеса - «обида для русского купечества». Комедия, опубликованная в 1850 году в журнале "Москвитянин ", принесла литературную известность Островскому. Она вызвала одобрительные отклики
H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума",
"Ревизор". На "Банкроте" я ставлю номер четвертый.
В. Ф. Одоевский
Народная комедия "Свои люди – сочтемся "
В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и Лазаря. Купец Большов, решаясь на мошенническую махинацию, искренне верит, что со стороны Лазаря Подхалюзина и дочери Липочки не может быть никакого подвоха, что "свои люди сочтутся". Тут-то жизнь и готовит ему злой урок.
Отражает ли название комедии сущность
ее основного конфликта?
?
.Большов. Чай, брат, знаешь, как немцы в магазинах наших бар обирают. Положим, что мы -- не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим. Так ли, а?
Подхалюзин. Дело понятное-с. И мерять-то, говорю, надо тоже поестественнее, тяни да потягивай, только чтоб, боже сохрани, как не лопнуло; ведь не нам, говорю, после носить. Ну, а зазеваются, так никто не виноват,-- можно, говорю, и просто через руку лишний аршин шмыгнуть.
Большов. Все единственно: ведь портной украдет же. Эх, Лазарь, плохи нонче барыши: не прежние времена
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
?
«Напрасно печатано, играть же запретить…»
"Удостоив прочтения Журнал Комитета", переданный ему без промедления, Николай I на другой же день "соизволил положить на оном собственноручную Высочайшую резолюцию: "Совершенно справедливо, напрасно печатано, играть же запретить, во всяком случае уведомя об этом Князя Волконского" .
Лакшин В. Я. А. Н. Островский.
Классицизм предписывал комедиографу жесткие правила. Зритель должен был заранее знать, как относится автор к тому или иному герою, следовательно, имена и фамилии подбирались говорящие. Стародум и Скотинины в фонвизинском «Недоросле» — яркие примеры такого рода. Ранний Островский не отступает от этого правила. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемый подхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилию Большое, библейское имя Самсон (в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчество Силыч.
А.Н. Архангельский
Пошлая и достойная осмеяния
купеческая среда
Подобно гоголевскому "Ревизору", в комедии Островского изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда. Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..." Ключница Фоминична со своим взглядом на достоинства женихов: "Да что их разбирать-то! Ну, известное дело, чтоб были люди свежие, не плешивые, чтоб не пахло ничем, а там какого ни возьми, все человек".
Подхалюзин. Что ж, нет-то не выучимся; еще как выучимся-то – важнейшим манером. Зимой в Купеческое собрание будем ездить-с. Вот и знай наших-с! Польку станем танцевать.
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Драматург не изобретает сюжетов…
Их дает жизнь, история, рассказ знакомого,
порою газетная заметка. У меня… все сюжеты
заимствованы
А.Н.Островский
Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?
?
«А они-то разве благородные?»
Дикой. Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю... "Даром что ли я ее кормил! "
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Пьесой «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островский выводит на русскую сцену новый социальный тип, еще неизвестный в русской драматургии. Это купец-самодур. Комедия носит резко обличительный, в духе гоголевской традиции, характер и относится к раннему периоду творчества А. Н. Островского, когда тот только искал свой путь в литературе
Купец Большов - И.А.Любезнов.
Сцена из спектакля Малого театра
"Свои люди - сочтемся"
Утрата народного
нравственного "капитала",
Большов. А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем… А что ему за это было?» А там Присутственные места, Уголовная палата… Ведь я злостный – умышленный… ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Как вы понимаете выражение
«типы Островского»?
?
Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз. И Большов - мошенник, и Подхалюзин - мошенник, но выходит у Островского, что мошенник мошеннику рознь. В Большове еще есть наивная, простодушная вера в "своих людей", в Подхалюзине осталась лишь изворотливость и гибкость прощелыги-дельца. Большов наивнее, но крупнее. Подхалюзин умнее, но мельче, эгоистичнее.
Ю.В.Лебедев
«Оберут тебя дочиста…»
Подхалюзин. Да это что-с, Алимпияда Самсоновна, нешто мы в эдаком доме будем жить? В Каретном ряду купим-с, распишем как: на потолках это райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных – поглядеть только будут деньги давать
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Липочка. Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подмывает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
В центре картины глава купеческого семейства, толстый и плотоядный «Самсон Силыч» - это «грубое животное, в котором смолоду заглушены все симпатические стороны натуры и не развиты никакие нравственные понятия». «Моему нраву не препятствуй» - читается во всей его самодовольной фигуре. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар, добротность которого он желает определить. Что-то бычье есть во всем его облике, бесконечное самодовольство разлито по всей его тучной фигуре и выражено в заспанных, бессмысленно устремленных на девушку глазах. Самым сильным по глубине характеристик оказывается образ гувернантки. Молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно-коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Стройная фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица - все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка.
Герои картины словно бы сошли со страниц
комедий А.Н.Островского
Мотивы каких произведений А.Н.Островского можно уловить в картине В.Г. Перова?
Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. Первое произведение его ("Картина семейного счастья") не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова -- ни в похвалу, ни в порицание автора2. Через три года явилось второе произведение Островского: "Свои люди -- сочтемся"; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе…
Затем каждое новое произведение Островского возбуждало в журналистике некоторое волнение, и вскоре по поводу их образовались даже две литературные партии, радикально противоположные одна другой. Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" , провозгласившая, что Островский "четырьмя пьесами создал народный театр в России«
Н. А. Добролюбов. «Темное царство»
Н. А. Добролюбов.
Портрет работы В. Щербакова.
Созданию самого знаменитого произведения Островского –драмы "Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. "
Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.
А.Н.Островский
Волжские зарисовки
"Грозу" не Островский написал...
"Грозу" Волга написала… "
Художник Чернецов Н.Г. Кострома
Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме
Написанная в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове
Два исконных начала русского строя, русской
жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
С вечевых, некогда вольных, новгородских пригородов повеяло тем переходным временем, когда тяжелая рука Москвы сковала старую волю и наслала воевод в ежовых рукавицах на длинных загребистых лапах. Приснился поэтический «Сон на Волге», и восстали из гроба живыми и действующими «воевода» Нечай Григорьевич Шалыгин с противником своим, вольным человеком, беглым удальцом посадским Романом Дубровиным, во всей той правдивой обстановке старой Руси, которую может представить одна лишь Волга, в одно и то же время и богомольная, и разбойная, сытая и малохлебная... Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший свою новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно-изящною Катериной»
Максимов С.В. Литературные путешествия. М. 1986.
С вечевых, некогда вольных, новгородских
пригородов повеяло переходным временем
«Какая красота в природе разлита…»
Народная песня литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова) «Среди долины ровныя…»
Исп. Ю.Гуляев
Фильм «Гроза».
Б.Телегина. 1977
- Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все
под видом благочестия…(Кудряш)
Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
(Кулигин)
- Не уважишь тебя, как же… (Варвара)
-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)
Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце
все изноет, что он на своей воле гуляет.(Варвара)
- Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)
- Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)
- Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на
них!... ничего-то не знают, ни какого порядку. Проститься –
то путем не умеют… Так – то вот старина и выводится (Кабанова)
- Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)
- «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-
то ведет». «тебя не станет бояться, меня и подавно»;
«должен исполнять, что мать говорит». (Кабаниха)
Марфа Игнатьевна Кабанова
(Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
Почему Кабаниха так упорно держится за старину?
?
- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)
- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)
- Пронзительный мужик. (Кудряш)
-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)
- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)
- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)
- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)
- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)
Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве
А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. (Кудряш)
- Одно слово: воин! (Шапкин)
- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)
- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)
-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме,
а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)
-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)
Дикой, купец,
значительное
лицо в городе.
Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)
На чем основано самодурство Дикого?
?
Кулигин – Б.Бабочкин в спектакле
Малого театра
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»
Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка,
отыскивающий перпетуум-мобиле
Дикой - Борис Телегин, Кулигин – Б.Смирнов - сцена из фильма – спектакля «Гроза». Режиссеры: Феликс Глямшин,
Борис Бабочкин. 1977
Тихон - В.Доронин . Сцена из спектакля
Малого театра «Гроза» по пьесе
А.Н.Островского в постановке В.Н.Пашенной . 1962 г.
Тихон: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…»
«…А с этакой-то неволи от какой
хочешь красавицы жены убежишь».
«Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху».
«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить?»
Тихон, Варвара и Кудряш
Противопоставлена ли мораль
Варвары и Кудряша взглядам Катерины?
?
М.Н. Ермолова в роли Катерины
Первая исполнительница
роли катерины
Л. Б. Косицкая
П. А. Стрепетова в роли Катерины
Катерина – жертва
или «луч света»?
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что
сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно,
я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». (Катерина)
«Такая уж я зародилась горячая…»
Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
(Катерина)
Там родная Волга-матушка, Там звучна так песнь разгульная!.. Скучно, душно,ветры буйные, Жить в темнице разукрашенной …
Рвутся, грохочут, тонут в огне; Бурные волны стелются, скачут; Гром, непогода, буря, гроза.
Ветер хохочет
Катерина
В чем суть конфликта между
Катериной и свекровью?
?
Катерина - Людмила Щербинина в фильме – спектакле «Гроза». Режиссеры: Ф. Глямшин,Б. Бабочкин. 1977
Вопросы для исследования
образа Катерины
Катерина - Людмила Щербинина в фильме –
спектакле «Гроза». Режиссеры: Ф. Глямшин,
Б. Бабочкин. 1977
Кадры из фильма «Гроза». Режиссер:
Владимир Петров. 1933
Катерина - Алла Тарасова,
Варвара Кабанова - Ирина Зарубина- ),
Борис- Михаил Царев
Вопросы к анализу образа Катерины
Монолог Катерины
В исполнении А.Тарасовой
Нажмите на
пленку
Борис Григорьевич, племянник Дикого,
молодой человек, порядочно образованный.
Борис - Владимир Сафронов в фильме – спектакле «Гроза». Режиссеры: Ф. Глямшин, Б. Бабочкин. 1977
«Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…»
«Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой!
Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было,
как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»
Борис
Каковы главные черты характера Бориса?
?
«Обычаев я здешних
не знаю».
Нельзя мне, Катя. Не по своей
воле еду: дядя посылает. (Борис)
Нет у меня воли. Кабы была у меня
своя воля, не пошла быя к тебе. (Катерина)
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны.
(Катерина; жена Тихона Кабанова)
Катерина и Борис
Можно ли утверждать, что смерть
Катерины — это её протест?
(Смерть Катерины — это протест, бунт,
призыв к действию: Варвара сбежала из
дома, Тихон обвинил мать в смерти жены,
Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
Сможет ли город
Калинов жить по-старому?
?
Система образов в драме А.Н.Островского «Гроза»
«самодуры русской жизни»
Тихон
Борис
«Где уж мне своей
волей жить…»
смирившиеся
Варвара
Кудряш
«Лишь бы все
шито- крыто было…»
приспособившиеся
Катерина
Кулигин
несмирившиеся
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой…
«Такая я уж зародилась горячая…»
Ну, чего вы боитесь, скажите на
милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся,
боимся, точно напасти какой!
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых.
Н.А. Добролюбов. «Луч света
в темном царстве»
Н.А. Добролюбов
Григорьев Аполлон Александрович
(1822-1864) - поэт, литературный и театральный критик. Возглавил молодую редакцию журнала «Москвитянин», будучи ведущим критиком. Григорьев называл себя «последним романтиком».
Драме Островского «Гроза» он
посвятил статью «После «Грозы» Островского», 1860
В чем особенности взгляда Аполлона
Григорьева? Близки ли вам его мысли?
«…Как будто не художник,
а целый народ создавал тут!»
?
Драма «Бесприданница» (1878)
Психологическая драма «Бесприданница» написана уже в пореформенный период,
когда в жизнь вошли новые общественные явления. Уходит в прошлое мир «Грозы», мир патриархальных нравов, домостроя и самодуров, на пороге стоит мир чистогана, мир холодных дельцов, в котором все продается и покупается.
Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса . За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.
Имение обедневших дворян
Чевакинских в городе Торжке
Выросшая в мире мещанства, где процветает дух торгашества (все покупается и продается, даже человек), Лариса Огудалова – главная героиня драмы «Бесприданница» - сумела сохранить в своей душе поэтическую мечтательность, душевную красоту, богатство чувств. В отличие от других персонажей драмы — она любит и тонко понимает природу: «Я сейчас на Волгу смотрела: как там хорошо…» Дорога нам героиня и своей большой чистой любовью, которая возвышает ее над пошлостью окружающей жизни. Она готова на все ради счастья быть рядом с любимым человеком. С решительной гордостью говорит она Паратову: «А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». Но нет, в душной атмосфере «темного царства» исключается возможность человеческого счастья, и, подобно «Грозе», пьеса заканчивается гибелью героини, гибелью, явившейся для нее спасением.
Лариса Огудалова -
главная героиня
драмы «Бесприданница»
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота.
Лариса Огудалова
Фильм Э.Рязанова
«Жестокий романс»
Видео 25.03. 2012
Нажмите на
пленку
Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку - и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, - это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может. –
(Карандышев Юлий Капитоныч; молодой человек, небогатый чиновник, жених Ларисы)
Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. (...) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. (...) Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Лариса Огудалова
Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. (...) А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. (...) Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? (...) Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. (...) Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем.
Лариса Огудалова
«…Я вещь, а не человек…»
В чем суть конфликта в
пьесе «Бесприданница»?
?
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
?
"Моя задача - служить русскому
драматическому искусству»
"Моя задача - служить русскому драматическому искусству»
А. Н. Островский.
"Автобиографическая заметка"
Полн. собр. соч., т. XII, М. 1952,
стр. 246.},
Спокойная зоркость и спокойные чувства, умудренная и умиротворенная любовь к жизни (…)
— таким глядит художник из своих драм (…)
Н. Е. Эфрос
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
Ответ ………………. А4,Б3,В1
В6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова
другого персонажа?
Ответ: …………………. реплика
В7. В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в
скобках. Каким термином их обозначают?
Ответ ……………........ ремарка
С1. Как в данном эпизоде намечается основной конфликт пьесы «Гроза»?
С2. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных
поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой «Гроза» ?
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ 2014
ЕГЭ 2014
1–г
2–в
3–б
4–г
5–
6–в
7–б
8–в
9–г
10–б
11–а
12–г
13–а
14–
Правильные
ответы
«Глубокое понимание русской жизни». Жизнь и творчество
А.Н.Островского» Литературно – художественная презентация
Иншаковой Т.П., преподавателя русского языка и литературы
высшей категории
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть